Наступает год клиента

Логотип компании
Наступает год клиента
Группа компаний «Северсталь» – флагман российской металлургической промышленности. Сегодня на ее предприятиях сформирована ИТ-база, позволяющая реализовать круг проектов, цель которых – повышение клиентоориентированности.

Группа компаний «Северсталь» – флагман российской металлургической промышленности. Сегодня на ее предприятиях сформирована ИТ-база, позволяющая реализовать круг проектов, цель которых – повышение клиентоориентированности. Причем это касается не только внешних заказчиков, но и внутренних, то есть бизнес-подразделений. Юрий Шеховцов, директор по информационным технологиям компании «Северсталь», уверен, что в нынешней непростой экономической ситуации это поможет предприятию усилить свои позиции на рынке.

Юрий, какие глобальные изменения произошли в ИТ «Северстали» за последние годы?

Прежде всего планомерно реализуется ИТ-стратегия, определяющая курс на 2012–2016 годы. Конечно, 2014 год был отмечен рядом переломных проектов, которые мы апробировали и начнем получать от них эффект уже в 2015-2016 году. Если с 2012 года мы занимались в основном созданием фундамента, что подразумевает, в частности, внедрение ERP-платформы и развитие систем цехового уровня, то сегодня стартуют проекты, которые позволяют воспользоваться этим фундаментом в полной мере. Речь идет об интегрированном планировании и мобильном ремонте. В текущем году планируется реализовать логистический проект. Вообще, сегодняшние проекты – качественно иные, они больше относятся не к технологиям, а к бизнесу и больше востребованы бизнесом. Движение идет «снизу вверх», и я, как ИТ-директор, чувствую колоссальный спрос на решения, способные помочь бизнесу реализовать стоящие перед ним задачи, связанные как с оптимизацией затрат, так и с достижением лидерства в области продаж и работы с клиентами. Таким образом, в прошедшем году произошли изменения, в результате которых мы начали больше заниматься именно сервисами, востребованными бизнесом.

Насколько оптимально, на ваш взгляд, выстроены взаимоотношения между бизнесом и ИТ в рамках стратегии развития информационных технологий в «Северстали»?

Не могу сказать, что у нас есть какие-то особые проблемы во взаимопонимании с бизнесом. Потому что развитие, о котором я говорю, если не считать эксплуатации, состоит из проектов, в которых на 50% принимает участие сам бизнес, вплоть до ведения работ. В аспекте проектного управления мы находимся под началом одного руководителя, поэтому конфликтовать нам сложно. Зачастую этот руководитель совершенно не технический, а человек из бизнеса, который тем не менее уже осуществил не одно внедрение бизнес-систем. За семь лет нам удалось вырастить целую плеяду специалистов, которые реально видят и знают возможности систем, способных служить драйверами спроса.

Получается, вы не ищете таких специалистов на стороне, а воспитываете их внутри компании?

Это осознанное стратегическое решение, которое реализуется с 2007 года. Все масштабные проекты уровня ERP и выше мы осуществляем командой – 50×50, бизнес и ИТ. За эти годы выросли и эти люди. В то же время на рынке мне было бы практически невозможно найти айтишника, который бы хорошо разбирался, например, в ремонтном блоке.

Как нынешний кризис отразится на ИТ-стратегии, в частности выделяемых бюджетах, приоритете тех или иных проектов?

Для компании «Северсталь» текущая ситуация на рынке не стала полной неожиданностью. Еще в 2013 году мы старались уменьшать капитальные инвестиции, оптимизировать затраты. Причем этим занимались не только мы, но и наши конкуренты. Поэтому, в отличие от ситуации 2008 года, мы оказались хорошо подготовлены. Конечно, никто не может уверенно сказать, какой исход в макроэкономической среде нас ожидает, так что корректировки возможны, их нельзя исключать. Они могут быть как радикальные, так и локальные, но мы, ИТ-служба, готовы к любому сценарию. Трудные времена всех мобилизуют. И не будем забывать, что ИТ– это инструмент. А значит, рано или поздно он обязательно будет востребован.

Вы упомянули о корректировках. Как, на ваш взгляд, ИТ может помочь бизнесу сократить издержки и какие рецепты у вас уже есть?

Неверно было бы считать ИТ инструментом, позволяющим только лишь сокращать издержки. Это весьма однобокое представление. В самые сложные времена, помимо затрат, есть и возможности. Я по жизни оптимист, поэтому сначала хотел бы рассказать именно о возможностях. В области совершенствования обслуживания клиентов мы очень хорошо поработали, и в новом году, надеюсь, благодаря этому получим ощутимые преимущества на рынке. Это тоже бизнес-проект, но и мы, айтишники, рады, что смогли реализовать интегрированное планирование, позволяющее заказчику точно знать, когда именно он получит свою партию продукции. Другие проекты, такие как мобильный ремонт, логистика и т. д., также защищены в бюджете, поэтому я уверен, что даже при самых неблагоприятных условиях мы сможем предоставтить полезные возможности для бизнеса.

Насколько широко реализованы сегодня в «Северстали» ITSM-процессы?

Процессы ITSM позволяют нам в первую очередь повысить качество наших услуг бизнесу. В наступающем году мы намерены больше работать именно над качеством. Это будет год клиента, в том числе и внутреннего клиента. Я могу замерять, насколько эффективно работают мои сотрудники, могу влиять на них, могу стимулировать и вдохновлять их. Если мы продолжим расширять список ITSM-процессов, то включим в него управление лицензиями. Но пока такой необходимости нет. Нам сначала нужно отладить уже внедренные процессы, поднять их на идеальный уровень.

Сегодня с самых высоких трибун говорят о необходимости импортозамещения. К счастью, ваша компания не подверглась международным санкциям. И все же насколько актуален для вас вопрос импортозамещения в ИТ?

Мое мнение по этому поводу можно разделить на две части. Во-первых, стоит ли заниматься импортозамещением? Ответ на этот вопрос кроется в том, насколько текущая ситуация будет ухудшаться или улучшаться. Я думаю, совсем в тупик она не зайдет, поскольку менять Microsoft или SAP на что-то в краткосрочной перспективе просто невозможно. Дело в том, что опыт общения пользователей в мировом сообществе уникален и изоляция здесь будет явно не на пользу. Но если все-таки ситуация пойдет в негативную сторону, мы будем оценивать свои возможности. Они есть, но мне бы не хотелось к ним прибегать. Как это скажется на качестве, сложно сказать. Мир взаимосвязан и интегрирован, а многие наши заказчики и партнеры пережили с нами не один кризис.

Что вы думаете о перспективах использования облачных сервисов в компании?

В нашей ИТ-стратегии прописана инициатива по развертыванию гибридного облака. Мы по этому пути идем, оцениваем рынок, и, как только предложения станут для нас интересны по стоимостной составляющей, будут все шансы развернуть намеченное. Весь вопрос только в цене. Также должно быть четкое осознание, что если облако российское, то осваивать нужно российский рынок, соответственно и ценник должен быть близок к российским реалиям. А сегодня очень часто мы видим, что ресурсы облачного провайдера находятся в Европе и стоимость его услуг достаточно высока для России. Для того чтобы облако заработало на полную мощность, нужны не только технические, но и интеллектуальные возможности, причем такие, которые бы находились на территории России и стоили адекватных денег.

ИТ-подразделение «Северстали» теперь имеет статус отдельной компании. Насколько вам интересно в нынешних реалиях предоставлять услуги не только предприятиям холдинга, но и другим игрокам рынка?

Наш внутренний провайдер «Северсталь-инфоком» не является компанией, зарабатывающей прибыль и повышающей EBITDA. Поэтому наша цель простая: делать свою работу эффективно. Тем не менее мы продаем услуги третьим организациям. Но это делается не столько для зарабатывания денег, сколько для того, чтобы перенести нашу затратную нагрузку на те компании, которым нужен определенный сервис, к примеру ERP. Мы внутри «Северстали» наработали хорошую экспертизу, сформировали хорошую команду, а наши услуги дешевле, чем у внешних консультантов. Но, повторяю, речь не идет о завоевании рынка. Мы просто «подставляем плечо» нашим друзьям. Им хорошо, да и нам неплохо, поскольку затратная база немного минимизируется. Мы также предоставляем сервисы городу Череповцу, но и это не является нашим стратегическим направлением.

И последний вопрос. Ваша ИТ-стратегия рассчитана на 2012–2016 годы. Два года уже прошло – наметились ли тактические корректировки, появились ли новые аспекты и направления, которые требуют включения в стратегию?

Наша стратегия оказалась настолько реалистичной, учитывающей базовые вещи, что тактические корректировки в ее рамках мы можем делать любые. Кардинального изменения курса у нас не будет. Наша стратегия включает в себя три ключевые области: непосредственно ИТ-организацию и процессы, архитектуру приложений и данных, а также ИТ-инфраструктуру. В основании всего этого лежат четыре блока: поддержка вертикальной интегрированной компании, обеспечение единого информационного пространства, поддержка внедряемых ИТ-сервисов, а также автоматизация бизнес-процессов. В этих рамках мы готовы поддерживать бизнес по любым корректировкам. Стратегия – это философия, которую мы исповедуем в течение длительного периода, а уже внутри эта философия может быть поделена на короткие участки планирования. Если вдруг мы решим, что нужно что-то поменять, то, безусловно, сделаем это. Но пока такой необходимости нет.

Опубликовано 13.03.2015