Главное – хорошая репутация

Логотип компании
Главное – хорошая репутация
Рынок наш очень узкий, мне ничего не стоит позвонить коллегам из других компаний, чтобы удостовериться в опыте и квалификации поставщика.
Работа с поставщиками оборудования и подрядчиками услуг – одна из наиболее сложных и интересных областей деятельности ИТ-менеджера в любой компании. Здесь все должно строиться на принципах взаимного уважения, а не только извлечения прибыли, иначе долгосрочного и эффективного партнерства просто не получится. Мы побеседовали на эту тему с Ильей Зыряновым, директором по информационным технологиям газоперерабатывающего и нефтехимического холдинга «Сибур». 

Как в вашей компании строится взаимодействие с поставщиками оборудования и сервисов?

Скажу сразу в целом по компании, поскольку ИТ здесь не являются исключением. Так, в «Сибуре» работает достаточно четко структурированная модель взаимоотношений с поставщиками. Часть этой модели – институт конкурсных процедур. Он включает в себя подразделение материального обеспечения производства, которое отвечает за закупку всего, что нужно компании – от труб для трубопроводов до компьютеров для офисов. Работают здесь профессиональные менеджеры с богатейшим опытом закупок. Процесс идет по классической схеме. Мы же, со своей стороны, управляем запросами, и наша задача – предоставить им централизованный запрос на необходимое нам оборудование. Если говорить о холдинге в целом, то в его штате более 26 тысяч сотрудников, в том числе 15 тысяч пользователей ПК. Нашим основным достижением за последние годы стала централизация управления потребностями в ИТ-активах, благодаря чему удалось полностью передать профильную функцию закупок в соответствующее подразделение. Мы убеждены, что наши профессиональные закупщики всегда смогут выторговать более солидную скидку, чем это сделали бы мы, айтишники. При этом, повторяю, мы оставляем за собой формирование потребностей – грамотное и взвешенное, чтобы, с одной стороны, не приобретать слишком много компьютеров, а с другой – не допустить, чтобы в компании стояло давным-давно устаревшее оборудование. 

Что для вас важнее – долгосрочное партнерство или разовая покупка по низкой стоимости?

Цена или долгосрочное партнерство? Для нас первое является неотъемлемой частью второго, поскольку мы – коммерческая организация, и должны приносить прибыль нашим акционерам. Поэтому мы в ИТ следуем именно этому принципу. Никогда не кладем все на «плаху» ради цены, но ценовой фактор для нас важен. Даже если с каким-то поставщиком или производителем налажено долгосрочное сотрудничество, мы не можем закрыть глаза на то, что у него ценник существенно выше рыночного. Мы верим, что передовые компании на ИТ-рынке руководствуются теми же принципами. Они умеют так построить свой бизнес, что долгосрочное партнерство всегда будет выгодно, даже если приходится предоставлять дополнительные скидки своим заказчикам. Эти деньги к ним обязательно вернутся, поскольку, формируя долгосрочную потребность, мы даем загрузку производственным линиям. А с учетом масштабов нашего бизнеса, и наши партнеры отлично понимают, что для них долгосрочное партнерство не менее выгодно, чем для нас. 

Вы сказали о закупщиках, которые могут выторговать максимальную скидку. Они все-таки не айтишники, как я понимаю?

В целом да, но среди них есть люди, которые имеют айтишный опыт. Пусть не в чистом виде, но они достаточно глубоко погружены в нашу специфику и прекрасно могут отличить продукцию IBM от HP, знают особенности и функциональные возможности решений каждого вендора, могут не только читать и понимать наши экспертные заключения, но и эффективно использовать их в коммерческих переговорах. 

Долгосрочное партнерство – это хорошо, но на рынке появляются новые поставщики. Что для вас важнее при знакомстве с новым поставщиком –  его репутация на рынке, опыт в вашей отрасли или что-то другое?

В топ-3 репутационные факторы, безусловно, входят. Как правило, в текущем пуле наших поставщиков нет таких, в ком у нас были бы какие-то сомнения. Специфика работы с отраслью важна, наверное, для специфических решений, в рамках же «классических» ИТ таких позиций немного. В нашей индустрии требования к ИТ не являются критически важными для бизнес-процессов. К примеру, в телекоме и банковской сфере такая деталь, как модель сервера, может стать фундаментальной. Для нас она будет ощутимой, но на количестве производимой продукции и рентабельности это не отразится. СИБУР является крупнейшей российской нефтехимической компанией, поэтому мы равняемся не на российских конкурентов, а в основном на зарубежные компании, и здесь есть к чему стремиться, в том числе и в плане развития ИТ. Не менее щепетильно мы относимся к квалификации и экспертизе, и верим, что те люди, которые приходят к нам от вендоров, поставщиков и интеграторов, должны лучше нас знать, что как устроено и как сделано. Если приходит продавец, слова которого ничем не подкреплены, нам это не подходит. Если приходит продавец, у которого имеется профессиональная команда экспертов с солидным списком успешных проектов, – проводим по этому списку проверку. Рынок наш очень узкий, мне ничего не стоит позвонить коллегам из других компаний, чтобы удостовериться в опыте и квалификации поставщика. А иногда и звонить не приходится, поскольку ротация кадров в нашей индустрии очень высока. Наконец, для нас важно, какой уровень сопровождения готов нам предоставить поставщик. Эту информацию мы стараемся получить не только от него самого, но и с рынка. 

Сегодня, в свете усиливающихся антироссийских санкций, все говорят о необходимости импортозамещения, в том числе в области ИТ. Готовы ли вы к такому повороту событий?

Мы знаем о продукции российских производителей, но, даже по самым смелым оценкам, вряд ли они смогут что-то серьезное предложить в течение года-двух. Мы знаем и о том, что ряд западных компаний уже начали или собираются запустить локализованное производство в нашей стране. Это очень хорошо. Иными словами, мы работаем с тем, что есть. Если будут российские аналоги – ни в коем случае от них не отвернемся, и это не зависит ни от каких внешних условий.. Но пока наиболее вероятный шаг в случае введения каких-либо ограничений – поставки продукции из стран Юго-Восточной Азии.

Есть такое правило: всё, что напрямую не является твоим бизнесом, отдай на аутсорсинг. А ваша компания придерживается этого принципа?

Фундаментально у нас именно такой подход. Причем в нашей компании он распространяется на все, не только на ИТ. Мы должны сосредоточиться на производстве нефтехимической продукции, а то, что не является профильной деятельностью, отдаем специалистам, которые делают это лучше нас. Исторически сложилось, что существенная часть наших ИТ-сервисов находится на сопровождении в ИТСК («Информационно-технологическая сервисная компания». – Ред.). Она была создана в 2008 году, когда одновременно в двух компаниях – «Газпром нефть» и «Сибур» – приняли решение о передаче непрофильных рутинных функций, связанных с ИТ и автоматизацией, на аутсорсинг. Это дочернее предприятие, принадлежащее в равных долях «Газпром нефти» и нам. Ключевые экспертизы мы сохраняем у себя. 

А что такое ключевая экспертиза? 

Это знание архитектуры, знание бизнес-процессов. Архитекторы бизнес-приложений работают у нас. Для нас это важно. А вот поддержка рабочих мест, внедренных приложений и т. д. – это все аутсорсинг. Нашим якорным аутсорсером, как я уже сказал, является ИТСК – они поддерживают локальные и централизованные бизнес-приложения, рабочие места и частично услуги связи. Но это не единственный наш аутсорсер. По тем же направлениям работают и другие компании. Кроме того, поскольку ИТСК работает практически на всех наших географических площадках, для нас очень удобна модель, когда она выступает в качестве первой линии поддержки, а вендор – в роли третьей. Это удобно и для вендора – ему не нужно размещать своих специалистов во всех городах, где есть наши заводы. Поэтому они заключают договор субподряда с ИТСК, а мы, как заказчик, получаем комплексную поддержку. Кстати, несмотря на свое положение,  ИТСК на равных участвует в наших конкурсных процедурах вместе с другими подрядчиками. Управление подрядчиками через конкурсные процедуры дает ИТСК возможность думать и о своей эффективности и работать над ее повышением. Еще одна область, которой мы занимаемся сами, – управление ИТ-потребностями бизнеса и стратегия, направленная на повышение эффективности ИТ в компании. 

Как вы контролируете подрядчиков?

Всегда заключаем SLA и никаких других вариантов даже не рассматриваем. Это касается как ИТСК, так и других подрядчиков. 

Вы сказали, что, в отличие от банков и телекома, для бизнеса «Сибур» ИТ не являются критически важным элементом. Что в этом случае представляет собой SLA и какие нормы в него заложены?

Если говорить о таких параметрах как, например, доступность систем, то одну девятку после запятой можно и убрать – то есть если у банков это 99,99%, то нам достаточно и 99,9%. Мы анализируем влияние доступности ключевых информационных систем на бизнес-процессы. В случае краткосрочного отказа основной бизнес страдает мало, но есть функциональность, которая действительно критична. Например, финансы, платежи контрагентам.. Второй критичный процесс – продажи, отгрузка продукции. Третий – управление цепочками поставок. 

Как вы относитесь к практике приема на работу сотрудников подрядчика?

Здесь важно соблюсти баланс. С одной стороны, если мы хотим взять в штат сотрудника компании-подрядчика, это означает, что он обладает ключевыми экспертизами, и это для нас хорошо. С другой стороны, мы не можем постоянно этим злоупотреблять, чтобы не ослаблять подрядчика, от сервиса которого зависим. Так что в каждом случае приходится решать вопрос индивидуально. Но никаких предубеждений с моей стороны тут нет. Это полезно для самого подрядчика, поскольку происходит ротация кадров. Но иногда айтишнику полезнее работать именно в ИТ-компании, а не в нефтехимической. Если мы принимаем ценного ключевого эксперта, то я обязательно договариваюсь об этом с генеральным директором подрядчика. 

Сегодня уже сформировался новый тип ИТ-подрядчиков – провайдеры облачных сервисов. Насколько широко вы их используете?

Мы считаем, что облачные сервисы являются эволюционным этапом развития ИТ. Вместе с тем это не безальтернативное решение. Для нашей компании классические облака не всегда экономически целесообразный выбор. Для средней или небольшой компании облако действительно лучшее решение, но для такой крупной, как «Сибур», такого безусловного экономического эффекта не будет. Кроме того, мы очень трепетно относимся к аспектам информационной безопасности, защищенности и устойчивости своих данных. Разумеется, мы не сомневаемся, что облачные сервисы строятся на высоконадежных и максимально зарезервированных ресурсах. Нас волнует другое – что нашей критически важной информацией будут владеть третьи лица. Часть рисков, которые при этом возникают, управляются нами хуже, чем если бы эти данные находились у нас внутри. Пусть тоже в облаке, но в частном. Поэтому мы пока с осторожностью относимся к облакам. 

И последний вопрос. В каком направлении, на ваш взгляд, нужно развивать рынок ИТ-услуг в России?

Подавляющее большинство ИТ-сервисов представлены на российском рынке. С другой стороны, уровень его зрелости пока существенно отстает от западного. Потенциал есть как у российских, так и у западных компаний на нашем рынке. Мы никогда не отказываемся от стратегического партнерства и альянса с ними. Достаточно вспомнить подписанное недавно стратегическое соглашение между «Сибуром», «Газпром нефтью» и Atos. Поэтому для ИТ-рынка путь развития лежит в русле приведения к западным стандартам. 

Опубликовано 10.09.2014

Похожие статьи