Сапожники в сапогах

Логотип компании
Сапожники в сапогах
Телекоммуникационный холдинг «Вымпелком» планирует поддерживать модель Bring your own device (BYOD) посредством специального сервиса.
Телекоммуникационный холдинг «Вымпелком» планирует поддерживать модель Bring your own device (BYOD) посредством специального сервиса. При этом и внутри самой компании модель использования личных устройств сотрудников активно развивается. Более того, оба направления сосуществуют и взаимно дополняют друг друга. О том, как это происходит, нам рассказал Игорь Воробьев, руководитель портфеля дополнительных услуг компании «Вымпелком».
 
Насколько широко модель BYOD используется в компании «Вымпелком»?
 
В нашем понимании Bring your own device — это новый подход к использованию личных устройств сотрудников в корпоративной информационной среде. Для того, чтобы реализовать такой подход, на рынке есть множество решений от разных компаний.

Компания «Вымпелком» имеет большое количество корпоративных клиентов, а также несколько тысяч собственных сотрудников, для которых BYOD весьма актуален, поэтому мы готовы поддержать развитие данной концепции. В нашей компании реализуется стратегия Enterprise Mobility, в соответствии с которой мы выстраиваем отношения с внутренними заказчиками в области мобилизации. Сегодня наш менеджер имеет право принести свое мобильное устройство в компанию и получить через него доступ к корпоративной информационной среде. Все зависит от желания конечных пользователей. Если они хотят — они станут это использовать, если не захотят — то не будут. Среди наших сотрудников с каждым днем становится все больше людей, использующих мобильный доступ к корпоративным ресурсам. Безусловно, первое место в списке рабочих сервисов занимает почта.

Мы являемся инновационной компанией и уровень проникновения мобильного интернета среди сотрудников «Вымпелкома» составляет более 60%, при среднем показателю по рынку около 30%. Люди приносят свои аппараты и используют их в том числе и для работы. Лично я, как руководитель, только рада, когда мои сотрудники имеют доступ к нужной информации с любого устройства в любое время. Наша корпоративная культура построена таким образом, что сотрудники вовлечены в работу и готовы отвечать на важные вопросы даже во вне рабочее время. BYOD воспринимается уже как данность,  коллеги понимают, что работать с корпоративной почтой они могут с любого личного мобильного устройства. Но мобильная почта, уже давно базовый сервис и следующим этапом развития проекта Enterprise Mobility в нашей компании стало  визирование документов непосредственно с мобильных устройств. Изначально эта потребность была у топ и мидл-менеджмента- людей, принимающих стратегические решения. Тем не менее, и для них, и для рядовых сотрудников - это также эффективный инструмент для работы, поскольку они могут просматривать документы из различных баз данных в любой момент времени, оперативно решая свои задачи.
 
В компании «Вымпелком» драйвером BYOD является бизнес. В различных компаниях отличаются и причины, по которым бизнес решается на применение личных устройств сотрудников. Что стало главной причиной для развития BYOD в вашей компании, а что является, скажем так, второстепенным фактором?
 
Основная причина связана с необходимостью оперативного принятия бизнес-решений. Что я имею в виду? Приведу пример. При возникновении срочного запроса руководитель подразделения может отправить своему сотруднику письмо по корпоративной почте. При этом он может быть уверен, что в течение получаса он получит ответ. Ведь сотрудник получает информацию на свой личный смартфон или планшет, который всегда с ним. Необходимость ускорения бизнес-процессов — это и есть основной драйвер для внедрения любых новых технологий. Другим распространенным драйвером BYOD может быть желание топ-менеджмента все делать с одного устройства – например, любимого планшета. На недавней  встрече  в очень крупном банке, их вице-президент обратил внимание на отсутствие какого-либо компьютера у себя в кабинете, с гордостью продемонстрировав возможности своего «яблочного» планшета при работе со всей корпоративной информацией. В "ВымпелКом" такая мобильность тоже реализована.

ИТ-департамент нашей компании является подразделением, понимающим все потребности бизнеса и здесь хорошим примером является BYOD. Для ИТ - подразделений важно слышать и понимать внутренних заказчиков, и вовремя сказать «да» или «нет», но предложив при этом какой-то другой вариант решения задачи. Вообще, с моей точки зрения, говорить BYOD-у «нет» можно до какого-то определенного момента, а потом все-таки придется выбирать какой-либо путь. Либо принципиально все запрещать, либо выбирать концепцию, согласно которой для определенных устройств, при условии контроля со стороны ИТ-специалистов, это возможно.
 
Как в «Вымпелкоме» реализовано управление устройствами сотрудников? Какие подходы применяются в данной области?
 
Человек должен понимать, что ему можно делать с корпоративной информацией, а что — нельзя. Существуют, например, решения, запрещающие пересылать корпоративную почту на внешние или публичные адреса. В «ВымпелКом» уже давно используется решение  BlackBerry Enterprise Service (BES), и им управляют наши ИТ-администраторы. С помощью этого решения, они, например, могут разрешать или запрещать использование мобильного интернета на конкретном устройстве сотрудника или на группе устройств, или удаленно запретить использовать камеру. Таких политик удаленного управления смартфонами более 500 в этом решении.
Все думают, что если речь идет о BlackBerry, то это устройство обязательно выдает сама компания. Но у нас это не всегда так. Сотрудники сами могут купить понравившуюся модель смартфона за свои деньги. Наша задача — помочь таким сотрудникам подключить BlackBerry к корпоративным информационным системам.
 В результате у сотрудника появляется возможность получать и отправлять корпоративную почту, назначать коллегам встречи со смартфона и заходить с мобильного девайса на свой офисный компьютер, если ему необходимо отправить презентацию клиенту и т. д. То есть человек максимально вовлечен, при этом информация находится под контролем. Как известно, стандартное решение BES качественно справляется с задачами управления и контроля устройств на этой ОС. Но веяние консьюмеризации таково, что нужно использовать и другие платформы, например, быстрорастущий Android. Поэтому сейчас мы находимся на этапе выбора решения для управления мобильными устройствами сотрудников – MDM (Mobile Device Management). Оно будет реализовано как для внутренних сотрудников, так и для внешних клиентов. Наши клиенты уже интересуются подобными возможностями, но прежде чем что-то предложить клиентам, мы должны опробовать и «обкатать» это решение на себе — такова позиция «Вымпелкома».
 
Какой путь реализации BYOD вам видится более предпочтительным: выбор конкретной платформы, полный анализ ее на предмет функционала и безопасности, с последующим построением BYOD именно на ее основе, либо кроссплатформенный подход, при котором неважно, какая ОС установлена на устройствах ваших сотрудников?
 
Нужно, прежде всего, обращать внимание на запросы и пожелания конечных пользователей – нас с вами. Ведь сейчас многие просто не могут расстаться со своим устройством ни на минуту и чувствуют себя без него как без рук. Большинство запросов сегодня связано с iOS и Android. относительно неизменным остается процент тех, кто предпочитает работать с помощью устройств BlackBerry. Как ни странно, немало желающих работать и на устройствах на платформе Symbian, дол которой на рынке неуклонно снижается. И хотя с этой платформой многие успели проститься, но наши данные показывают, что процент таких устройств еще достаточно высок и люди к ним привыкли. Все это мы не можем упускать из виду, а потому, когда приходит запрос от наших пользователей, мы смотрим, насколько технически можно все это реализовать на данной конкретной платформе. Как только мы полностью запустим MDM, поддержка как минимум всех этих четырех платформ будет обеспечена.
 
Как разграничиваются личные и корпоративные данные на устройствах ваших сотрудников?
 
Если компания говорит о том, что позволяет сотруднику работать с корпоративной информацией на своем личном устройстве, то сотрудник должен сделать выбор: либо не подключать свое устройство к корпоративной почте и другим корпоративным ресурсам, либо согласиться с предлагаемыми ему компанией условиями, возможно подписать необходимые документы, и затем уже получить полное право работать с корпоративной информацией. Первый вариант мы рассматривать не будем, поскольку в этом случае устройство пользователя к компании не будет иметь никакого отношения. Но если сотрудник соглашается с условиями, ему придется принять ограничения, предусмотренные ИТ-политикой компании. Например, запрет пересылки фотографий или использования внешних почтовых ящиков. Здесь очень может помочь решение MDM, которое  на текущий момент является базовым. Помимо этого  существуют специализированные решения, позволяющие визульно разделять экран на два профиля. На одном находятся личные данные, на другом — корпоративные, и между ними проведена четкая визуальная граница. Корпоративную область контролирует ИТ-менеджер, который может удаленно устанавливать, удалять и обновлять приложения, и даже очищать всю информацию. Но только корпоративную, к личной он не будет иметь доступ.
 
Что чаще всего неправильно делают корпоративные заказчики, внедряющие в своих компаниях BYOD?
 
Самая главная ошибка — это незнание, отсутствие информации о решениях, присутствующих на рынке, которые бы позволили компании развиваться и давать бизнесу новые возможности, в том числе, по мобильности. В отношении BYOD таких компаний все меньше, хотя легкое отторжение все еще наблюдается. Ведь если сотрудник принес свое собственное устройство, ему проще всего сказать «нет».
 
 
Какие изменения требуется внести в механизмы технической поддержки в связи с реализацией BYOD в компании?
 
Универсальных рекомендаций давать не буду, отвечу на примере нашей компании. Необходимо понятное и прозрачное информирование сотрудников о том, что они могут, а что не могут. Это решит очень многие вопросы.
 
И последний вопрос. В каком направлении будет дальше развиваться BYOD в«Вымпелкоме»?
 
Как я уже говорил, мы параллельно развиваем эти процессы и для своих сотрудников, и для наших корпоративных клиентов. В обоих случаях максимально широко применяется экспертиза нашего ИТ-подразделения, которое и отвечает за стратегию Enterprise Mobility. Поэтому первым большим этапом в обоих направлениях должен стать запуск полноценного MDM. Затем мы планируем перейти к вопросу   управления корпоративными приложениями. Ведь сегодня мобильные приложения – уже неотъемлемая часть жизни и бизнеса.

Опубликовано 27.04.2013