Драйвер развития или момент истины

Логотип компании
Драйвер развития или момент истины
Кризис вносит серьезные коррективы в ИТ-стратегии и планы многих компаний, однако CIO полны оптимизма.

Кризис вносит серьезные коррективы в ИТ-стратегии и планы многих компаний, однако CIO полны оптимизма. Ведь именно в период неопределенности обычно происходит переоценка роли информационных технологий и приходит понимание того, что это важный инструмент повышения эффективности бизнеса и драйвер его развития.

В сложной ситуации компании действуют по-разному: кто-то сокращает ИТ-бюджеты и ИТ-департаменты без оглядки на возможные последствия, кто-то минимизирует расходы, сворачивая долгосрочные ИТ-проекты и фокусируясь на поддержании существующей инфраструктуры. «В условиях экономической неопределенности минимизация затрат на все обеспечивающие подразделения и отказ от новых проектов, требующих инвестиций, – вполне естественная реакция любой компании. А поскольку информационные технологии являются неотъемлемой частью бизнеса, то их главной задачей в сложный период также становится сокращение затрат», – отмечает Олег Скачков, заместитель директора по ИТ компании «Пермэнергосбыт».

Драйвер развития или момент истины. Рис. 1

Олег Скачков, заместитель директора по ИТ ОАО «Пермэнергосбыт»:

«Отношение руководства компании и акционеров к роли ИТ в бизнесе во время экономической неопределенности меняться не должно: ИТ как были, так и остаются инструментом повышения эффективности и сокращения затрат компании».

=============================

Но, несмотря на все сложности, ИТ-директора убеждены, что у них нет поводов для беспокойства за свою карьеру. Ведь даже в кризис находятся компании, которых интересует, как информационные технологии способны помочь бизнесу выпутаться из неприятностей. По оценке Алексея Максимачева, директора по ИТ группы компаний «Бюллетень Недвижимости», это очень сильно зависит от сферы деятельности, но если бизнес не намерен закрываться или даже пытается развиваться на волне кризиса, роль ИТ для него становится очень важной. «Для любой компании крайне важно соблюсти правильный баланс между минимизацией расходов и финансированием развития технологий, поскольку именно они в конечном счете позволят не только выжить и сохранить позицию на рынке, но и создадут фундамент для последующего интенсивного развития бизнеса», – уверен Александр Антонов, директор по информационным технологиям ЗАО «Комплексные энергетические системы». 

Драйвер развития или момент истины. Рис. 2

Александр Антонов, директор по информационым технологиям ЗАО «Комплексные энергетические системы»:

«Отказавшись от финансирования ИТ в кризисный период, компания рискует потерять не только свою текущую позицию на рынке, но и возможность наверстать упущенное в будущем».

============================

Крепость уз

Экономические риски и неопределенности в той или иной мере существуют всегда, вне зависимости от внешних и внутренних факторов. Но, как показывает практика, компании, в которых отношения между бизнесом и ИТ налажены, выдерживают любые испытания на прочность. По мнению Сергея Адмиральского, ИТ-директора компании «Адамас», в кризисных условиях взаимоотношения между бизнесом и ИТ редко подвергаются изменениям, поскольку технологии обеспечивают бесперебойность бизнеса и мало кому придет в голову увеличивать операционные риски. «Если бизнес перестает финансировать ИТ-проекты и требует более качественного обоснования ИТ-затрат, ИТ-направление отвечает отказом от менее значимых проектов, переводя более значимые в разряд стратегических. Если же бизнес снижает затраты на оплату труда и сокращает персонал, ИТ отвечает переводом сервисов на аутсорсинг. То есть отношения между бизнесом и ИТ не порождают конфликтов, особенно если они выстроены на основе управления стоимостью владения и регулируются соответствующими SLA», – комментирует Сергей Адмиральский.

Драйвер развития или момент истины. Рис. 3

Сергей Адмиральский, ИТ-директор компании «Адамас»:

«Текущая экономическая ситуация косвенно отразилась на ИТ-бюджете: бизнес снизил потребность в ряде сервисов и сократил финансирование, усложнив процесс обоснованности затрат».

==========================

Многие компании относятся к кризису как к моменту истины, который показывает, насколько правильно выстроен их бизнес. Иван Козлов, директор по ИТ компании Metsä Group в России, сравнивает его со штормом, в который попала регата: часть яхт он погубит, но тем, кто правильно поймает ветер, поможет первым прийти к финишу. При этом менять отношение к парусам в шторм в корне неверно: на паруса пеняет тот, кто не успел вовремя убрать спинакер и поставить штормовой стаксель.

Однако справедливо и то, что любая сложная ситуация требует от бизнеса максимально быстрой реакции, и в этом смысле сравнение со штормом также уместно. «Кризис – это время смелых решений и активных действий, когда для всех суть становится важнее формы. Мы, айтишники, очень не любим реализацию таких решений. Это претит нашему подходу к построению систем, к проектному управлению и планированию всех шагов и их последствий наперед. Но других вариантов нет: нам надо научиться быстро решать поставленные задачи, иногда сшивая решения прямо в режиме онлайн и отдавая себе отчет, что все сделанное нами сегодня может оказаться невостребованным завтра. Это, наверное, психологически самый трудный момент», – сетует Алексей Затопляев, ИТ-директор ООО «Бауцентр Рус».

Драйвер развития или момент истины. Рис. 4

Алексей Затопляев, ИТ-директор ООО «Бауцентр Рус»:

«Владельцы бизнеса ждут от CIO в кризисный период инициативы, выходящей за рамки привычной зоны ответственности».

===========================

В угоду экономии

Ни для кого не секрет, что наиболее популярные антикризисные меры – сокращение капитальных вложений и оптимизация операционных расходов. Большинство компаний уже встали на эти рельсы, осуществляя ревизию докризисных планов, проектов и бюджетов бизнес-подразделений. Меняются приоритеты и, как следствие, пересматриваются ИТ-проекты.

По словам Александра Антонова («Комплексные энергетические системы»), для реализации всех этих мер в кризисный период его ИТ-служба выбрала тактику развития в условиях ограниченного финансирования, которая заключается во временном отказе от некритичных для бизнеса инициатив в пользу ключевых проектов, направленных на развитие бизнеса и поддержку антикризисной стратегии компании. При этом существенно изменилась расстановка приоритетов: снизилась важность ряда задач, на которые делался акцент в докризисный период: к примеру обучения и развития персонала, а также стандартизации и унификации средств ИТ. Важным направлением стало снижение расходов на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры: пересмотр потребностей в средствах ИТ и объемов необходимой поддержки, оптимизация условий действующих контрактов, переговоры с поставщиками об антикризисных программах скидок и гибких систем расчетов. Отдельной стратегической ИТ-задачей стал поиск узконаправленных инновационных решений, отличных от предлагаемых крупными вендорами, которые способны дать большой эффект в условиях ограниченного финансирования, а также обеспечить конкурентное преимущество бизнеса в условиях кризиса.

«На фоне неопределенной ситуации мы, как и в 2008 году, рассматриваем варианты дополнительного сокращения расходов в части связи, закупок оборудования и программного обеспечения», – делится опытом Андрей Федоров, ИТ-директор ЗАО «Ридан». По его словам, как и перед 2008 годом, компания в значительной степени обновила парк морально устаревшего оборудования, благодаря чему сможет работать два-три года без соответствующих значительных капитальных вложений.

Драйвер развития или момент истины. Рис. 5

Андрей Федоров, ИТ-директор ЗАО «Ридан»:

«Вероятность увеличения доходов у CIO и других ИТ-специалистов в 2015 году крайне низкая из-за роста свободных рук на рынке труда, поэтому основной бонус в кризис – продолжить работать в компании».

=======================

«Год только начался, и кризис, я полагаю, еще не набрал полную силу. Единственное нехарактерное решение, которое мы приняли, это закупка всей забюджетированной на 2015 год техники в декабре 2014 года. Это уже дало нам экономию на 20% по сравнению с текущими ценами на то же оборудование», – сообщил Иван Козлов (Mets? Group в России).

Драйвер развития или момент истины. Рис. 6

Иван Козлов, директор по ИТ Mets? Group в России:

«Мы решили пока не начинать новых ИТ-проектов, но вся текущая деятельность идет по плану, поэтому мой совет – не поддаваться панике и крепко держать штурвал».

==========================

Инициатива приветствуется

Большинство руководителей бизнеса в период кризиса ждут от CIO предложений по оптимизации расходов. «Именно в сложных условиях компании наиболее тщательно оптимизируют процессы и по возможности автоматизируют их. При этом к CIO может перейти роль организатора этой деятельности», – полагает Алексей Максимачев («Бюллетень Недвижимости»).

По словам Сергея Адмиральского («Адамас»), бизнес настолько привык за последние годы к нестабильности и низкой вероятности качественно спрогнозировать результат деятельности, что все чаще без достаточных оснований хватается за любую хорошо поданную инновацию. Бизнес также рассчитывает на то, что CIO использует снижение темпов роста и развития бизнеса не как передышку, а как возможность уделить больше внимания уровню и качеству предоставляемых бизнесу сервисов и выявлению потерь, на которые при интенсивном росте не всегда обращалось внимание.

«В кризис руководство компании ждет от CIO активной позиции, которая не ограничивается сокращением затрат только лишь по ИТ-направлению, а подразумевает проактивный поиск и внедрение высокоэффективных ИТ-решений, способных обеспечить конкурентное преимущество и устойчивую позицию бизнеса на рынке.

Одна из ключевых задач CIO сегодня – воспользоваться возможностью, предоставляемой кризисом, для наведения внутреннего порядка и помочь компании стать более сильным и конкурентоспособным игроком отрасли», – убежден Александр Антонов, директор по информационным технологиям ЗАО «Комплексные энергетические системы».

Ограниченная свобода

Нередко кризисные явления приводят к изменению форм взаимодействия CIO и его руководства. Так, по оценке Рашида Амирова, CTO ООО «КроссШип», в кризис свобода ИТ-директоров часто уменьшается, особенно в части расходования бюджетных средств. «Безусловно, кризисные явления отражаются на свободе CIO в принятии и реализации решений, но относиться к этому нужно как к проверке компании и управляющей команды на прочность. А выдержать ее можно, только объединив усилия, то есть более тесно взаимодействуя с другими подразделениями компании», – считает Олег Скачков («Пермэнергосбыт»).

Драйвер развития или момент истины. Рис. 7

Рашид Амиров, CTO ООО «КроссШип»:

«Главным приоритетом CIO в его работе в период кризиса является обеспечение бесперебойности бизнес-процессов».

===========================

Алексей Максимачев («Бюллетень Недвижимости») уверен, что любые решения в условиях кризиса должны приниматься менеджерами коллегиально с другими руководителями или с владельцами бизнеса. «Безусловно, в сложной ситуации CIO обязан принимать решения и брать на себя ответственность за них, но о любом решении должно знать руководство и другие топ-менеджеры. Внутри компании в период кризиса должна быть максимальная прозрачность на уровне руководства», – подчеркивает Алексей Максимачев.

Однако Илья Тамбовцев, руководитель отдела развития информационной инфраструктуры пивоваренной компании «Балтика», уточняет, что в организациях с устойчивой и зрелой структурой управления кризис не может серьезно повлиять на отношения сотрудников с руководителями и культуру принятия решения – он лишь вносит коррективы в задачи и приоритеты всех подразделений. Что же касается доработки организационной структуры под изменяющиеся внешние условия, а также целеполагания, расстановки приоритетов, определения зон ответственности и распределения задач среди сотрудников – это постоянная работа руководителя любого уровня и в любое время, вне зависимости от внешних факторов.

Антикризисный портрет

Владельцы и руководители бизнеса всегда ждут от ИТ гибкости и оперативной поддержки изменений задач бизнес-подразделений в изменяющихся внешних условиях, а также четкого контроля затрат и высокой самоотдачи ИТ-сотрудников. При этом в кризисный период, по мнению Алексея Максимачева («Бюллетень Недвижимости»), CIO ни в коем случае не должен принимать поспешных и непродуманных решений, а постоянно быть в курсе планов руководства или владельцев компании, чтобы правильно расставить приоритеты ИТ-проектов.

Драйвер развития или момент истины. Рис. 8

Алексей Максимачев, директор по ИТ ГК «Бюллетень Недвижимости»:

«Именно в сложных условиях компании наиболее тщательно оптимизируют процессы и по возможности автоматизируют их, при этом к CIO может перейти роль организатора этой деятельности».

===========================

«В кризис 1998 года ИТ-подразделение компании входило под лозунгом “Что еще ты готов сделать для компании за ту же зарплату?”. Идея сработала, и именно в тот период у нас появилось много новых технологических решений. В 2008 году лозунг звучал примерно так: “От чего еще можно отказаться для снижения затрат?” Служба ИТ к этому моменту уже три года работала на внутреннем хозрасчете, сотрудники привыкли к мысли о приоритетности потребностей бизнеса над затратами на обеспечение этих потребностей, поэтому пришлось кардинально менять психологию и учиться жить в новой парадигме. В текущий кризис мы поняли, что служба уже не нуждается в дополнительных лозунгах: большинство сотрудников давно в компании и умеют работать как во время активного роста, так и в кризис. Иными словами, у нас задачи по выработке и реализации антикризисных мероприятий уже можно считать входящими в операционную деятельность директора по ИТ», – делится опытом Сергей Адмиральский («Адамас»).

По мнению Ильи Тамбовцева («Балтика»), CIO, как и любой другой руководитель, – образец для подражания для своих коллег. Поэтому он не должен впадать в панику, действуя по формуле «сложно, но работаем». «У ИТ-руководителя большая социальная сеть связей: подчиненные, руководители компании и разных направлений бизнеса, поставщики, клиенты, – и вся эта социальная сеть используется им для получения и распространения информации. В кризис важно противостоять неопределенности и слухам, в открытую обозначать проблемы, четко проговаривать намерения, совместно обсуждать, что делать. Эта работа снимает избыточное напряжение у людей, связанных общей деятельностью», –- поясняет Илья Тамбовцев.

Драйвер развития или момент истины. Рис. 9

Илья Тамбовцев, руководитель отдела развития информационной инфраструктуры пивоваренной компании «Балтика»:

«ИТ-решения и услуги в кризисные время становятся еще более востребованными».

=========================

Только спокойствие

По оценке Алексея Затопляева («Бауцентр Рус»), в период кризиса растет ценность любого руководителя, в том числе CIO, но еще больше ценятся правильные и трезвые решения. «Насколько я могу судить по кругу своих коллег, трезвомыслие присутствует у большинства из них. Однако я не рекомендую смотреть на кризис как на возможность продвинуться по карьерной лестнице или повысить собственное жалованье. Подобный пересмотр с гораздо большей вероятностью может осуществиться по результатам успешной борьбы с кризисными явлениями», – отмечает Алексей Затопляев.

«Кризис всегда открывает новые возможности как для компании, так и для сотрудников. Добиться повышения заработка или продвижения по службе в этот период довольно сложно, но нужно помнить о том, что после спада неизбежно начнется рост и период больших возможностей для тех, кто выйдет из кризиса первым», – вторит коллеге Олег Скачков («Пермэнергосбыт»).

Драйвер развития или момент истины. Рис. 10

Игорь Решетников, (MES-центр, российская рабочая группа MESA International):

«В нынешней непростой ситуации каждый ИТ-руководитель должен без паники продолжать выполнять все свои обычные обязанности».

=========================

Игорь Решетников (MES-центр, российская рабочая группа MESA International) призывает всех CIO к спокойствию. «В нынешней непростой ситуации каждый ИТ-руководитель должен без паники продолжать выполнять все свои обычные обязанности. Кризис рождается в головах от неуверенности в себе и ощущения мнимой неопределенности. Все нормально, продолжаем жить и работать», – резюмирует Игорь Решетников.

Опубликовано 17.03.2015

Похожие статьи