Разумные инновации

Логотип компании
Разумные инновации
Рынок диктует свои правила, новейшие информационные системы стали обязательным инструментом для эффективных предприятий. При этом инструмент требует постоянного обновления.

Мы любим повторять, что ИТ меняют наш мир, наше окружение, наше сознание. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня есть в каждом доме. Рынок диктует свои правила, новейшие информационные системы стали обязательным инструментом для эффективных предприятий. При этом инструмент требует постоянного обновления.

Международный аэропорт Внуково по уровню развития информационных технологий и объему предоставляемых пассажирам, авиакомпаниям и партнерам ИТ-сервисов не просто конкурирует с ведущими аэропортами мира, а по праву может претендовать на лидирующие позиции в отрасли. Вместе с тем новые технологии и решения здесь внедряются исключительно исходя из принципов разумной коммерческой и технологической целесообразности. О том, как инновации пробивают себе дорогу, нам рассказал ИТ-директор Алексей Гуревич.

Расскажите, чем живет сегодня Внуково? Что изменилось за последние годы в одном из ведущих аэропортов страны? И какую роль в этих изменениях играют ИТ?

На мой взгляд, роль ИТ-службы крупного предприятия определяется тем, как она себя хочет и, главное, может позиционировать. Без сомнения, ИТ всегда принадлежит роль сервисного предприятия — за эту роль не нужно бороться. Вот за позицию двигателя бизнеса побороться нужно, а в идеале ИТ должно выполнять и то и другое. Для того чтобы добиться этого, ИТ-специалисты должны не только понимать «свою кухню», но и глубоко разбираться в технологиях предприятия и его потенциальных перспективах. Если говорить об аэропорте Внуково, мне кажется, нам удалось добиться, что ИТ воспринимают именно так, в том числе благодаря позиции акционеров, рассматривающих ИТ прежде всего в качестве двигателя бизнеса.

За последние полтора-два года сам аэропорт, ИТ-сервисы и инфраструктура претерпели серьезные изменения. Связано это не только и даже не столько с открытием нового терминала, рассчитанного на перевозку 30 млн пассажиров и признанного одним из лучших в Европе, сколько с планомерной стратегией развития предприятия и создания необходимых условий для роста. В этой связи на первый план выходят такие показатели нашей деятельности, как пунктуальность аэропорта и снижение себестоимости услуг при сохранении их качества на самом высоком уровне.

Очевидно, что достижение наилучших значений этих показателей без детальной и актуальной информации обо всех аспектах деятельности аэропорта невозможно. Главным инструментом получения и оперативной обработки этой информации стал единый комплекс управления аэропортом — GroundStar, поставщиком которого является один из лидеров авиационной ИТ-отрасли, компания INFORM (Германия). Комплекс включает единую информационную базу данных для всех систем, действующих в аэропорту, интеграционную шину данных, предназначенную для оперативного обмена информацией, систему управления ресурсами наземного обслуживания, систему управления расписанием, и это далеко не весь перечень функциональных возможностей комплекса. С его помощью диспетчерские службы могут контролировать более 700 параметров по каждому обслуживаемому нами рейсу. По функциональному объему это одно из крупнейших внедрений не только в России, но и в мире.

Реализация столь масштабного и значимого для нас проекта — это, конечно же, не только изменения в ИТ. Внедрению комплекса GroundStar предшествовал глубокий реинжиниринг бизнес-процессов обслуживания пассажиров и воздушных судов. В этом процессе ключевую роль играли представители бизнеса. В задачи ИТ входила оценка возможности реализовать новые бизнес-процессы в конкретных математических моделях и правилах управления.

Аэропорт — непрерывное предприятие, и обеспечение непрерывности бизнеса формирует соответствующие требования к ИТ-инфраструктуре. Параллельно с главным бизнес-проектом была проведена масштабная модернизация ИТ-инфраструктуры: созданы два независимых центра обработки данных, завершен проект консолидации ИТ-ресурсов, выполнен их перевод на виртуальную среду, что позволило оптимизировать имеющиеся мощности, сократить объем закупок оборудования и в конечном итоге снизить себестоимость деятельности.

Мы и сейчас не стоим на месте: система расчета времени посадки воздушных судов, система мониторинга положения техники и воздушных судов на перроне, ряд корпоративных систем, в том числе электронный документооборот — только краткий перечень систем, которые введены в эксплуатацию и активно используются.

Вы сказали о вводе в эксплуатацию нового комплекса управления аэропортом Внуково. Могли бы вы подробнее остановиться на том, какие задачи эта система позволяет решить?

Комплекс GroundStar, как я уже говорил, является информационным сердцем Внуково. Работа с летними рейсами начинается в аэропорту еще в декабре, с подготовки нового сезонного расписания, причем благодаря системе возможно создание нескольких проектов расписания и их последующий анализ. На базе данного проекта система планирования ресурсов рассчитывает необходимое для обслуживания расписания количество ресурсов: стоянок, стоек регистрации, автобусов, трапов, водителей, агентов и т. п. Если ресурсов недостаточно, расчеты системы становятся объективным аргументом для принятия решения о дополнительных инвестициях. В свою очередь, система управления финансово-хозяйственной деятельностью Внуково, построенная на базе SAP и интегрированная с комплексом GroundStar, обеспечивает расчет финансовых показателей проекта расписания. По результатам этого анализа принимается решение о том, как аэропорт будет жить и работать ближайшие полгода.

Комплекс GroundStar в режиме реального времени непрерывно анализирует состояние процессов обслуживания рейсов, например, по расчетной предварительной оценке времени посадки происходит динамичная оптимизация и перераспределение техники и персонала так, чтобы к моменту постановки борта на назначенную стоянку вся необходимая для обслуживания пассажиров и обработки багажа техника находилась на месте. И наоборот, система позволяет избежать задержек вылета воздушного судна или максимально сократить такие задержки, предоставляя диспетчерам актуальную информацию о каждом из запланированных этапов подготовки самолета к вылету. Эта функциональность реализована в уникальном модуле GroundStar, который называется HubControl и сегодня функционирует только во Внуково.

Мы сознательно делали систему максимально доступной для всех участников процесса наземного обслуживания — от федеральных структур, служб пограничного и таможенного контроля, и структур самого аэропорта до диспетчеров авиакомпаний, чьи рабочие места находятся вне аэропорта Внуково и даже в других городах. Доступность информации всем участникам процесса позволяет оперативно принимать совместные решения в чрезвычайных ситуациях.

Если продолжать разговор об используемых инновациях, нельзя не сказать о мобильных устройствах, которые также являются частью комплекса. У каждого водителя, работающего на перроне, имеется два мобильных устройства. Первое из них установлено стационарно в машине, и благодаря ему диспетчер не только знает и видит на карте аэропорта, где находится техника, но может воспроизвести ее перемещения за любой период времени, отследить въезды в запретные зоны и т. д. Второе, а это простейший мобильный телефон, — предназначено для передачи заданий водителю непосредственно из системы GroundStar с учетом всех оперативных изменений и получения обратной связи о ходе их исполнения. Если водитель нарушает график, он несет персональную ответственность. Подобные технологии пока есть далеко не везде, даже на Западе не во всех крупных аэропортах.

Все сказанное — это незаметная для пассажира сторона бизнеса, но без нее невозможно обеспечить тот уровень комфорта и качества, который сегодня предлагает Внуково. Далеко не каждый аэропорт может оптимизировать управление своими средствами. Но мы научились. Инновации? Конечно! Это, кстати, яркий пример того, как ИТ повлияли, во-первых, на себестоимость оказания услуг, а конечном итоге — на прибыльность бизнеса и конкурентоспособность.

Жаль, что на этих страницах нельзя рассказать обо всех преимуществах, которые получил аэропорт Внуково благодаря внедрению новой системы управления.

А какие новые сервисы может предоставить аэропорт пассажирам?

При ответе на этот вопрос нужно не забывать, что креативность не всегда позволяет достичь желаемого результата. Представьте себе, что бы произошло, если бы набор и форма предоставления сервисов пассажирам отличалась от аэропорта к аэропорту. Вот где действительно потребуется креативность, только от пассажира. Любой аэропорт — это часть гигантской транспортной системы, в которой существует много достаточно жестко сертифицированных технологий. К ним относятся, например, резолюции Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), единые требования авиационного бизнеса по всему миру, которые уже стали стандартом если не де-юре, то де-факто. В этой связи специалисты ИТ должны знать тенденции развития. И не просто знать, а идти на шаг впереди, увлекая за собой бизнес. Крупные международные аэропорты мало чем отличаются друг от друга. Аэропорт должен быть местом привычного нахождения пассажира. Неважно, где находится пассажир — в аэропорту Москвы, Франкфурта, Лондона или любого другого города. Он должен везде видеть и иметь возможность использовать привычные и знакомые ему технологии. Внуково сегодня предлагает своим клиентам весь спектр возможных услуг, от мобильной регистрации и посадки на борт с использованием коммуникаторов, рекомендованных инициативами IATA, до бесплатного предоставления планшета на период ожидания вылета, благодаря которому пассажир может не только получить всю актуальную информацию о рейсе, аэропорте и его партнерах, но и узнать много интересно о пункте назначения — от погоды до истории города.

Если говорить о ближайших перспективах, то сегодня мы согласовываем с авиакомпаниями возможности реализации технологий FastTravel c использованием в том числе турникетов самообслуживания при посадке на борт самолета.

Мы видим свою задачу в том, чтобы проинформировать бизнес о необходимости серьезных изменений не за день, а за год-два до их введения и предложить возможные решения. Давайте вспомним историю с электронными билетами. В течение двух лет перехода на эту технологию никто из пассажиров, думаю, и не заметил, как они стали повседневной и привычной для них вещью, которая уже никого не удивляет и не пугает.

Рынок быстро меняется. Облачные технологии вчера считали перспективой, сегодня уже данность, завтра будут рутиной. Как успеть за изменениями? При этом не перепрыгивая пропасть в два прыжка.

Три года назад мы начали использовать решение виртуализации. Много усилий приложено к тому, чтобы все заработало, и тогда это было так же современно и инновационно, как сегодня облачные технологии. На самом деле два разнесенных ЦОДа с распределенной нагрузкой и взаимным резервированием — это уже облачные технологии. Но я вообще не большой сторонник резких изменений внутренних технологических подходов, особенно если это дань моде. Прежде всего, аэропорт — это непрерывный бизнес, работающий в режиме 24×7. Сегодня та нагрузка, которая ложится на Внуково, выросла на 75% по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Мы уже не можем позволить себе технологический перерыв более полутора часов.

Я как ИТ-директор часто бываю на различных ИТ-форумах и выставках и с большим вниманием отношусь к новым решениям, к новым технологиям, но всегда транслирую их на аэропорт, на нашу конкретную ситуацию, на те преимущества, которые дает нам то или иное решение. Так что если все эти глобальные новшества не прошли проверку и мы не можем быть уверены в том, что переход на них гарантирует нам 100%-ную доступность ИТ-сервисов, то лучше подождать и не делать преждевременных шагов. Пассажир должен быть защищен от необдуманных действий. Это для меня важнее, чем полный переход аэропорта Внуково на суперсовременную платформу или систему.

Тем не менее, какой путь должны пройти новые технологии и решения, чтобы Вы, как осторожный человек, поняли, что пора их внедрять именно сегодня и сейчас?

Много лет назад я работал в банковской отрасли и там сталкивался с американскими ИТ-специалистами. Это была эпоха, когда начиналась масштабная экспансия Windows. И в то время американские специалисты работали на системах 15-летней давности. На мой вопрос, почему они не стремятся к новым технологиям, мне ответили, что не видят в этом смысла, поскольку та функциональность, которую они должны были предоставить своим клиентам, ими уже достигнута и все текущие потребности можно реализовать имеющимися средствами.

На мой взгляд, для приятия решения о внедрении какой-либо инновации должны сложиться два фактора. Первый — необходимая функциональность не может быть реализована существующими средствами или это неоправданно дорого. Второй —инновация уже прошла проверку в боевых условиях и необязательно в аэропорту. В реальной жизни, конечно же, факторов больше, но эти два — главные.

Для любого ИТ-специалиста, в силу нашей профессии, вся жизнь — это динамичное развитие. Ко мне часто приходят руководители ИТ-подразделений и предлагают внедрить что-то новое. А дальше включаются механизмы, о которых я говорил выше.

В идеале, а это то, с чего мы начали разговор, ИТ является неким «пушером», который предлагает и рекомендует бизнесу то или иное решение. А потому новая технология должна стать некой религией, в которую ты веришь и исповедуешь. Только обладая внутренней верой и убежденностью, можно построить не просто инновационное решение, а решение результативно работающее. Моя задача — быстро сориентироваться в ситуации, просчитать и сформировать решение, ну а дальше — дело техники.

Вообще ИТ в аэропорту Внуково работают быстро. Это наш главный принцип, поскольку, как говорится, дорога ложка к обеду. Никому не нужно удовлетворение потребностей «завтра», это нужно уже «вчера». Вы это прекрасно знаете.

Давайте пофантазируем. Каким, на ваш взгляд, будет аэропорт завтра? Иногда самые невероятные прогнозы сбываются.

Наш аэропорт всегда будет современным — я в этом убежден. В нем всегда будет комфортно пассажиру потому, что так должно быть.

Ну а если пофантазировать, я думаю, все большие перспективы приобретает тема самообслуживания пассажиров. Недалеко то время, когда зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, пройти на борт самолета можно будет без участия персонала аэропорта, а приезжать в аэропорт не за два часа, как сегодня, а за 10–20 минут до завершения посадки. Но самое главное, что все эти нововведения не повлияют на комфорт, качество и безопасность. Поживем — увидим.

Опубликовано 03.06.2013