Синдром туннельного зрения

Логотип компании
Синдром туннельного зрения
Пользователи не заговорят с нами на нашем языке. ИТ-специалистам все же придется выучить язык пользователей.

Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение.

«Москва слезам не верит»

Ах, какие горизонты рисовались перед нами. Как мы негодовали, когда наши пользователи совершали «глупые ошибки» и не хотели учить «элементарные вещи». Как мы надеялись, что вот-вот наши пользователи наконец-то поймут… или придут новые поколения пользователей… А фраза «мои бухгалтера не программисты и эксель знать не обязаны» окажется где-то там, среди малиновых пиджаков и шестисотых мерседесов. И вот компьютеры в каждом доме и все пользователи поголовно грамотные. В кармане каждого тинейджера лежат вычислительные ресуры, превосходящие все компьютеры NASA, с помощью которых американцы отправили человека на Луну и благополучно вернули его обратно. Я уже больше трех лет не CIO, а консультант и бизнес-тренер. Компьютерные программы научились проходить «тест Тьюринга». Но я все отчетливее понимаю, что наши надежды не сбылись. И, судя по всему, уже не сбудутся. Пользователи не заговорят с нами на нашем языке. ИТ-специалистам все же придется выучить язык пользователей.

Если где-то нет чего-то, значит, кто-то где-то есть. Только где он, этот кто-то, и куда он мог залезть?

Детская считалка

Действительно ли это так трудно? Да. Это нелегко. Это немного похоже на то, как если бы нам надо было выучить несколько новых языков программирования. Язык финансистов. Язык маркетологов. Язык логистов. Язык операционных менеджеров. Позвольте, зачем же нам-то учить все эти языки? Как вообще ИТ-специалисты могут понимать их всех, если они сами не понимают друг друга? Есть несколько причин, по которым это возможно. Самая зримая – это то, что где-то в недрах наших баз данных и пользовательских приложений все эти языки очищаются до одного универсального языка. Нашего языка. Языка цифр. Языка символов. Языка бинарного кода. Хороший ИТ-специалист уже давно специалист не только в области ИТ. Узкая специализация в области ИТ – удел техников и кодеров. Поскольку в бизнесе, как и везде, управлять можно только тем, что можно измерить, а универсальная единица измерения – цифра, то хороший специалист в области ИТ – это переводчик. Переводчик с логистического на финансовый, с финансового на маркетинговый и наоборот. Но есть и вторая причина. Особенности психики человека.

Кора мозга есть только у человека, и она возникла для того, чтобы помочь нам управлять социальным, культурным взаимодействием и взаимодействием с окружающей средой.

Роберт Дилтс

Человеческая психика устроена затейливым образом. Под нашей черепной коробкой находится как минимум три мозга. В центре – самый древний мозг, мозг рептилии. Он знает простые ответы на очень немного простых вопросов. «Это еда?», «Это может меня съесть?», «Это то, что даст мне возможность воспроизвести потомство?». Его реакции просты и мгновенны. Бей, беги, замри. Все наши органы чувств заведены в этот центр. В этом наше счастье, это позволяет нам выживать, мгновенно реагируя на ситуацию. Первая реакция. Бей, беги или замри. В этом и наша беда, потому что мы давно не рептилии. Через доли секунды сигнал достигает второго мозга, который плотно облегает первый. Мозга животного. О, здесь выбор намного богаче. Здесь живут эмоции. «Это меня пугает?», «Мне весело?», «Мне грустно?». Отсюда пойдет второй слой реакций, реакций эмоций. Их видно. Они вызывают микрореакции мышц, которые хорошо различимы. Они придут чуть позже, чем из мозга рептилии, но все же достаточно быстро. Очень часто нам не надо, чтобы нам ответили на наш вопрос, достаточно, чтобы его услышали. Через одну десятую секунды мышцы лица ответят, и это будет честный ответ. Через некоторое время, несколько долей секунды, пройдя сквозь мозг животного и окрасившись всей палитрой эмоций, сигнал дойдет до неокортекса. До коры головного мозга, где живут наши мысли. Способов миновать мозг животного мало. Основные сигналы приходят из него. Мы видим не столько окружающих, сколько свои эмоции по поводу окружающих. Что из этого следует? Прежде всего то, что решений, лишенных эмоций, – нет. Нет и математически выверенных логичных решений. Это хорошо знать, не правда ли? Какие бы красивые логические построения вы ни строили у себя в мозгу, сам входной сигнал состоит из эмоций, которые возникли в мозгу животного под влиянием сигналов, пришедших из мозга рептилии. Все наши решения окрашены эмоциями, вопрос только в том, признаемся ли мы в этом самим себе, и тогда у нас есть шанс это как-то учесть. Или не признаемся – и тогда такого шанса нет. Разумеется, наш мозг великолепно обо всем этом осведомлен и старается с этим как-то справиться, но, как известно, garbage in, garbage out. Мы все пытаемся тем не менее как-то ориентироваться в этом причудливом мире. В этом нам помогают фильтры, которые мы выстраиваем всю жизнь. Что в этом мире важно? Люди? Смыслы? Вещи? Время? На кого ориентироваться в принятии решений? На себя? На начальника? Что в приоритете? Процессы? Результат? Эти фильтры выстраиваются с раннего детства и с годами становятся все жестче, пока не превращаются в узкие тоннели, через которые мы видим мир. Это называется «туннельное зрение».

Вопрос: «Как создать мой мир? Нажимаю «создать», и ничего не происходит. Подскажите».

Ответ: «Ну сперва надо отделить небо от тверди и сказать громко так: “Да будет свет!” Дальше всё по мануалу...»

Из вопросов и ответов на mail.ru

Как-то раз в далеком Владивостоке я участвовал в стратегической сессии по внедрению системы сбалансированных показателей в весьма крупной организации. Топ-менеджеры зачитывали презентации, а я, слушая, мимоходом зарисовывал их систему фильтров. Наукообразно выражаясь, «создавал метапрограммные профили». Делал я это с чисто утилитарной целью – чтобы понимать, что для них важно и на что мне надо обратить особое внимание. Я нарисовал набор генерального директора, потом коммерческого, потом директора по регионам. Он показался мне смутно знакомым. Когда я начал рисовать профиль четвертого выступающего, я понял, что в четвертый раз рисую одно и то же. Они вместе уже десять-пятнадцать лет. Их отбирали и вели по карьерной лестнице одни и те же люди. Они все видят мир одинаково. И это полбеды. Настоящая беда в том, что они еще и не видят его одинаково. Они все вместе не видят огромных кусков реальности. Психологи это называют «слепое пятно». Они годами бьются над проблемой сверхнормативных складских запасов, которая решается одной строчкой во внутренней учетной политике. Прокручивая бэк-треком все сотни организаций, которым я помог за эти годы, я понял, что так оно, как правило, и происходит. Человек с другим набором фильтров воспринимается как бунтарь. Он не всегда привержен корпоративным ценностям, часто не принимает методов, которыми организация их достигает, ему режет глаз малейшее несоответствие между декларациями и действиями. Всем, видите ли, не режет, а ему режет. Владельцы и CEO плохо переносят бунтарей в своей организации. Их или выпинывают или запинывают. И уж точно не слышат. Как не услышали мой мягкий вопрос: «Что будет, если в формулу вычисления KPI регионального директора вы добавите стоимость денег, замороженных в товаре на складах в его регионе?»

И все же есть буквально несколько мест в организации, где можно найти людей, которые имеют возможность видеть и обсуждать то, что для остальных находится в слепом пятне. Среди них подразделение ИТ. Им даже позволяют немножко бунтовать. Хороших специалистов мало, и их терпят. При этом сама работа CIO, особенно CIO в проектах, заставляет раздвигать собственные фильтры. Что важнее в проектах – люди, время, смыслы или действия? На что надо обращать в проекте особое внимание – на выстраивание процесса или на достижение результата? На чьи ощущения, кроме своих собственных, ты можешь ориентироваться, учитывая многочисленные требования всех заинтересованных сторон? Зашоренные CIO живут и не счастливо и не долго. Конец такой сказки будет звучать: «Они жили плохо и недолго и умерли в один день со своей организацией».

Древнекитайский ритуал вопрошения смысла «Ня-Фига» выполняется следующим образом. Займите удобную позу, выпрямите спину, успокойте дыхание. В самую глубину этого спокойного озера своего центра бросьте маленькое зернышко простого вопроса: «Зачем?» И обязательно дождитесь ответа.

Из описания древнекитайских ритуалов вопрошения смысла

Ладно. Хорошо. Есть как минимум две причины, по которым мы можем выучить язык всех остальных функциональных подразделений. Но ради всего святого, может ли кто-нибудь указать хоть одну, по которой мы должны это делать? Психологи очень любят одну замечательную фразу: «Вы не обязаны. Но вы можете». Конечно, мы не должны. Но мы можем это сделать, именно для нас это не так уж трудно. Как для человека, который знает двадцать иностранных языков, нетрудно выучить двадцать первый. И получить в организации ровно те же преимущества, которые имеет полиглот перед человеком, ограниченным единственным языком. Кстати, между прочим, переводчики – это те люди, которые очень близко знакомы с сильными мира сего. Это те люди, которые участвуют во всех серьезных переговорах и совещаниях. Фактически они единственные, кто знает неотредактированную версию правды, которая неизвестна даже самим участникам, ведь они слышат только перевод. У них очень интересная жизнь, у этих переводчиков.

Для освоения языка финансистов и основ финансового анализа достаточно хорошего трехдневного семинара. Еще три дня стоит потратить на основы маркетинга. Поскольку логистике я не обучаю, не могу сказать достоверно, сколько надо на обучение «логистического языка». Но, полагаю, даже с запасом, чтобы не быть логистом, а понимать логистов и переводить с логистического на маркетинговый и наоборот, положим дней пять. Еще столько же на общие основы коммуникаций и работы с конфликтами. В общем, от большой фантазии, на все это надо от силы дней двадцать. Разве не здорово это знать? Что, использовав для этого пару дней в месяц, можно за день стать универсальным переводчиком-синхронистом для своего бизнеса. И даже, периодически выполняя еще более глубокий, чем «Ня-Фига», древнекитайский ритуал «Ня-Фига Ономне Лич-Но», убрать часть слепых пятен своей организации. А работать в успешной организации намного приятнее, чем в неуспешной.

Опубликовано 02.06.2015