Старый друг лучше новых двух

Логотип компании
Старый друг лучше новых двух
Компания «Пересвет-Инвест» внедрила отраслевую специализированную систему управления строительными проектами.

«У меня непритязательный вкус – мне вполне достаточно самого лучшего», – говорил английский писатель Оскар Уайльд. Подобный подход вполне применим и в сфере ИТ, при этом самое лучшее решение далеко не всегда будет самым дорогим. Об этом, в частности, свидетельствует опыт компании «Пересвет-Инвест», которая недавно внедрила отраслевую специализированную систему управления строительными проектами. Мы задали несколько вопросов ее ИТ-директору – Владимиру Трясцину.

Как специфика строительства недвижимости отражается на выборе ИТ-инструментов и их применении? Как это происходит в вашей компании?

Мы – инвестиционно-девелоперская компания: непосредственно к сфере недвижимости не относимся, но у нас есть партнеры в этом бизнесе. Изначально мы занимались продажей недвижимости как риелторы. Это было до 2003 года, когда я только пришел сюда работать. Затем мы начали строить жилые и нежилые объекты, что, конечно, повлияло на круг задач, которые следовало автоматизировать. Первоначальное понимание целей и задач автоматизации, бывшее у сотрудников Компании в те годы, можно назвать достаточно условным. Просто люди выполняли задачу тем или иным образом, потому что считали, что это и есть правильно. Практически никто на тот момент не работал в крупных ERP-системах. В лучшем случае знали продукты Microsoft Office. Даже «1С» тогда еще не существовала как ERP-система – ее использовали только для бухгалтерского учета. Когда мы стали инвестиционно-девелоперской компанией, перед нами встала задача выбора качественного продукта для автоматизации Компании в целом. В то время девелоперская отрасль и недвижимость находились на подъеме, это был период с 2003 по 2008 год, который сегодня экономисты часто называют «сытые годы». Тогда нужно было обладать достаточной долей мудрости, чтобы понять, что все это когда-нибудь закончится. В поисках того самого продукта я ездил по разным системным интеграторам и рассказывал им о наших задачах. Мне не раз так и говорили: «Вы очень нестандартная компания». Но в дальнейшем, как показала жизнь, мы как раз и были в большой степени стандартным средним Российским предприятием.. Это было хорошо, поскольку, озадачившись выбором платформы для автоматизации, наши сотрудники активно обучались, изучали стандартные подходы, апробированные временем.

И каким был первый опыт?

Первым серьезным ИТ-проектом стало внедрение ERP-системы –достаточно тяжелый проект, больше похожий на экспериментальный. Мы занимаемся проектной деятельностью, поэтому одними из первых внедряли модуль для управления проектами. Но в конечном итоге так его и не внедрили, потому что наши бизнес-процессы «не укладывались» в стандартную функциональность и требовалось их серьезно изменить. А делать это мы считали нецелесообразным.

Экономический кризис серьезно отразился на девелоперском рынке. Как изменились приоритеты в информатизации?

К счастью, у нас нет сокращений персонала. Есть временное сокращение проектной деятельности, но мы ждем крупных проектов, которые должны появиться, несмотря на кризис. Наша задача – сберечь ресурсы, которые мы успели накопить – как людские, так и технологические. Все это необходимо поддерживать и по возможности развивать собственными силами. Наши силы не столь велики, но они есть. В нашей компании практически не используется ИТ-аутсорсинг, разве только мы получаем техническую поддержку от разработчиков тех или иных продуктов. Все остальное делаем сами, поскольку ИТ-специалистов у нас достаточно и размещены мы довольно компактно. Но есть одна специфика девелоперского бизнеса: у всех подобных компаний имеется довольно большое число юридических лиц. Чаще всего на каждый проект создается или приобретается юридическое лицо. К примеру, мы приобретаем для девелоперского проекта земельный участок. Как правило, приобретается и юрлицо, владеющее этим участком. Также для некоторых направлений деятельности нужно образовывать отдельные юридические лица. Вся эта специфика влияет и на ИТ. У нас есть свой ландшафт корпоративных информационных систем, он состоит из двух основных частей. Первая часть отвечает за автоматизацию обычных бизнес-процессов, которые являются общими для любых компаний: финансовые модули, электронный документооборот, корпоративные справочники, управленческий учет и отчетность, бизнес-аналитика. Вторая часть отражает специфику бизнес-процессов именно нашего бизнеса: мы ведем девелоперские проекты, выступаем в роли заказчика-застройщика, можем выступать и в роли генподрядчика. Кроме того, занимаемся реализацией объектов недвижимости, в нашем случае – жилой. Вся эта деятельность сопряжена со специфическими бизнес-процессами.

Вы много лет работали программистом, имеете огромный опыт как разработки, так и руководства процессом разработки – как это помогает в нынешней деятельности?

Как программист, я привык подходить к задачам «от сохи», исходя из конкретных условий. Есть задача – и мы оцениваем способы ее решения с позиции имеющихся продуктов для автоматизации, подходящих для девелоперских компаний. Одним из наиболее удачных продуктов, по моему мнению, является Oracle Primavera. Нам нужно было понять, как автоматизировать наши бизнес-процессы на самом дорогом и развитом технологическом продукте. Для наших условий набор модулей в Oracle Primavera достаточно широк. Автоматизация в расчете на одно рабочее место обошлась примерно в 15 тысяч долларов. Цифра внушительная. Дело в том, что Oracle Primavera – довольно мощное решение, способное выполнять и те функции, которые возложены на ERP-систему. Можно было бы внедрить Primavera и не внедрять ERP. Но ERP у нас к тому моменту уже была, и тоже от Oracle. Поэтому мы решили, что нужно развиваться на платформе Oracle, но не Oracle E-Business Suite. К тому моменту появилась уже новая линейка – Oracle Fusion Middleware, и мы обратились к нашему давнему партнеру, с которым вместе внедряли ERP – компании «ФОРС». Предстояло решить, на какой платформе развиваться дальше: на Oracle E-Business Suite или Fusion Middleware. Дело в том, что работающая у нас Oracle ERP не самой последней версии, а развиваться на несколько устаревшей платформе, автоматизировать на ней новые бизнес-процессы было бы неразумно. Да и партнерам намного интереснее заниматься новыми решениями. Кроме того, мы пришли к выводу, что инструментарий Fusion Middleware позволял создать систему, более дружественную к пользователю. Мы реализовали небольшой пилотный проект: сделали несколько небольших форм, чтобы проверить в условиях нашей компании, насколько удобный и красивый получается интерфейс. Отклик оказался положительным. Если бы такого отклика не получили, то, думаю, сделали бы выбор в пользу какой-то другой платформы.

Продукты Oracle, повторю, у нас работают много лет и для работы с ними есть достаточное количество специалистов. До Oracle у нас был лишь Microsoft Office и некоторые бесплатные решения, которые использовались в небольшом объеме.

А для чего потребовалась система управления девелоперскими проектами?

В такой компании, как наша, сократить издержки за счет автоматизации практически невозможно. В ритейле, финансовой сфере, где основной бизнес опирается на ИТ и где количество ИТ-операций огромно, возможности для оптимизации гораздо шире. У нас ситуация иная. В нашей области очень сложно оценить эффект от автоматизации, поскольку главное преимущество состоит в выстраивании и автоматизации бизнес-процессов внутри компании. Если этого нет, компания находится в состоянии информационного беспорядка, и какой-либо эффект от автоматизации сложно оценить. Оптимизация в ходе самих строительных, закупочных и других процессов возможна лишь тогда, когда ею занимаются люди, непосредственно вовлеченные в эти процессы. А информационные системы выполняют функции инструмента ввода, обработки, учета и контроля. И здесь как раз я бы хотел рассказать о нашем недавнем совместном проекте с ФОРС. Он был посвящен автоматизации деятельности подразделения, управляющего девелоперскими проектами. Нужно было создать автоматизированные рабочие места для руководителей проектов, руководителя подразделения, инженеров производственно-технического отдела, а также топ-менеджмента компании. Требовалось построение единого места для хранения документации по проекту, получить рабочее место, где можно было бы моделировать девелоперский проект до вхождения в него. Что я имею в виду? Появляется предложение по земельному участку, на котором можно реализовать девелоперский проект. Есть некоторые исходные данные, понимание того, что можно построить на этом участке, понимание ограничений по этажности, возможности или невозможности построить подземный паркинг и т. д. Перед тем как войти в этот проект, требуется произвести моделирование, в результате которого будет получена финансовая и временная оценка проекта. Для такого моделирования необходим специфический ИТ- инструментарий, который и был по нашему заказу разработан компанией «ФОРС Центр разработки». Затем после вхождения в проект требуется планирование укрупнённой сметы на строительный объект, планирование работ, ведение договоров генподряда и подрядных, авансирование и оплата работ по договорам, сбор информации о фактически выполненных работах, обеспечение анализа текущего состояния строительного проекта и прогнозирование срока завершения и оставшихся объёмов и финансовых расходов. Все эти задачи также были автоматизированы. В результате в системе получается цельная информационная пирамида отражающая «картину» строительного проекта.

С какими сложностями довелось столкнуться в ходе проекта?

Исходным материалом для аналитической части послужил опыт наших специалистов, много лет работающих с девелоперскими проектами, но этот опыт нужно было выразить в виде ТЗ. Проектная команда – специалисты ФОРС и я, как руководитель проекта, – должны были получить эту информацию, переварить ее, превратив в технические требования, воплотить в решениях, а затем получить обратную связь от функциональных подразделений. Процесс больше напоминал экстремальное программирование и экстремальную автоматизацию. Часто мы предлагали какое-то решение, но оно не устраивало пользователей, и приходилось его дорабатывать, а иногда переделывать полностью. Не скрою, процесс был сложный, но нам удалось получить результаты, которые удовлетворили ключевых сотрудников компании. Они получили систему, которая не просто решает их задачи, но и интегрируется со старыми корпоративными приложениями. Нам пришлось интегрировать устаревшие версии программных продуктов Oracle с совершенно новыми с разницей выпуска более чем в пять лет, поэтому эта задача заняла довольно продолжительное время. Зато теперь у нас, например, финансовая информация из ERP-системы попадает в модуль автоматизации девелоперской деятельности и обратно. Еще одна сложность состояла в том, что никто из участников проекта не видел прототипа системы, автоматизирующей девелоперские процессы. Да, Oracle Primavera позволяет это сделать. Но это огромная модульная система со своей философией, которая не соответствует бизнес-процессам нашей компании. Ведь чем отличается решение для крупных компаний от решения для маленьких компаний? В последних, как правило, бизнес-процессы упрощены, и, внедряя тяжелое бизнес-решение, мы неизбежно столкнемся с тем, что большая часть функциональности просто не требуется и усложняет работу пользователям.

А как насчет перспективы облаков? Ведь там вы получаете и платите только за то, что вам нужно?

Звучит, конечно, красиво. Дайте нам облако, в котором есть готовое ПО, соответствующее нашим бизнес-процессам. Мы четко осознаем, что заказное решение более эффективно для нас, чем типовое. Выше мы говорили об оптимизации. Я считаю, что в нашем случае разработка заказного решения и есть оптимизация. Это намного выгоднее, чем внедрять готовый продукт, а затем дорабатывать его под себя. Кроме того, не придется набирать новых специалистов, оплачивать техническую поддержку, а это уже реальный эффект, измеряемый в деньгах.

Какими общими правилами и критериями вы руководствуетесь при выборе ИТ-поставщиков?

Первичны, как я уже говорил, цель и задача, которую нужно решить. Под них мы находим наиболее технологичное решение, какое только существует на рынке, а, уже подобрав его, ищем поставщика и интегратора, который бы его внедрил. Главное – получить хороший результат за разумные деньги. Причем хороший результат первичен, а денежный фактор вторичен. Если стоимость оказывается совсем неподъемной для нас, то от решения приходится отказываться. Можно привести аналогию с автомобилем. Если нужно стабильно ездить на работу, вы выберете надёжную и качественную иномарку, не рассматривая неизвестных производителей автомобилей, но при этом будете искать продавца, который предложит вам её за лучшую цену. Если же поймете, что машина слишком дорога в обслуживании, а условия автокредита для вас неприемлемы, только тогда предпочтете что-то подешевле. Но пока вы не произведете все необходимые расчеты, не поймете, что вот этот продукт вам подойдет, а этот нет, вы так и не сделаете правильный выбор. Когда мы внедряли Oracle ERP, это был дорогостоящий продукт. Но в те годы появились специальные предложения для малого бизнеса за вполне приемлемую цену. Да, они были ограничены в технологическом плане, но для нас эти ограничения оказались несущественными.

И последний вопрос. Насколько оправдались ваши ожидания от проекта и готовы ли вы порекомендовать данное решение коллегам по девелоперскому рынку?

Мои личные ожидания оправдались на сто процентов. И ожидания ключевых сотрудников – тоже. Мы очень довольны как своим подрядчиком, так и сделанным нами выбором в пользу платформы Oracle Fusion Middleware. Решение, разработанное ФОРС на её базе, хорошо приживется в тех девелоперских компаниях, где уже применяются продукты Oracle, и есть нужные специалисты. Также оно может быть востребовано в тех компаниях, где вся ИТ-составляющая отдана на аутсорсинг. Не будет большой разницы, если подобное решение создать на другой платформе, например, «1С». И в стоимости не будет особой разницы, если при этом задействовать аутсорсинг. Главное – не нужно бояться сложных ИТ-решений, а нужно бояться непроверенных, никем не внедрённых решений. Все страхи от непонимания. Кроме того, продукты Oracle славятся тем, что их довольно сложно внедрить, но они будут работать много лет за счёт хорошей масштабируемости и качества.

Читайте также
Почему даже системные администраторы должны работать в строго контролируемых рамках? IT-World разбирался, как PAM поможет защитить и администратора и всю компанию от неприятных сюрпризов.

Опубликовано 01.06.2015

Похожие статьи