Свой в среде своих

Логотип компании
Свой в среде своих
Если алгоритм не приводит к желаемому результату, то нужно подобрать тот, который приведет
Я уже лет десять, наверное, слышу, что жизнь после CIO невозможна, что CIO – это не Chef Information Office, а Career Is Over, что CIO в частности и ИТ в общем – это одновременно диагноз и образ жизни. Так ли это? Давайте попробуем разобраться, что называется, на простых и понятных примерах.

CIO – не только CIO или не совсем CIO?

Начну, наверное, с одной простой мысли: CIO или просто рядовой айтишник, что бы мы ни говорили и ни думали, это в первую очередь человек. Со своими простыми и понятными человеческими желаниями (на основе которых еще старик Маслоу построил свою знаменитую пирамиду). Соответственно, он живет, как и все люди: хочет есть, пить, ходить в отпуск, расти профессионально, как можно чаще достигать недостижимого и решать интересные задачи. И неважно, CIO ты или нет, потребности все равно будут. Вопрос только в том, какого уровня у тебя задачи. Правда, есть одно «но». И состоит оно в том, что CIO – это, в первую очередь, айтишник. То есть человек, по определению имеющий специфическое «органически техническое» мышление и самое главное – ориентированный на конкретный результат. 

Почему? Да потому, что если посмотреть на мир со стороны самого айтишника, то всё так или иначе укладывается в схему «действие – результат». По сути это означает, что для получения правильного результата надо выработать правильный алгоритм и следовать ему. Если алгоритм не приводит к желаемому результату, то нужно подобрать тот, который приведет. А для того чтобы выработать алгоритм, нужно описать результат. А для того чтобы описать результат, нужно определить цель. А потом, когда результат есть, его, возможно, нужно настроить и пользоваться, пока есть потребность. Это та последовательность действий, которая так или иначе живет в голове практически у всех айтишников.

Если посмотреть на мир глазами обычного человека (не айтишника), то картина несколько иная. Обычный человек, как правило, не техничен, более гибок и менее подвержен алгоритмизации (хотя бы допускает мысль, что алгоритм может измениться по ходу действия). Неайтишник менее склонен полагаться на технику и более – на коммуникации. При этом все описанное не носит ни позитивного, ни негативного оттенка – это данность, верная в большинстве случаев.

Теперь представим себе картину. В течение достаточно большого количества лет некто работал исключительно в ИТ, работа ему нравилась: задачи понятны, если возникали новые – то вполне решаемые. В каждой задаче – свой вызов, каждое действие приводит к понятному результату. И вдруг в какой-то момент он решает круто изменить свою жизнь – и переходит на сторону бизнеса. (Вполне реальный пример, такие переходы  случаются регулярно, в отличие от обратного: из бизнеса в ИТ переходят на порядок реже.) Дальше по идее возможны два сценария: либо этот некто адаптируется к новым для себя условиям, либо возвращается в ИТ. Причем ассимиляция может быть достаточно болезненной, в силу того что бизнес требует немного не того, что ИТ (даже если речь идет об ИТ-бизнесе). 

ИТ и бизнес: война миров? 

А требует бизнес в первую очередь гибкости. Причем не такой гибкости, которая в том или ином виде нужна в ИТ, а гибкости иного порядка. Бизнес для айтишника в большинстве случаев такая же закрытая область, как для «бизнесового» человека ИТ. Причины очень просты: во-первых, бизнес – это специфика. И если даже в силу выполняемых обязанностей айтишник понимает процессы бизнеса, то не факт, что он понимает специфику отношений внутри бизнеса. А по сути это самое сложное и самое важное –  «попасть» в тренд отношений внутри замкнутого пространства ограниченного количества коллег. 

Что может быть не так? Да все что угодно. Например, зачастую бизнес грешит нечеткой постановкой задачи. Задали вектор – беги! В бизнесе, как правило, никто никогда не будет вникать в подробности – методы и средства решения целиком на исполнителе. А в ряде случаев и выбор тех, с чьей помощью задача будет решаться. То есть обстановка, мягко говоря, для айтишника некомфортная. Правда, надо сказать, есть исключения и среди айтишников. Причем это либо «совсем исключения», то есть те, кто изначально не смог ассимилироваться в ИТ, либо те, кто играет по законам бизнеса. А это, как правило, ИТ-директор и в какой-то мере начальники отделов. 

Можно, конечно, сказать, что это все шито белыми нитками и два умных человека всегда смогут понять друг друга. Два – да, смогут, скорее всего. Но проблема в том, что бизнес – это всегда больше, чем просто два человека. Даже больше, чем два умных человека. Бизнес – это своеобразный живой организм: обеспечение, поставки, исполнение, договора, множество функций, за каждой из которых стоят конкретные живые люди. И для эффективной работы нужно найти общий язык со всеми. Задачка вроде как и несложная (в ИТ тоже нужно дружить со всеми), только специфика сильно отличается. Хотя бы в том, что вектор направлен в сторону коммуникаций, а не средств коммуникации.

Что ж, получается, айтишнику в большинстве случаев заказан путь в бизнес? С одной стороны – да, в какой-то мере заказан. Потому что если это настоящий, всамделишный айтишник, то вольно или невольно его будет тянуть к истокам, обратно в ИТ. А в большинстве случаев даже и мысли не возникнет поменять область. С другой стороны, есть несколько смежных с ИТ областей, которые настолько плотно пересекаются, что и не отличишь уже, где начинается одно и заканчивается другое. И самый яркий представитель таких «смежников» – телеком. Кто сейчас возьмется сказать, где лежит грань между сетями передачи данных и ИТ-системами, которые управляют ими? Но при всем том телеком – область отдельная, сложная и вполне комфортная для айтишников. 

Второе направление, где айтишник может себя чувствовать достаточно уютно, – консалтинг. Конечно, не всем дано стать гениальным консультантом-одиночкой, но в консалтинговых компаниях бывшие айтишники чувствуют себя достаточно уверенно (особенно если компания имеет в своем портфеле несколько проектов, связанных с ИТ).

Третий, неочевидный путь развития для айтишника – ИТ-компания. То есть «перейти на сторону зла»: со стороны заказчика на сторону исполнителя. При том, что внешне работа на заказчика и исполнителя в ИТ кажется вроде бы одинаковой, между ними лежит огромная проспать. Работа внутри предприятия фактически означает однообразие задач (у ИТ-компаний их больше и диапазон их шире), более медленное развитие (по понятным причинам: задачи приходят не так часто, как хотелось бы). Но при этом работа на стороне заказчика чаще всего более спокойная: в основном отсутствуют командировки, присутствует план и (при правильно построенной системе) практически отсутствуют форс-мажоры. Как вы понимаете, ИТ-компания дарит всего этого в изобилии. Множество задач, периодические (хорошо, если не регулярные) форс-мажоры и периодическая работа в режиме подвига. Несмотря на это, есть целая категория людей, которые работают исключительно в ИТ-компании: здесь особая атмосфера, особый мир, особый вызов, особый стимул – каждый день узнавать и применять что-то новое. Да, немного романтично и идеализированно. Но по сути – таких задач и таких решений у заказчика, скорее всего, не встретишь и не построишь.

Еще одна область, которая пересекается с ИТ, – HiTech. Тут, правда, пересечение менее очевидно, чем с телекомом (все-таки HiTech это что-то более приземленное, более «железное»). Но с другой стороны, кто пишет софт для всех этих умных штуковин? 

И да, все, что сказано выше, относится скорее не к CIO (эти ребята точно знают, чего хотят, куда идти и что делать), а в основном к среднему и младшему ИТ-составу. Тех, кто еще не CIO, но уже и не рядовой исполнитель. То есть кто хочет больше, но пока не понимает, как этого достичь.

Знать и уметь

Вообще, если не решать задачу роста айтишника в лоб, а посмотреть по сторонам, то можно обнаружить, что профессиональный рост любого специалиста (не только айтишника) строится на двух китах: знаниях и умениях. Знания – это то, что так или иначе приобретается (работой ли, обучением или самообразованием), а умения – это, по сути, возможность применять полученные знания. В необходимой ситуации, в нужном объеме, с нужным качеством… Да, именно это и называют опытом. 

Всем наверняка знакома ситуация, когда необходимо решить задачу и есть два решения. Одно большое и красивое, фундаментальное. А второе – быстрое: позволяет получить первые результаты вот прямо сейчас, более подробные – примерно через неделю, а большой и красивый результат – чуть позже, чем когда идешь по первому пути. Возникает логичный вопрос: какой путь выбрать – первый или второй? Так вот, опыт как раз и проявляется в том, чтобы делать осмысленный выбор исходя из ситуации и обстоятельств. Секрет в том, что правильный путь для каждой конкретной ситуации свой. И опыт как раз будет тем навигатором, который приведет к верному решению.

Но это если говорить в целом. Если же переходить к частностям, то знания бывают разными по качеству и специфике. Например, курсы по управлению проектами, которые дают знания о том, как правильно организовать этот процесс, не дают ни малейшего представления относительно того, как правильно применять то или иное средство автоматизации в тех или иных проектах. Соответственно, приобретая знания, айтишник ориентируется на их потенциальную востребованность и трансформирует их в опыт исходя из того же посыла. Секрет в том, что знания могут оказаться лишними (выражаясь политкорректно, избыточными). А второй секрет в том, что сложно заранее предугадать, когда и какие знания будут востребованы в той или иной ситуации. Поэтому, кстати, среди некоторых айтишников популярна такая игра, как «копилка знаний», когда пытаешься разобраться во всем, что окружает, – мало ли когда сгодится. И, как показывает жизнь, может сгодиться даже то, что считал ненужным и вредным.

Но знания в ИТ, как правило, специфичны и носят достаточно прикладной характер. Именно поэтому, делая шаг в сторону бизнеса, айтишник вынужден перестраиваться, в том числе и адаптироваться к новым знаниям, фактически попадая в ситуацию, когда его прошлый опыт может не сработать. Или сработать, но не так. Опять-таки это в меньшей степени касается CIO. Потому что хороший CIO, взаимодействуя с бизнесом, так или иначе приобретает необходимые знания, необходимый опыт… 

По большому счету CIO в какой-то момент вообще рискует «естественно» перейти на сторону бизнеса как раз потому, что начинает мыслить его категориями. И тогда может получиться очень приличный бизнесмен – сильный, «структурированный» и четко понимающий пути достижения цели. Если же говорить про обычных айтишников, то там картина несколько иная:  им требуется определенное внутреннее усилие, чтобы перестроиться, потом еще одно – чтобы принять новые знания, и еще одно – чтобы научиться их применять. Получается такой своеобразный «курс молодого бойца»...

Вместо заключения

В жизни любого человека, айтишник он или нет, очень важно быть на своем месте. С моей точки зрения, почти все переходы в ИТ-бизнес как раз и совершаются потому, что люди ищут. А как искать? Только попробовав. И получается такой вот процесс взаимной миграции: ИТ – в бизнес, бизнес – в ИТ. Да, мигрируют далеко не все, мигрируют далеко не всегда. Кто-то возвращается, кто-то остается, но каждый из участников этого процесса в итоге обретает свое место, свою маленькую миссию, свой путь, в конце концов. А что еще надо для счастья?



Опубликовано 22.07.2014