Принятие решения — это процесс

Логотип компании
Принятие решения — это процесс
Выбор в бизнесе — это не спонтанный шаг, это результат длительной работы, осуществляемой командой с учетом множества разнообразных факторов, интересов и обстоятельств. В этом уверен Александр Маркович, директор по информационным технологиям российского представительства корпорации Microsoft
Выбор в бизнесе — это не спонтанный шаг, это результат длительной работы, осуществляемой командой с учетом множества разнообразных факторов, интересов и обстоятельств. В этом уверен Александр Маркович, директор по информационным технологиям российского представительства корпорации Microsoft.

Немного о теории и прикладных дисциплинах

Свою профессию я выбрал вполне осознанно. Так получилось, что я с самого раннего возраста очень много внимания уделял техническим и математическим дисциплинам, а также всевозможным наукоемким темам. Кандидатскую диссертацию я защищал по теме «Физика твердого тела», там был достаточно большой объем программирования, математики, статистики и т. д. Одна из особенностей настоящего, хорошего ученого — это многодисциплинность. Все выдающиеся ученые, прославившиеся на весь мир в какой-то одной области знания, как правило были неплохими специалистами и в других дисциплинах. Наш мир не черно-белый, а многоцветный, и настоящие ученые, профессора, с которыми мне довелось работать, были разносторонне и блестяще эрудированными людьми. Когда от чисто научных знаний потребовалось переходить к прикладным дисциплинам, то информационные технологии выкристаллизовались очень быстро. Поскольку это та самая область, где ты можешь отлично понять и продавцов, и производственников, и логистов, и HR, и маркетологов. Вообще, я давно понял для себя, что ИТ — это та область, где ты имеешь возможность «потрогать» а иногда и достаточно глубоко узнать практически все дисциплины, которые существуют в той компании, где ты работаешь.

Так уж сложилось, что я обычно примерно лет пять занимаюсь продажами ИТ-решений, а затем уже лет пять выступаю, наоборот, в качестве их покупателя. До того как прийти в Microsoft, я 10 лет проработал в компании Oracle. Первые пять лет занимал пост ИТ-директора, а после этого занимался консалтингом, отвечал за вопросы интеграции приложений в единую информационную систему у различных заказчиках. Это тоже интересная наука, поскольку когда ты выступаешь в качестве интегратора, либо в какой-то другой роли, связанной с внедрением приложений или созданием нового продукта, то основная задача этой роли — найти некоторый компромисс между большим количеством стейкхолдеров (внешних и внутренних). Нужно определить, как заказчик должен получить продукт: Быстро? Дешево? Качественно? Как обычно шутят - из этих трех пунктов требуется выбрать только два. А в реальной жизни приходится разбираться, «складывается» ли компромисс и, соответственно, соответствует ли проект  этим трем пунктам или нет. 

Долгий путь к выбору

Компании, в которых мне приходилось работать, я выбирал вполне осознанно, из лучшего, что есть на рынке. Это не случайный процесс, поскольку выбор надо делать не спонтанно, в последний момент, а идти к нему постепенно и целенаправленно. Хотел бы привести пример из жизни, когда руководителя службы безопасности израильского аэропорта спросили, что необходимо делать, когда в здание аэропорта проникает террорист. Он ответил, что если террорист уже окажется внутри, это означает, что он и его сотрудники уже проиграли в борьбе с ним.

Соответственно, и основная игра начинается существенно заранее, задолго до самого события. Прежде чем принять решение о работе в той или иной компании, необходимо подумать о том, чего ты хочешь, как ты собираешься двигаться к этому, где ты хочешь оказаться, какие навыки тебе для этого нужны. И уже затем нужно развивать свою карьеру. План должен быть расписан на много лет, а еще лучше — не на один десяток лет. Свой путь ИТ-директора я начал в компании Diageo, это крупный английский производитель и поставщик спиртных напитков. Это была блестящая школа британского бизнеса, возможность общаться и работать с настоящими английскими джентльменами. Потом я перешел в высокотехнологичный Oracle, а затем уже  в Microsoft. 

Симбиоз B2B и B2C

Выбор Microsoft в качестве места работы был обусловлен тем, что эта компания не просто является одним из ведущих игроков на рынке информационных технологий, но она также ведет бизнес в двух сегментах — корпоративном и пользовательском. Такое смешение корпоративного начала и потребительской составляющей показалось мне очень интересным. Microsoft достаточно интересная и инновационная компания. Когда я переходил сюда, то, совсем не представлял себе многих ее тонкостей и особенностей. Мне было очень интересно узнать о маркетинговых подходах Microsoft, о работе виртуальных команд, о внутреннем тестировании продуктов и многом другом, что отличает эту компанию от других игроков рынка. Но самое главное, что мне нравится в Microsoft — это жесткая ориентированность на бизнес-результат всех подразделений без исключений. 

Проекты в русле рыночных тенденций

Работа в компании Microsoft развивает гибкость в плане бизнеса, умение моментально улавливать рыночные требования и тенденции и быстро подстраиваться под них. Речь идет о требованиях как глобального, так и локального рынков. Есть требования и проекты, вполне понятные с точки зрения ИТ, как, например, Enterprise Voice, реализующий возможность звонить с компьютеров на городские телефоны. Казалось бы, это небольшой технологический проект, но он также является и частью глобальной стратегии по повышению мобильности сотрудников. Мобильные компьютеры, беспроводная связь, возможность полноценной и безопасной удаленной работы, централизованная аутентификация всех пользователей — целью всех этих проектов является не только повышение мобильности сотрудников, но и изменение в умах менеджеров, ведь многие из них все еще хотят, чтобы их подчиненные работали в офисе, рядом с ними и под их непосредственным присмотром. В интересных проектах таким образом, обязательно присутствует и технологическая, и человеческая составляющая. 

В команде нужны и «гении», и «пахари»

При выборе новых сотрудников, приходящих устраиваться на работу, я прежде всего принимаю во внимание интересы и принципы команды. Команда — это живой организм, он растет, у него бывают кризисы и взлеты, удачи и неудачи. Но такому организму нужно помогать развиваться, а каждый сотрудник должен занять в команде свое место. Причем команда должна знать, где именно и каким именно образом конкретный сотрудник может принести ей максимальную пользу. С другой стороны, сотруднику тоже необходимо понять, зачем ему нужна эта команда, что он хочет получить от нее. Основной принцип команды — общие цели. Самое главное — убедиться, что у всех сотрудников имеется четкое понимание этих целей. Конечно, попадают к нам и звезды. Но и они также нужны в команде. Чем больше в ней разноплановых сотрудников, тем сильнее сама команда в целом. Нужно уметь друг друга слушать и правильно использовать сильные и слабые стороны своих коллег. Приведу наглядный пример. Работал у меня в команде один выдающийся сотрудник. Он очень глубоко знал предмет и блестяще в нем разбирался, а если было необходимо, то копал до таких глубин, о которых порой не знали и сами производители. При этом любая рутинная работа вызывала у него шок и ступор. В то же время в команде обязательно были и «пахари» — то есть те сотрудники, которые готовы брать на себя рутинную работу «за себя и за того парня». А такие, как тот сотрудник, действовали на острие атаки, решали принципиальные технологические вопросы, разрабатывали прототипы системных архитектур и т. д., то есть прокладывали путь, по которому затем уже шли все остальные. Согласие в команде очень важно, поэтому нужно уделять особое внимание смягчению отношений между такими сотрудниками, ну и, конечно, поддерживать правильный баланс между ними. 

Мир «аналоговый», а не «цифровой»

Вообще, когда принимаешь какое-то решение, важно выбрать стратегию принятия этого решения, определить, какие шаги нужно сделать, чтобы приблизиться к самому решению. Очень интересно и важно, когда к принятию того или иного решения приходит не какой-то конкретный человек, а именно команда состоящая из самых различных людей. Верное решение, достижение консенсуса в бизнесе — это когда все стороны понимают, в каком направлении надо двигаться, и только это является гарантией правильного выбора. В теории переговоров существует такой постулат, что если решение не воспринимается справедливым всеми сторонами, его нельзя назвать жизнеспособным. К чему я все это говорю? Дело в том, что решение, какие технологии внедрять, какие бюджеты использовать, в Microsoft определяется исключительно интересами бизнеса. Если это необходимо и полезно для бизнеса — это будет сделано. Под бизнесом здесь подразумевается и глобальный, и локальный, российский. Поэтому ИТ-директор должен иметь очень чуткий «слух» и слушать, с одной стороны, своих стейкхолдеров (генерального директора, операционного директора, директора по маркетингу), а с другой стороны — слушать и доносить до них те стратегические инициативы ИТ, которые сегодня внедряются на рынке. Директора по продажам больше всего интересует объем продаж, директора по маркетингу — борьба с конкурентами и доля на рынке, финансового директора — соблюдение рамок бюджета. Директор по ИТ должен уметь услышать их всех и выступить в качестве агрегирующего и координирующего фактора в части информационных технологий. Это очень интересная и важная задача. 

Итак, что же такое принятие решения? Выбор между «да» и «нет»? Между «черным» и «белым»? Но жизнь-то более многогранна. Важно не быть зашоренным и воспринимать мир не в «цифровом» виде, а в «аналоговом» — со звуками, с запахами и т. Д. Принятие решения - не просто волевой шаг, это процесс, в принятии которого участвуешь не только ты, но и люди вокруг тебя. И ты начинаешь существовать в самом процессе принятия решения. Это сродни катанию на сноуборде или виндсерфингу, когда ты не просто показываешь рукой направление, а чувствуешь его всем телом. 

Опубликовано 06.02.2013