Банк на ладони

Логотип компании
Банк на ладони
У меня на столе нет персонального компьютера, все, что мне нужно, я могу делать при помощи своих мобильных устройств
Театр начинается с вешалки, а рабочее пространство ИТ-директора банка ВТБ — с бесконечной лестницы небоскреба «Москва-Сити». Чтобы добраться до своего кабинета на 22-м этаже, нужно воспользоваться хитроумным лифтом, в котором отсутствуют кнопки и который управляется при помощи заранее запрограммированной смарт-карты. Причем, несмотря на всю сложность и многогранность ИТ-хозяйства банка, для управления им достаточно иметь под рукой iPad. Об этом и о других нюансах своей работы рассказывает Дмитрий Назипов, старший вице президент - руководитель Департамент ИТ банка ВТБ и ИТ-директор Группы ВТБ.

Как и когда вы приобщились к миру банковских информационных технологий?
К миру ИТ я приобщился на заре перестройки: тогда, будучи еще студентом Чувашского госуниверситета, занимался программированием для мейнфреймов и мини-ЭВМ, в том числе для производственных систем. Поэтому для меня вопрос выбора ИТ как основной стези просто не стоял. После университета продолжал заниматься созданием программного обеспечения, руководил проектами и коллективами разработчиков. ПО делали самое разнообразное: и системы управления производством, и системы электронного документооборота, и даже нашумевшую в свое время систему управления приватизацией государственного имущества. В 1994 году перешел на государственную службу, возглавив управление ИТ в Администрации президента Чувашии. В общей сложности проработал в Администрации региона 10 лет, закончил на посту руководителя государственного комитета по информатизации и связи. Это было очень интересно, поскольку многое мы делали впервые. Например, портал региональных госорганов, один из первых в России, который фактически стал главным средством массовой информации в республике. Причем я отвечал не только за развитие самого портала, но и за доступ к нему. Поэтому мне довелось проводить каналы связи в отдаленные районы Чувашии и даже поруководить строительстве первой Wi-Fi-сети для госорганов. В определенном смысле мы заложили фундамент для портала госуслуг, в частности, протестировали государственные сервисы и создали систему госзакупок. Но к опеределенному моменту накопилась "охота к перемене мест", и я в 2004 году переехал в Москву на работу в Банк ВТБ. 

Как складывалась ваша карьера в ВТБ?
Начинал я с руководителя управления внедрения и сопровождения, а в 2006 году возглавил департамент информационных технологий. Это был период освоения фактически новой для меня специальности банковского айтишника, которая радикально отличалась от работы госчиновника. Но, по моим ощущениям, период адаптации прошел достаточно быстро. За 10 лет моей работы ИТ-ландшафт ВТБ был практически полностью перестроен: в частности, было внедрено множество информационных систем и обновлена программная технологическая инфраструктура. Все это позволило банку ВТБ стать конкурентоспособным с точки зрения информационных сервисов и обслуживания клиентов.

Какие ИТ-проекты в 2013–2014 годах стали для банка ключевыми?
В последние годы основным для банка проектом стала реорганизация его операционной деятельности. ВТБ отказался от содержания в каждом регионе полномасштабного филиала с бухгалтерией и бэк-офисом и перешел на «кустовую» модель, в рамках которой семь базовых филиалов обеспечивают полный сервис для клиентов по всей стране, а однородные операционные функции сосредоточены в трех крупных операционных центрах. Это классический путь развития, по которому сейчас идут все российские банки: бизнес-процессы меняются, они становятся все более автоматизированными и сквозными и переносятся в специализированные центры, где стоимость обработки операций существенно ниже, чем в рассредоточенных и децентрализованных филиалах. Среди прочих проектов я бы хотел отметить развитие наших дистанционных банковских каналов. Корпоративный банкинг имеет заметные отличия от ретейлового дистанционного банкинга. Для крупных корпораций мы фактически создаем канал взаимодействия, избавляющий их от необходимости физического контакта с банком. Идеал, к которому мы стремимся, — реализация через дистанционный банкинг всех банковских продуктов и упразднение физического обслуживания в офисах банка. Для многих наших клиентов. - крупных российских холдингов ВТБ является, по сути, централизованным казначейством, управляющим их финансовыми потоками. Интегрируясь с внутренними ERP-системами этих компаний, мы предоставляем им платежный сервис и берем на себя их финансовые функции.

Какое место в вашей работе занимает борьба с мошенничеством, главным бичом банкинга?
Во все времена банки были лакомой целью для мошенников самых разных мастей. Поэтому неотъемлемая часть моей работы как ИТ-директора — борьба с кибер-мошенничеством с использованием каналов дистанционного банковского обслуживания. В частности, ДБО часто подвергается DDoS-атакам, способным уронить систему дистанционного обслуживания и вывести ее из строя. С подобными ситуациями регулярно приходится сталкиваться любым крупным банкам, и мы противостоим этому в сотрудничестве с нашими телекоммуникационными провайдерами. Еще большую опасность представляют собой целенаправленные атаки на ДБО, наиболее распространенным вариантом которых является перехват управления над системой или компьютерами наших клиентов с целью проведения финансовых операций от имени клиента. Этому довольно сложно противостоять, потому что если клиент банка не соблюдает простейшие меры безопасности, это крайне ограничивает банк в возможностях борьбы. Потому что для нас результаты таких атак выглядят так, будто бы мы получаем от клиентов легитимные платежные инструкции, а значит, вынуждены их отрабатывать. Чтобы противостоять данному явлению, мы используем экспертную ИТ-систему anti-fraud, которая анализирует профили наших клиентов и сводит такие атаки к минимуму благодаря выявлению нетипичных транзакций.

Будучи ИТ-директором одного из крупнейших российских банков, кем вы себя в первую очередь считаете — айтишником или менеджером?
Я знаю довольно много успешных ИТ-директоров, имеющих не-айтишный бэкграунд. Но лично для меня айтишное образование и менеджмент - это неотделимые стороны: я думаю, что ИТ-директор не может быть только айтишником или менеджером — он должен быть и тем и другим в «одном флаконе». Банковская сфера очень динамичная, а потому помимо менеджмента и ИТ мне постоянно приходится совершенствоваться в банковских продуктах и технологиях. Без этих знаний невозможно придумать какие-то решения на стыке банковских и информационных технологий, которые позволяли бы банку развиваться и быть хотя бы на полшага впереди конкурентов.

Какие примеры нестандартных ноу-хау вы можете привести?
Мы придумали «Удаленного консультанта». Он представляет собой компьютер с проекционным сканером высокого разрешения, оборудование видео-конференц-связи и принтер. Комплекс представляет собой рабочий терминал, обеспечивающий нашему клиенту или сотруднику удаленную работу с документами и программными средствами банка, а также удаленное взаимодействие с консультантом нашего головного офиса. Это необходимо для того, чтобы обеспечить дистанционное обслуживание клиентов по сложных продуктам, а также дать и в каких-то сложных случаях оперативно дать качественную консультацию сотрудникам удаленного офиса. Такие терминалы мы устанавливаем в наших небольших офисах, где нет возможности содержать высококвалифицированных консультантов — например, по валютному контролю или документарным операциям. Данное решение установлено в нескольких десятках наших офисов, и мы работаем над его совершенствованием, чтобы развивать направление удаленного обслуживания.

Недавно ВТБ объявил о запуске системы электронного документооборота для обмена юридически значимыми документами между клиентами банка. В чем суть этого проекта?
Современные банки выходят за рамки привычных банковских сервисов, превращаясь в полноценных посредников между своими клиентами и их контрагентами. Следуя данному тренду, мы реализовали систему электронного документооборота, которая предоставляет нашим клиентам и их контрагентам широкий набор инструментов для взаимодействия друг с другом. В частности, она поддерживает юридически значимый оборот деловыми бумагами, договорами, счетами-фактурами и прочими документами. По сути, это реализация функциональности B2B как поставлемого банком сервиса.

Игроки рынка ИТ-сервисов часто сетуют на то, что многие банки игнорируют их услуги, предпочитая решать ИТ-задачи самостоятельно. В то же время другой крупный государственный банк — Сбербанк, как известно, вывел ИТ на аутсорсинг. Нет ли у вас в планах чего-либо подобного?
Мы глубоко проанализировали опыт Сбербанка и пришли к выводу, что использование ИТ-аутсорсинга может быть интересно исключительно на каких-то узких и специализированных направлениях. Например, отдельные ИТ-проекты, подразумевающие увеличение внедренческих команд на ограниченный промежуток времени, безусловно, полезнее и эффективнее выполнять с привлечением внешних подрядчиков. Наша ситуация отличается от ситуации Сбербанка. Мы представляем собой группу компаний, которая только в России насчитывает несколько десятков юридических лиц. И очевидно, что в рамках такой группы существует большой потенциал для консолидации ИТ-поддержки на базе какой-либо внешней компании. Мы рассматриваем различные варианты: например, создание внутри группы сервис-провайдера, специализирующегося на телекоммуникационных услугах для группы ВТБ в целом, и строительство собственных дата-центров. Фактически мы уже реализовали внутри группы инсорсинг, когда одна компания группы ВТБ оказывает услуги другой. Сейчас совместно с компанией Accenture создаем новую ИТ-стратегию группы ВТБ, в рамках которой формирование подобных внутригрупповых синергий является одним из приоритетов. Это позволяет существенно сократить штат и снизить затраты на ИТ.

Какое влияние на ИТ-задачи банка оказывает стремительное развитие мобильных технологий?
В первую очередь это непосредственно влияет на работу сотрудников банка. Обратите внимание: у меня на столе нет персонального компьютера, все, что мне нужно, я могу делать при помощи своих мобильных устройств. Фактически Apple iOS стала второй операционной системой для мобильного доступа. Электронная почта, корпоративный портал, электронный документооборот, аналитический инструментарий, доступ к общим ресурсам — все это реализовано для платформы iOS и позволяет высшему менеджменту банка полноценно трудиться, используя лишь планшеты Apple. Кроме того, на территориях банка развернута единая сеть Wi-Fi, благодаря чему мы остаемся на связи в любой точке офиса. За пределами офиса мобильный Интернет также обеспечивает постоянную связь с корпоративными системами. И с каждым месяцем количество мобильных инструментов, а также количество сотрудников, которые с ними работают, становится все больше. При этом подход BYOD мы обеспечиваем только для электронной почты, а прочие мобильные сервисы доступны только на корпоративных устройствах, предоставляемых пользователям по модели CYOD. У нас внедрена система Mobile Device Management — она ограничивает работу устанавливаемых на корпоративные планшеты приложений, удаленно управляет сохраненными на устройствах данными и тем самым обеспечивает необходимый уровень информационной безопасности.

Кем нужно быть и что нужно знать и уметь, чтобы стать членом вашей ИТ-команды?
Если к нам приходит уже сложившийся ИТ-специалист, который претендует на высокий компенсационный пакет, то мы, конечно же, ожидаем, что он обладает необходимым для нас опытом, способен в короткие сроки включиться в работу нашей команды, и мы быстро получим от него качественный результат. При этом большую роль играет и опыт в банкинге, и хорошее резюме, и личные навыки, в том числе энергичность и способность работать в команде. Если же мы говорим о специалисте начального уровня, то меня, прежде всего, интересует его образование, а также желание и умение учиться. Мы готовы принимать на работу молодых и талантливых выпускников высших учебных заведений.

Какие личные качества вы могли бы выделить у себя?
Интерес к жизни и к работе, а также высокую степень мобильности и стрессоустойчивости — без этого в моей работе никуда.  

На каких трех китах, на ваш взгляд, стоит работа ИТ-директора?
Профессионализм, умение слушать и непредвзятый, дружелюбный подход к жизни и к людям.

Опубликовано 26.05.2014

Похожие статьи