Запретить нельзя использовать

Логотип компании
Социальные сети — на пользу компании! «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой Мир» и «Мой круг»... Головная боль IT-менеджера может стать инструментом продвижения корпоративного сайта и даже бренда компании... или разрушить трудовую дисциплину.
Большинство людей работает большую часть времени,
чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них,
настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.
И. Гете

Социальные сети — на пользу компании! «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой Мир» и «Мой круг»... Головная боль IT-менеджера может стать инструментом продвижения корпоративного сайта и даже бренда компании... или разрушить трудовую дисциплину.

Когда это проблема

По статистике сотрудники компаний используют рабочий компьютер в личных целях в среднем около 30 минут в день. В основном, это общение в системах обмена мгновенными сообщениями и, в меньшей степени, в социальных сетях. Вообще в последнее время ажиотаж вокруг этих ресурсов стал меньше. Уставшие от общения опытные пользователи социальных сетей поумерили свой пыл, и все чаще общаются там в часы досуга.

Но в некоторых компаниях активность сотрудников в социальных сетях вызывает определенное и обоснованное беспокойство. Риски, связанные с таким времяпрепровождением, не ограничиваются злоупотреблением и нерациональной тратой времени: нельзя забывать также про риск взлома учетных записей, угрозу заражения компьютеров пользователей вредоносным кодом, а также возможность получения хакером через сайт социальной сети информации, которая позволит ему осуществить атаку на вашу корпоративную сеть (так называемая социально-техническая атака).

Некоторые компании предпринимают попытки решить эти проблемы путем отказа от использования социальных сетей простыми техническими методами – они просто блокируют данные сайты. Но, закрывая доступ из-за злоупотреблений, администраторы создают видимость решения проблемы, которая лежит скорее в области менеджмента. Важно понимать, что когда сотрудники злоупотребляют онлайн-общением и социальными сетями — это лишь следствие, а не причина проблем в компании. Вот и получается, что блокировка контента лечит симптомы, а не саму болезнь.

По мнению психологов, в большинстве случаев общение в социальных сетях на работе вызвано как раз нехваткой свободного времени. По тем или иным причинам люди проводят на рабочем месте зачастую 10 и более часов. Для них социальные сети становятся виртуальной заменой досуга и личностной реализации. То есть они вроде как компенсируют себе переработки.

Действительно, компания, где я наблюдал политику запрета социальных сетей, как раз славится жестким графиком работы, длительными дежурствами и т.д. При этом нагрузка в течение рабочего неравномерна. То есть у сотрудника есть «окна» в работе, когда он предоставлен самому себе. И он, разумеется, заходит на, например, «Одноклассники». Не может же он посреди рабочего дня пойти в спортзал или на бальные танцы!

При этом меры по блокировке контента помогают лишь временно. Ограничить объем трафика или перекрыть доступ к определенным ресурсам технически несложно. Но так же просто найти и возможность обхода ограничений. Закройте доступ на «Одноклассники» — не пройдет и трех дней, как сотрудники найдут способ зайти туда, например, через анонимный прокси.

Разумный компромисс


Специалисты считают, что сотрудникам и руководству нужно договариваться. Вместо блокировки сайтов гораздо эффективнее выработать корпоративный регламент использования социальных сетей. Более того, все больше компаний пытаются использовать их для маркетинга и сотрудничества. Например, руководители Intel считают, что могут извлечь пользу от участия их сотрудников в виртуальных сообществах, если те будут выступать от имени компании. При этом они разработали свод правил (Rules of Engagement) — где четко прописано, что является приемлемым и неприемлемым для сотрудника при работе в блогах, чатах и прочих мероприятиях социальных сетей от имени компании. В Intel даже тренинги проводят по использованию социальных сетей!
При этом Intel далеко не единственная компания, сумевшая разработать политику использования социальных сетей. Список из ста компаний, использующих социальные сети, можно найти на сайте http://smopro.ru. Появился даже специальный термин для обозначения такого рода деятельности компаний: специалисты называют его PR 2.0, а технологию самих сайтов социальных сетей обозначают как Web 2.0.

Корпорация Microsoft пошла еще дальше: она сама создает специализированные социальные сети. В настоящее время проходит бета-тестирование социальная сеть Vine, предназначенная для оказания информационной помощи службам спасения при возникновении непредвиденных ситуаций вроде урагана «Катрина».

Социальные сети достаточно эффективно используют в своей профессиональной деятельности журналисты: для получения информации, поиска людей и так далее. Огромное количество вовлеченных людей делает социальные сети привлекательной рекламной площадкой, а для ВУЗов это просто готовая платформа для взаимодействия с сообществом выпускников и студентов.

Разумеется, использование социальных сетей в корпоративных целях должно не только соответствовать интересам компании в целом, но и выполнять свою миссию, например, информирование сообщества пользователей, взаимодействие с ним и так далее. И работать над целеполаганием при использовании социальных сетей нужно постоянно. В общем, развитие социальных технологий происходит по тем же законам, что и развитие других средств общения, поэтому компаниям стоит задуматься о том, как извлечь из присутствия в социальных сетях максимальную пользу.

Не менее важно правильно выбрать социальную сеть. Для профессинальных целей одни из них подходят больше, чем другие. Возможно некоторым компаниям лучше воздержаться от использования социальных сетей досугового типа, ограничивая информационное присутствие профессиональными сетями и блогами. Последние, кстати, имеют традиционно более широкий круг технических возможностей, например, размещение подкастов и видео. Недаром свой блог завел даже президент!

В общем блоги могут выглядеть не только весьма профессиональным источником информации, но и служить корпоративной трибуной для выступлений и обратной связи, в то время, как социальные сети служат скорее местом общения по интересам. И ту и другую технологию можно и нужно использовать для продвижения брендов и многие зарубежные IТ-директора, судя по цифрам, уже знают как.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Социальную сеть «Вконтакте» ежедневно посещает около 10 млн человек, сайт «Одноклассники» — около 8 млн. Международная социальная сеть Facebook насчитывает более 250 миллионов пользователей. Каждое пятое рекламное объявление в Соединенных Штатах размещается в социальных сетях MySpace и Facebook.
По исследованиям Everything Channel, 7 из 10 ИТ-директоров используют социальные технологии средств массовой информации для своего бизнеса. Исследование показало, что IТ-директора компаний среднего бизнеса пока используют социальные сети в основном в личных целях (73,5 %), нежели еще и для бизнеса. Они отметили, что социальные сети могут способствовать успешности бизнеса и помогать поиску продуктовых идей, но только в случае грамотного использования.
Среди IТ-директоров по результатам этого же опроса наибольшей популярностью пользуется социальная платформа LinkedIn – ее используют 87% респондентов. Кроме того, 61% IТ-менеджеров используют Facebook, 32% - Twitter, 13% ведут персональный и 17% корпоративный блог.


КОММЕНТАРИИ

Елена Солнечная, менеджер по продвижению интернет-портала
Нужно ли ограничивать доступ к социальным сетям на работе? Все зависит от того, насколько сотрудник увлечен этим. Для этого существует ограничение трафика. Но категорично запрещать… Думаю, это лишнее: тот кто хочет общаться, все равно найдет способ. Например, тот же сотовый с мобильной версией.
Мы анализировали методы продвижения через социальные сети. Практика такова: год назад это была «фишка», и это было актуально. Сейчас социальные сети кишат рекламными предложениями, чаще всего с целью вымогательства у пользователей денег. Отсюда стереотипная реакция: компания, продвигающаяся через социальную сеть, неблагонадежная и хочет денег. На мой взгляд, единственный на сегодняшний день способ яркого продвижения — это «Одноклассники». Кстати, продвижение сайта в социальных сетях могут использовать не только порталы. Это могут быть компании, которые не жалеют денег на такую рекламу и готовы посетителям данной сети предложить такое, что их реально выделит среди других пользователей Интернета.
Плюсы социальных сетей при этом — точный таргетинг (по полу, возрасту, городу и т.д.). Очень важно учитывать интересы аудитории. Социальные сети переманили к себе большое число любителей скачивать музыку, фильмы, клипы: теперь это не надо искать на разных сайтах, в социальных сетях есть практически все. А отсюда вывод: нам не надо размещать свою рекламу на разных сайтах, мы берем один и продвигаем себя в рамках выбранных критериев и позиций. Все равно любая реклама, и в частности в той же социальной сети, требует вложения средств. Чем необычней, ярче и уникальней будет подача, тем больше будет отдача от пользователей: в том же баннере можно заложить любое сообщение, любой информационный повод.

Тимур Гайнулин, начальник отдела ИТ-обеспечения учебного процесса Краснодарского университета МВД России
Мы анализировали статистику использования социальных сетей нашими сотрудниками. Объем трафика и время, которое они тратят на посещение этих сайтов, незначительны. Людям это уже приелось – посмотрят сообщения утром и продолжают работу. Поэтому запрещать доступ к этим ресурсам не вижу смысла.


Текст: Николай Колдыркаев

Опубликовано 29.10.2009