Просто, дешево, вчера
Вот и выросло поколение котов, которым не удалось поспать на теплых телевизорах.
Из Интернета
Коммуникации и ИТ. ИТ и коммуникации. Кто из них более матери-истории ценен? Если вдуматься, сейчас между этими понятиями, пожалуй, можно поставить знак равенства.
ИТ – «ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА»
Без ИТ нет коммуникаций. Просто нет. Куда ни кинь – везде технологический клин. Посмотреть фильм? Интернет в телевизоре (кстати, представьте лет двадцать назад фразу: «У меня телевизор в Интернет выходит». Никуда не уходим, крепкие люди в белых халатах уже едут). Почитать газету? Интернет на планшете или телефоне. Переслать документ? Скан и e-mail. Подписать документ? Не вопрос – есть чип-карта с ЭЦП. Позвонить? Скайп. Увидеть? Скайп плюс камера. Мобильный телефон дома забывали? Помните, что чувствуешь при этом? Как будто неодетым на улицу вышел. Паника: «А вдруг кому надо – а я без телефона! И как же он со мной свяжется!!!»
Технологии сделали коммуникацию простой, дешевой, быстрой. Мы плотно подсели на каналы связи, IP-пакеты и прочие чудеса и слезать с них уже даже не предполагаем. Задумайтесь: какова сегодня в общении доля личных встреч, а какова – коммуникаторов различного вида, телефона, почты? И сравните с тем временем, когда было так: если человек уже вышел из дому, но еще не дошел до рабочего места, его просто нет, он недоступен – нет, не просто «абонент недоступен» (недоступный-то абонент выйдет из «мертвой зоны», да и практически нет их уже, «мертвых зон», и снова появится на связи), а – вообще недоступен.
Кто-то уже практикует питие пива по скайпу, символически чокаясь с веб-камерой. Зачем куда-то ехать и стоять в пробках, когда щелк – и друг на экране. А на рыбалку – «да, конечно съездим, чуть попозже, вот только разгребусь…» (лень и массу ее оправдывающих факторов тоже никто не отменял).
ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ
Но есть и «темная сторона силы». Технологии практически стирают границу между личным и общественным. Появляется постоянное ощущение, что собеседник вот он, рядом, при этом где именно – дома, в офисе, в двух тысячах километров от тебя, в другом часовом поясе, за океаном… – неважно, можно включить экран, и он через секунды окажется в тридцати сантиметрах от твоего носа. Рабочий день закончился? Но ты же в скайпе. Значит – на связи. Значит – можно быстро обсудить рабочий вопрос, тем более что он, в общем-то, плевый и займет не больше пяти минут. «Завтра? Нет, завтра сложно, с утра совещание, потом партнеры приедут, давай сейчас. Ты же все равно на связи, какая тебе разница?» Не в скайпе? Хорошо, эсэмэску можно кинуть: «Слушай, а кто у тебя может справочку вот такую дать?..» И только когда не получаешь ответа в течение получаса, приходит понимание: «Черт, ведь уже 11 ночи, спит, наверное. Вот зараза…»
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ
Но и без коммуникаций нет нормальных ИТ. Особую значимость приобретает способность ИТ быстро реагировать на нужды потребителя. Со стороны менеджмента постоянно идут запросы – быстрее, быстрее, быстрее… «Такой-то отчет сможете сделать? Как “через пару месяцев”? Нет, две недели максимум, там инвесторы прилетают. Не можете? Надо новый бизнес-процесс для этого автоматизировать, а даже ТЗ еще нет, никак не придумают, чего хотят. М-да. Ладно финансовый директор – пусть его девочки в экселе по ночам поработают. А тебе, главный наш по ИТ, может, стоит задуматься о более спокойной профессии? Я как акционеру буду объяснять, что при наших-то бюджетах на ИТ мы простенький отчет на инвесткомитет два месяца из системы делать будем?..»
Технологии, которые идут за бизнесом с опозданием, превращаются в чемодан без ручки, а ИТ-директор – в источник постоянного недовольства и вечного мальчика для битья. Что делать? Как говорится, правильная постановка задачи – 50% решения. Отсюда – надо правильно коммуницировать. Надо правильно понимать (предугадывать?) задачу. Надо вытаскивать (под пытками?) из бизнеса информацию о его потребностях, желаниях, планах. Надо – иногда – предугадывать, что ему, бизнесу, будет нужно через месяц, год, три (дайте мне еще зарплату директора по стратегическому развитию, точно). И предлагать те решения, которых ждут (но еще о них не догадываются).
Как к этому прийти? Изучать бизнес. Держать руку на пульсе развития технологий. Готовить ИТ-стратегию, в которой указывать, что, где, зачем, почему и для кого будем делать. Согласовывать ее с бизнесом. Организовывать регулярные обновления. Объяснять, что для того, чтобы что-то получить завтра, надо подумать об этом вчера (по-честному – полгода назад, конечно, но теперь уже какая разница?). Или, чувствуя потенцильаный «подвох», искать решения, способные разворачиваться «мгновенно», за 20% усилий давая 80% результата и «загрубляя» фантазии. И коммуницировать, коммуницировать, коммуницировать – на всех уровнях управления и не только (и, может быть, не столько) по ИТ-вопросам, в том числе «за жизнь», «за бизнес»…
Надо понимать реальную потребность бизнеса, чем он дышит, какие проблемы перед ним стоят. А это понимание приходит не за чтением умных учебников на тему «как делать проекты» и не за походами по выставкам дорогого железа. Оно достигается только живым общением с живыми людьми – начальником производства, коммерческим, финансовым директором. Да порой и рядовой сейлз выдает такую гору информации, что и не подозреваешь.
БЛЕСК И НИЩЕТА ТЕХНОЛОГИЙ
Сейчас нет уже того романтического ореола, той магии, окружавших ИТ еще относительно недавно. А что ж вы хотите, если чуть не каждый школьник носит в своем кармане вычислительную мощь нескольких тонн железа, лет двадцать пять назад занимавшего целый этаж здания? Причем давит на кнопки с такой скоростью, что профессиональная машинистка (это сотрудница такая, которая в докомпьютерные времена набирала, то бишь печатала, тексты на пишущей машинке) позавидовала бы.
Раньше в ответ на потребности заказчика можно было сказать: «Ну вы же понимаете, полгода надо – разработка, отладка, документирование…» И все понимали: «Да, конечно, дело сложное, непонятное, работайте, ребята». Сейчас же в ответ можно услышать: «Какие полгода? Я планшет из коробки достал, и через минуту – почта, фильмы, билеты на курорт, заказы в магазине. У вас-то почему сложнее? Еще и миллион надо? Ну вы даете…»
И правда – почему сложнее? Там и там нули и единички. Программисты. Отладка. И многое другое. Но! Там включил – и работает. Реально работает: вот, например, птицами стреляет – это ж сколько надо труда вложить, чтоб так точно! А вы все про какое-то ТЗ ноете и что сервер надо купить. Два раза сложить, три разделить и несколько раз процент посчитать в отчете не можете. Парадокс?
Впечатляясь простотой и дешевизной технологических решений для массового рынка, бизнес ожидает того же и на корпоративном уровне. И, не получая этого, зачастую ведет себя как капризный ребенок. «Нет, полгода не устраивает, надо за месяц. Миллион? Нет, не может оно столько стоить, тысяч 50-60, не больше. У меня племянник компьютерщик (что означает: прочитал книжку «Эксель для чайников» и теперь в разговоре радует дядю умными терминами, которые сам не до конца понимает), так он говорит, что сделает такое за месяц». А чем черт не шутит, может, и сделает, сумрачный гений, но, как обычно, – непромышленное неподдерживаемое решение с массой глюков и без всякого признака хоть какой-то интеграции в ИТ-архитектуру предприятия, по причине чего ежемесячная поддержка такой поделки сравняется по стоимости с ее созданием, то есть племянника надо просто взять в штат («А что, хороший парень, компьютерщик же, да и вакансия у вас есть, я знаю»).
Если эту иллюзию правильно и аккуратно не объяснить, не прилагать усилий для управления ожиданиями заказчиков от бизнеса, – проблемы будут и у бизнеса, и у ИТ. Будет засилье таких вот полу ИТ-грамотных племянников-компьютерщиков – с понятным финалом. И надо не уставая объяснять, просвещать, втолковывать, что такое «промышленное решение», почему оно не делается на коленке за месяц и стоит денег. И что самое главное – чтобы что-то получить, надо приложить достаточно много усилий, дабы четко прописать, чего же именно ты хочешь.
С одной стороны, каждая компания имеет такие ИТ, которых она заслуживает. С другой, наверное, когда технологиями постоянно недовольны – в этом есть коммуникационная недоработка ИТ-директора. С одной стороны, он может не слышать задачу и понимать ее неправильно, с другой – не суметь донести до бизнес-заказчиков, что конкретно нужно сделать, чтобы задачу выполнить (ведь без их участия решается весьма ограниченный круг вопросов, которые на бизнес влияют весьма опосредованно). Отсюда и разочарование, и неуспешные проекты, и бездарно потраченные бюджеты.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Наверное, в какой-то момент, маятник «гонки информационных вооружений» должен качнуться обратно и, скорее всего, повальное потребительское отношение к ИТ достигнет точки насыщения, как и коммуникационный шквал с использованием текущих технологий в какой-то момент достигнет своего пика. Мозг просто откажется перерабатывать запредельный объем информации, поступающей по «традиционным» каналам – через зрение и слух… Что останется? Доставлять информацию напрямую в серое вещество, минуя тормозящие инстанции. И тот, кто изобретет такой способ, станет сначала информационным, а затем и просто – властелином мира.
Опубликовано 03.06.2013