Анализ одного внедрения, или PPAP в действии
За свой богатый, более чем двадцатилетний опыт внедрения различного рода информационных систем я, как и многие мои коллеги, казалось, видел все аспекты этого процесса. Но, нет предела... Волею судьбы мне довелось наблюдать поствнедренческий срез с совершенно необычной стороны.
Сначала немного истории. 2010 год, Республика Коми. Одна из ключевых проблем в государственном управлении — качество кадров. Большинство активных, уверенных в себе специалистов, пытаются «вырваться из глубинки» в Нижний, Казань, Екатеринбург... лучше в Питер, еще лучше — в Москву... Те, кто из активных остается, ориентируются, прежде всего, на бизнес. «В «госухе» ловить нечего — зарплата низкая, ответственность большая. Да и болото там... А до пенсии мне еще далеко», — типичная позиция при разговоре на «призыв» пойти поработать в государственный сектор.
Поэтому вопросы кадрового управления выходят на первый план — и именно управления, а не простого учета: компетенции, профессиональное развитие, аттестации, кадровый резерв и многое другое. Причем с уровня ведомства эта проблема уходит на уровень управления регионом в целом: единый реестр всех сотрудников, претендентов, их заслуги и провалы... Такая задача и была поставлена руководством региона перед профильным органом власти — Управлением государственной и гражданской службы Республики, которое, в свою очередь, понимая, что решить данную задачу без качественной автоматизации невозможно, заявило о необходимости создания соответствующего ИТ-инструмента и поставило задачу перед информатизаторами.
Несколько слов о проекте
Так в 2011 году стартовал проект создания и тиражирования автоматизированной системы кадрового учета государственных служащих Республики Коми — амбициозный, интересный. Более 30 органов власти, некоторые имеют муниципальные подразделения с самостоятельным кадровым учетом, в общей сложности 59 организаций на внедрение и около 150 рабочих мест. А самое важное — активный, живой функциональный заказчик, которому нужна настоящая HR, а не просто картотека. Фантастика!
В основе — решение «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения» версии 8.2. По тем временам эта конфигурация закрывала около 70% задач кадрового учета бюджетного учреждения, но не поддерживала специфику и нюансы кадрового учета государственных служащих.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Начали в 2011-м. Ушли в тираж в 2012-м. Только к 2014 году вышли на финишную прямую — закрыли все организации, ввели все данные, полностью адаптировали три с лишним тысячи отчетных форм и документов под утвержденные локальными приказами шапки и структуры... Самое главное — разработали, обкатали и раскатали единую кадровую политику во всех республиканских госорганах. В 2015-м радостно выдохнули!
На самом деле, хотя проект был неординарный, насыщенный и яркий, большинство опытных внедренцев имеет в своем багаже подобные проекты и может рассказать о проблемах, рисках, граблях и подводных камнях таких распределенных масштабных проектов. А еще — о смене приоритетов и подходов «верхов» во время внедрения проекта, о нежелании и сопротивлении «низов» инновациям, об ошибках самих внедренцев и т. п. Этому посвящено немало статей.
Анализ пользовательской оценки
И с какой же стороны мне удалось взглянуть на этот проект так, что я решил отвлечь внимание уважаемого читателя на него? Дело в том, что в связи с рядом обстоятельств, летом-осенью 2015 года проводился массовый системный опрос кадровиков 56 из 59 организаций, на которые была растиражирована система. Опрос велся совсем не техническими специалистами, поэтому содержал не только, а точнее не столько технические, сколько организационные и поствнедренческие вопросы: как проходило внедрение, было ли обучение, все ли сделали из того, что требовалось, используете ли систему сейчас и прочее. По определенным причинам я могу быть уверен, что респонденты отвечали четко, говорили именно то, что думают...
Используя результаты опроса, я провел детальный анализ по следующим аспектам: используется ли сейчас система, какова (естественно, субъективная) оценка процесса внедрения и сопровождения системы. Имеющиеся данные были наложены, с одной стороны, на число точек внедрения, с другой — на количество учитываемого персонала, а это прямой показатель объема обрабатываемой информации каждой организацией, где внедрена система. Для специалистов, занимающихся внедрением масштабных распределенных информационных систем, полученные «картинки» могут оказаться как минимум интересными, а как максимум — полезными.
Для того чтобы исключить часть вопросов, которые вероятнее всего возникнут после прочтения материала, сделаю несколько уточнений. В проекте я представлял службу ИТ-заказчика, а не внедренца или разработчика, но, разумеется, как технический заказчик отвечал за качество внедрения. Участниками проекта работы были приняты в полном объеме, подписаны все необходимые акты, в том числе и пообъектные. Функциональный заказчик результатами проекта остался очень доволен: были реализованы все его ожидания, и даже сверх того. В качестве подтверждения его позиции — в 2016 году систему представили на общероссийском конкурсе по использованию информационно-коммуникационных технологий на государственной гражданской службе. Конкурс проходил в рамках общероссийского семинара для представителей кадровых подразделений государственных органов федерального и регионального уровней «Информационно-коммуникационные технологии на государственной гражданской службе Российской Федерации» на базе Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Система заняла четвертое место. Сейчас в системе ведется управление данными по всем сотрудникам, которые работают, работали или собираются работать (кадровый резерв) в органах государственной власти региона или на должностях руководителей подведомственных учреждений, а это свыше 7000 персон.
Итак, несколько нестандартных статистических срезов на внедрение информационной системы.
Для удобства и наглядности будем оперировать количеством сотрудников, учтенных в системе на момент проведения опроса и указанных респондентами — это 2497 персон. Общее количество организаций (точек внедрения системы) — 56.
Срез первый: пост-внедренческое использование системы
Очень важным является срез по использованию системы через два года после ее внедрения. См. табл 1.
Использование системы |
Количество точек внедрения |
Количество учитываемых персон |
Используют | 34 | 2043 |
Используют частично | 7 | 315 |
Не используют | 15 | 139 |
Общий итог | 56 | 2497 |
Таблица 1. Использование системы через два года после ее внедрения
Сразу выявляется некий «конфликт оценки». Систему не использует 26% организаций, но эти организации учитывают чуть более 5% персон от их общего количества в системе.
Приведу распределение этих же количественных показателей, но с учетом оценки качества внедрения и эксплуатации системы пользователями на местах. Оценка, разумеется, сугубо субъективна, но она добавляет «недостающих красок». Важно отметить, что это именно оценка внедрения системы, а не качества самой системы: о качестве системы и о ее функционале 44 из 56 респондентов заявили, что замечаний к системе у них нет, 10 респондентов не указали каких-либо замечаний (в основном это те, кто не использует систему) и у двух респондентов есть несущественные текущие замечания-предложения. Итак, качество внедрения пользователи оценили следующим образом. См. табл. 2
Оценка внедрения | Количество точек внедрения | Количество учитываемых персон |
Хорошо | 22 | 1844 |
Удовлетворительно | 13 | 197 |
Плохо | 14 | 413 |
Не могу ответить |
7 | 43 |
Общий итог |
56 | 2497 |
Таблица 2. Качество внедрения
Для наглядности отразим эту же картину на паре диаграмм (см.диаграмма 1 и 2):
Вот они — первые разгадки «конфликта оценки». Те, кто ведет большую часть данных (74+8=82%), удовлетворен внедрением, причем абсолютно подавляющее большинство из них (74%) вообще довольны и дают исключительно позитивные отзывы о проведенных мероприятиях.
При распределении по количеству точек внедрения мы видим совсем другую картину: 25% сотрудников, занимающихся кадровым учетом, недовольны процессом, да и результатом внедрения тоже. Первая диаграмма дает картинку, мягко говоря, печальную. Общий оценочный фон — явно не шикарный.
Да, многие скажут, да и я сам бы сказал: «Вполне ожидаемый результат! Это картина почти любого проекта!» Но на вопрос: «А почему именно такая картина?» — мы уже получим, как правило, пространные «философские» ответы. Попробую разобраться, в чем же здесь дело...
Срез второй: зависимость удовлетворенности пользователей от их территориальной принадлежности
Подключим к рассмотрению следующий фактор — территориальный, ведь как уже было сказано, создана распределенная система. Позволю себе немного упростить понятия. Дело в том, что людям, не знакомым со структурой государственного управления, мало что объяснят соотношения: орган власти/представительство или регион/муниципалитет. Поэтому применю более привычное деление: Сыктывкар/«Глубинка», (да простят меня все госслужащие!). Итак, размещение точек внедрения и учитываемых персон по территории Республики выглядит следующим образом. См. табл. 3
Расположение |
Количество точек внедрения |
Количество учитываемых персон |
Сыктывкар | 33 | 2423 |
«Глубинка» | 23 | 74 |
Общий итог | 56 | 2497 |
Табл.3 Размещение точек внедрения и учитываемых персон
Вроде бы, вот оно — конфликт разгадан. Мы точно должны увидеть явный перекос в сторону «глубинки» по неудовлетворенности. Они удалены от точек принятия решений, менее склонны к переменам, там меньше квалифицированных специалистов — первым делом всплывают стереотипные представления.
Попробуем все же разобраться. Для этого воспользуемся популярным сейчас методом: PPAP (Pen Pineapple Apple Pen): «I have a pen, I have a Apple! Uh! Apple-pen!» (Кацухико Косаки).
Наложим пообъектно информацию о распределенности системы на оценку удовлетворенности. И получаем... Apple-pen... См. диаграмма 3.
Диаграмма 3 Распределение оценок по точкам внедрения с учетом типа территории
Однако из графика мы видим, что оценки «глубинки» — хорошо, удовлетворительно, плохо (оранжевый цвет) — распределились практически равномерно. То есть «удаленность от центра» здесь ни при чем.
Срез третий: зависимость удовлетворенности пользователей от их возраста
«Возможно, дело в возрасте сотрудников, которых заставляют работать с системой», — скажет искушенный читатель.
Посмотрим... Для начала скажем, что средний возраст сотрудников, отвечающих за кадровый, — 41 год, что вполне ожидаемо. Копаем дальше — накладываем возраст на оценку... Pineapple-pen... См. табл. 4
Таблица 4 Распределение оценок по точкам внедрения с учетом возраста респондентов
Можно сделать вывод, что возраст пользователей — внедрению тоже не помеха.
Срез четвертый: зависимость удовлетворенности пользователей от их образования
Что же тогда? Может быть, образование? Девяносто шесть процентов респондентов (54 человека) имеют высшее образование. Однако профильное высшее, к которому отнесем управление персоналом, государственное и муниципальное управление, психологов и юриспруденцию, имеют 13 человек, или 23% от общего количества опрошенных. Уже интересно.
Посмотрим распределение оценок внедрения системы в наложении на профильность образования. Даже при рассмотрении оценки в разрезе количества респондентов (по точкам внедрения) мы получаем интересный график. См.график 1.
График 1 Распределение оценок по точкам внедрения с учетом образования респондентов
Очевидно, что специалисты с профильным образованием преимущественно положительно оценили систему. Но если этот же график проанализировать в разрезе количества учитываемых персон, то картина очень удивит. Итак, Apple-pen, Pineapple-pen. Uh!
Мы видим, что специалисты с «неустановленным» профилем образования ушли фактически в статистическую погрешность. И весь негативный фон от внедрения системы появился от непрофильных специалистов, вынужденных погружаться в недра «неродной» им профессии...
Вот и ответ! Необходимо обратить особое внимание на профильность образования у специалистов, для которых внедряется система, и «непрофильным» уделять, наверное, чуть больше внимания…
Срез пятый: неожиданная зависимость
Ну и на десерт: Pen-Pineapple-Apple-Pen! Я, естественно, не мог удержаться и не сравнить зависимости оценок качества внедрения от семейного положения респондентов. Думал просто улыбнусь, а оказалось... (см. синий график — это семейные)
Так вот в чем дело! Неодинокие люди, вероятно, в целом более позитивны и склонны к освоению технологий и внедрению инноваций... А если серьезно, то вот она — еще одна плоскость риска. Или точнее, зона особого внимания.
Всем хороших внедрений!
Опубликовано 13.12.2016