Эксперт-менеджмент. Иллюзия метасистемного перехода

Логотип компании
Эксперт-менеджмент. Иллюзия метасистемного перехода
Допустим, вы с нуля создаете розничную точку. Надо определиться с ассортиментом, найти помещение и продумать внешний вид и удобство салона.
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается…

Русский ученый, диссидент Валентин Турчин придумал полезное понятие «метасистемный переход», которое позволяет моделировать процесс развития. Объясню это понятие на примере розничного бизнеса.

Допустим, вы с нуля создаете розничную точку. Надо определиться с ассортиментом, найти помещение и продумать внешний вид и удобство салона. Потребуются поставщики, реклама, юридическое оформление, всевозможные лицензии и разрешения. Нужно найти персонал и организовать его работу, обеспечить охрану. Постепенно вы решаете все эти вопросы и получается действующий магазин. Если вопросы решены правильно, то магазин работает стабильно и с прибылью. Создания магазина назовем первой ступенью нашей маленькой эволюции.

Теперь, имея один магазин, вы находите для него надежного управляющего и передаете дела, а сами в это время начинаете заниматься вторым магазином. Затем покупаете третий, четвертый. Какой-то продаете, еще один закрываете, открываете следующий в другом месте. Теперь вы управляете сетью магазинов, и это вторая ступень.

Именно этот переход от управления составными частями к управлению магазинами и называется метасистемным переходом.

В теории Турчина метасистемный переход трактуется, конечно, более широко: это определяющее понятие процесса эволюции, где каждый следующий виток опирается на прежние достижения. Впрочем, в вопросах менеджмента это понятие почти не применяется. И зря…

Второй пример не имеет отношения к бизнесу, но будет полезен для сравнения. Появление компьютеров и записывающих устройств стало огромным прогрессом человечества. К примеру, жесткий диск удобен тем, что позволяет сохранять большие массивы информации. Как с ним работать? Все его сектора имеют одинаковый размер, например 1024 байта, каждый сектор имеет свой номер. Использовать диск не сложно: вы указываете номер сектора, передаете туда 1024 байта, и они там сохраняются на долгие годы. И наоборот, вы указываете номер сектора и читаете от туда 1024 байта. Это базовый интерфейс обмена информацией. Казалось бы, нет ничего проще, но нам это неудобно, ведь мы работаем не с байтами, а с текстами, музыкой, видео и т.д., которые хранятся в виде файлов различной длинны. Работу с файлами обеспечивает нам файловая система — программа, которая взаимодействует с диском по его правилам, а нам показывает дерево папок и их содержимое на компьютере. Переход от работы с байтами к работе с файлами тоже является метасистемным переходом.

Две составляющие 

Между первым и вторым примерами есть не только сходство, но и важное различие. Чтобы его пояснить, предлагаю разделить метасистемный переход на два параллельных этапа: психологический и технологический. Психологический переход — это наше осознание системы как единого целого (состоящего из различных элементов, о которых можно забыть) и возможности ей управлять для достижения своих целей. Технологический переход обеспечивает нам возможности такого управления. Разница между двумя примерами в надежности результата. В случае с файлами наша готовность работать с музыкой и видео обеспечена программой, которая является очень надежным инструментом. В случае с магазинами наше желание управлять сетью на уровне покупки и продажи магазинов подкреплена возможностями такого управления далеко не полностью. При покупке каждого следующего магазина мы рискуем получить совсем не то, что ожидали, даже если все характеристики объекта, которые мы запросили, были добросовестно предоставлены нам прежним хозяином.

Несомненно, управление сетью несет в себе определенные выгоды, связанные с оптимизацией затрат, с возможностью торговаться с поставщиками, и другие преимущества, но ограниченная предсказуемость затрат в процессе расширения сети становится главной проблемой.

Решаем вопросы «правильно»

Чтобы понять, где загвоздка, спустимся на уровень вниз и еще раз просмотрим составные части магазина: ассортимент, салон, договора с поставщиками, реклама, разрешения и оформление, персонал и др. Все эти вопросы должны быть решены «правильно». Что же мы имеем ввиду под словом «правильно»? Прежде всего, работу, связанную с системным (внимательным) подходом к каждому вопросу и поиску удачного решения исходя из множества особенностей конкретного магазина. Для одного магазина, будет трудно найти квалифицированный персонал в связи с его местоположением. Для другого магазина проблемой окажется получение разрешения в связи с особенностями работы муниципалитета. У третьего магазина будут сложности с отоплением или еще с чем то… Таким образом, качество работы магазина нельзя описать ни двумя, ни тремя, ни десятью характеристиками. Т.е. можно, конечно, но это описание будет не точным и содержащим риски. Например, казалось бы, прибыль — замечательная характеристика, ведь это именно то, что нам нужно. Но эта прибыль может быть связана с конкретным договором поставки, который заканчивается через два месяца. Разве при покупке магазина вы проверяете все действующие договора с поставщиками? А при десятитысячном ассортименте? Вы это не спросили, а тот, кто продал вам магазин, забыл вам об этом сказать…

Теперь разница «налицо». В случае с файлами на диске мы получили удобный метасистемный переход, а в случае с магазином переход произошел не полностью. Наша сознательная попытка управлять сетью просто как совокупностью магазинов погрязла в жиже уникальных проблем каждой торговой точки. Такой переход предлагаю называть «переходом с изъяном» или «зыбким переходом».

Уровни перехода

Пожалуй, в менеджменте надо хотя бы упрощенно разделить это понятие на несколько уровней. Давайте считать, что метасистемный переход бывает: «удобным», «с изъяном», «зыбким» и «иллюзорным». Дополню классификацию цифрами: удобный метасистемный переход обозначает, что управление новым объектом может принести сюрпризы в виде потерь не более чем на 10% от стоимости объекта. Переход «с изъяном» предполагает, что стоимость капитальных затрат на активизацию нового объекта может вырасти аж в два раза от первоначально запланированного (конечно, может не только вырасти, но и упасть, однако такой вариант развития событий никого не волнует). «Зыбкий» метасистемный переход предполагает, что новый объект вместе с дополнительным затратами может обойтись дороже в 10 раз, чем было запланировано. «Иллюзорный» метасистемный переход предполагает, что эффективность вложений непредсказуема.

Наша история с магазином тянет на «переход с изъяном» или, в каких-то случаях, на «зыбкий». Закончим на этом с розницей и перейдем к сути. Понятия, которые даны в статье, не являются чем-то устоявшимся, такими терминами пока никто не оперирует. Наш материал относится к циклу статей о новой методологии управления, и данная терминология введена впервые. Сама методология носит красивое название «эксперт-менеджмент», и область ее применения очевидна: это сложные и инновационные проекты с большим уровнем неопределенности (эмергентности) пути и даже результата. Такие проекты требуют своих методов управления. Ведь результат работы эксперта, оценка качества этого результата, процесс принятия решений, вопросы накопления и использования знаний требуют особого подхода. Конечно, поиск ответов уже идет полным ходом, и им занимаются многие. Например, в известной книге «Компания — создатель знания», авторы (Икуджиро Нонаки и Хиротака Такеучи) обсуждают те же темы. Или, допустим, уже давно выяснилось, что при разработке программного обеспечения общепринятый проектный менеджмент неэффективен, и вместо него были придуманы другие способы управления, такие как XP, ASD и пр. Мы тоже хотим внести свою лепту в этот полезный процесс и предлагаем всем присоединяться, например критикой с использованием богатого собственного опыта и других управленческих подходов.

Как известно, любая версия имеет право на существование, а если эта версия еще и помогает оценивать ситуацию и применять эффективные решения, то тем более. Например, описанный механизм позволяет сказать о том, что маркетинг в области технологий направлен на создание у покупателя ощущения состоявшегося «метасистемного перехода». То есть продавец обычно пытается выдать «иллюзорный» переход за переход «с незначительным изъяном» или за «надежный». Конечно, опытный управленец или бизнесмен понимает это, исходя из собственного опыта, но ведь ценность науки в том, что она может сделать промышленным то, что прежде было интуитивным. Мы уверены в том, что наш подход является научным, несмотря на всю его нестандартность. Так это, или не так — в конечном счете решать экспертам (коими мы считаем читателей журнала IT-Manager). И если вам эта статья показалась «иллюзорной», — пишите, обсудим.

Понятие «метасистемного перехода в менеджменте» несет в себе еще массу интересных применений, но прежде надо ввести и другие термины. Мы же должны думать на одном языке, иначе друг друга понять не сможем.

Продолжение следует...


Опубликовано 27.11.2012