Виртуализация для будущих творцов

Логотип компании
Виртуализация для будущих творцов
Творческие люди работают, как правило, с объемным контентом, предполагающим наличие серьезных вычислительных мощностей
Творческие люди, будь то дизайнеры, архитекторы, художники, музыканты, кинематографисты, работают, как правило, с объемным контентом, предполагающим наличие серьезных вычислительных мощностей. При этом идеи, возникающие у них, требуют, как правило, немедленного воплощения, иначе они рискуют быть утраченными навсегда. В первую очередь это характерно именно для учебных заведений, специализирующихся на подготовке творческих специалистов, ведь студенческая среда — самая благоприятная для развития новых идей и начинаний. 

Со всеми этими проблемами пришлось столкнуться Британской Высшей Школе Дизайна, перед руководством которой возникла задача — постоянно наращивать вычислительные мощности (что в итоге влечет расходы бюджета и времени) либо воспользоваться современными решениями, позволяющими без дополнительных затрат реализовывать все творческие начинания учащихся и преподавателей. В результате ИТ-специалисты Школы совместно со своим партнером — компанией DEPO Computers создали виртуальную ИТ-инфраструктуру с помощью уже имеющейся аппаратной платформы. В проекте был задействован мультивендорный подход и применены инжиниринговые компетенции DEPO Computers. В состав решения вошли СХД DEPO Storage 5312Base, обеспечившие выгодное бюджетирование проекта, а также софтверные разработки VMware и Symantec. О проекте нам рассказал руководитель ИТ-отдела Британской Высшей Школы Дизайна Александр Лата.

Расскажите, пожалуйста, о специфике вашего учебного заведения. Какие задачи приходится решать ИТ-специалистам?

Задачи, в большинстве случаев, перед нами стоят стандартные для многих учебных заведений. Вопрос в другом: какими ресурсами и какими силами эти задачи приходится решать? Казалось бы, что сложного в развертывании нового сервера? Подаем заявку, получаем бюджет, тратим кучу денег на «железо», ещё небольшую кучу денег — на лицензии. Затем устанавливаем на него тот сервис, ради которого сервер и покупался. Всё казалось бы хорошо. Но если посмотреть на все это с позиций затраченного времени, становится понятно, что ни о какой  оперативности не может идти и речи. А время, как известно – деньги. Поэтому виртуализация, которую мы внедрили в Британской Высшей Школе Дизайна, существенно развязала нам руки именно с позиций скорости и оперативности внедрения необходимых сервисов. Если кому-то из наших преподавателей требуется техническая площадка для развертывания учебного проекта, будь то сайт, вычислительная станция для расчета инженерных структур или что-то другое, он заинтересован в том, чтобы получить все это как можно быстрее. Что делаем в данном случае мы? После административного согласования поднимаем еще один виртуальный сервер, при необходимости закупаем еще одну лицензию на операционную систему.  Какие-то предварительные работы мы уже можем произвести, а как только лицензия оказывается у нас на руках — стартуем и запускаем новый сервис, экономя огромное количество времени на доставке и развёртывании «железа». Это очень серьезный фактор, характерный именно для нашей Школы. 

Что было до внедрения виртуализации? Как раньше решались все эти задачи? 

Приведу пример. У нашей Школы существовало два сайта, которые работали на двух физических серверах - по серверу на сайт. Мы очень быстро росли, и было необходимо размещать множество различных служб и серверов, в том числе и от Microsoft. Все мы прекрасно знаем, что Microsoft очень не рекомендует установку разных  сервисов на контроллере домена. Поэтому для развертывания, к примеру, MS SQL Server, нам приходилось устанавливать отдельную физическую машину. Соответственно, с появлением новых задач, с внедрением новых сервисов возникала необходимость и в ещё больших физических мощностях.  

На какие этапы можно разделить проект?

Очень важным и нужным был подготовительный этап проекта, который осуществлялся на бумаге. Мы собрались с коллегами из DEPO Computers и обсудили  на что способны имеющиеся у нас серверы – что можно реализовать, а что нет. Важнейшим фактором является архитектура процессоров, возможности системной логики. Нас интересовало, смогут  ли процессоры поддержать работу  внешних устройств с VMWare, например стримеров. Была проделана огромная аналитическая работа, в ходе которой мы «проэкзаменовали» всю нашу ИТ-инфраструктуру. Не менее важным и серьезным этапом проекта разработка конфигурации СХД,  перевод физических серверов в виртуальную среду, конфигурирование виртуальных и физических свитчей, т. д. 
Две-три недели мы занимались бумажной подготовительной работой — анализировали и составляли ТЗ. После того как ТЗ было подписано начались реальные работы, которые заняли всего два дня, сюда же можно отнести и тестирование. 

Какие задачи, из тех, что раньше было практически невозможно либо слишком дорого решить, благодаря виртуализации стали проще и доступнее?

Наша Школа растет, и растет ее инфраструктура. Я считаю было бы неоправданно дорого, если не сказать невозможно, реализовывать масштабирование инфраструктуры «по старинке», покупая и покупая новые серверы. Расходы на сервис и поддержку «железа», энергозатраты - всё это выливается в серьёзную стоимость владения. Однозначно – это путь неоправданных растрат.
Вот пара примеров. Перед нами встала задача обеспечить студентам возможность извне, то есть удаленно, выкладывать свои рабочие или учебные файлы в собственные папки, расположенные в локальной сети Школы. Для этого мы подняли FTP-сервер из виртуальной среды. Другая тема касается нашего тесного сотрудничества с компанией Adobe. Для обеспечения наших студентов современными и качественными инструментами создания графического контента мы используем программный пакет Adobe Master Collection. В момент развития online обучения решили использовать очень интересное и актуальное решение Adobe Connect. Для корректной работы хорошо было бы разместить этот программный комплекс на отдельной машине, отдельном сервере. Мы смогли обойтись просто еще одной виртуальной машиной. 

И последний вопрос. Что в результате внедрения виртуализации получила Британская Высшая Школа дизайна с точки зрения бизнеса и что — с точки зрения ИТ?

Бизнес  получил ощутимую экономию, оперативно масштабируемую инфраструктуру, централизованное управление всеми ресурсами, и высокий процент утилизации физических серверов. Использование виртуализации, и я в этом стопроцентно уверен, помогло бы  любому предприятию, которое планирует своё дальнейшее развитие. Если виртуализацию заложить на начальном этапе в фундамент предприятия, проблем с дальнейшим развитием  не будет никаких. Мы этот тезис неоднократно проверили и испытали на себе. Могу даже сказать, что сожалею о том, что мы не внедрили такое решение еще раньше. 
Данный проект стал переломным моментом в долгосрочном развитии ИТ не только в Британской высшей школе дизайна, но и в новых творческих учебных заведениях, входящих в консорциум. Объединенная виртуальная ИТ-инфраструктура будет также обеспечивать эффективность образовательного процесса в Московской Школе Кино, Школе компьютерной графики Scream School и Архитектурной школе МАРШ.
Что же касается результатов проекта с точки зрения ИТ, мы с коллегами счастливы, что имея все необходимые лицензии и технические ресурсы, можем развернуть любую систему для тестирования и запуска любых решений и сервисов. Виртуализация помогает во многих случаях, когда сначала требуется обкатать, а только затем запускать в промышленную эксплуатацию. Работа инженеров и ИТ-специалистов становится более интересной и, что немаловажно — предсказуемой. 

Опубликовано 27.11.2012

Похожие статьи