Профессия ИТ-директор: подтверждая компетенции
В древнем Китае проходило соревнование художников. Когда два мастера были признаны равными, судьи обратились к мудрецу. Мудрец попросил обоих художников оценить свои картины и рассказать об их недостатках. Один из них ответил: «В моей картине нет недостатков». Другой надолго задумался. «Не можешь найти ни одного?» — спросил его мудрец. «Нет, не знаю, с какого начать», — ответил художник.
Китайская притча
Каждый из нас ищет свое место под солнцем. Каждого из нас жизнь выталкивает на какую-то позицию. От совпадения первого со вторым зависит, насколько мы счастливы. Меня «вытолкнул» в руководство генеральный директор, который почему-то не удовлетворился тем, что имеет неплохого системного администратора, а решил без всякого на то основания, сделать из системного администратора руководителя.
Оглядываясь вокруг, могу сказать, что это весьма распространенное заблуждение, состоящее в том, что хороший программист будет хорошим руководителем команды программистов, а системный администратор может успешно возглавить ИТ-подразделение. Ведь делать самому и руководить другими совсем не одно и то же.
Возможно, это заблуждение основано на несколько устаревшем механистическом подходе к человеческой деятельности, весьма распространенном в позапрошлом веке и связанном с принципом конвейера. Каждый работник раз за разом выполняет определенную последовательность действий и чем более одинаково он это делает, тем лучше. Все же мы меняемся: с одной стороны, не так быстро, как требует окружающий мир, а с другой — по мере развития нашей цивилизации все быстрее. Поэтому современный работник не слишком приспособлен к конвейерной работе. Что особенно очевидно при сравнении его возможностей с возможностями компьютера. Ведь последний намного лучше умеет выполнять повторяющуюся и четко определенную работу, и его применение в конвейерных операциях позволяет существенно поднять не только производительность, но и качество результата. А вот там, где нужен интеллект, там, где ситуация развивается непредсказуемым образом и заранее трудно предугадать, что понадобится делать, компьютер все еще уступает человеку. Хотя еще лет 30 назад казалось, будто искусственный интеллект прямо завтра обгонит наши человеческие возможности. Этого не произошло и поныне.
Что из этого следует? Что плох тот руководитель ИТ, который говорит своему подчиненному: делай это, а потом вот это; и дает ему четкие инструкции, как разрабатывать программу или администрировать сервер. Кроме того, что такая работа быстро наскучит техническому специалисту и он со стопроцентной вероятностью навострит лыжи туда, где свободы побольше, есть еще одно соображение. Каким бы высококлассным специалистом в прошлом ни был нынешний ИТ-директор, его знания уже в той или иной степени успели покрыться тонкой пленкой плесени. В ИТ все меняется настолько быстро, что отвлекшись (в нашем случае — на управление) даже на короткий период, успеваешь потерять сноровку. И указывая специалисту на решения позапрошлой давности, в лучшем случае получишь снисходительную улыбку, а в худшем — полный развал во вверенном подразделении и области, управлять которой тебе поручили.
Увы, многие мои коллеги находились и находятся в положении, аналогичном моему, когда, совершенствуя технические знания в выбранной области, тебе вдруг как снег на голову сваливается предложение «от которого нельзя отказаться» — занять руководящую позицию. И даже если тебе не хочется, близкие, коллеги, финансовые соображения или здравый смысл, скорей всего, толкнут тебя к тому, чтобы такое предложение принять. А приняв это замечательное предложение, ты оказываешься перед множеством проблем и с большим или с меньшим удивлением обнаруживаешь, что руководить людьми намного сложнее, чем программными компонентами или серверами. Искусственные объекты намного более предсказуемы и послушны. Кто-то кидается читать книги и блоги, кто-то — искать МВА или курсы повышения квалификации, кто-то самостоятельно открывает таинства руководства. У кого-то получается, у кого-то нет. Дело осложняется и тем, что ИТ — область относительно новая. И потому, что и как в ней делать, еще не приняло монументальные формы, известные любому школьнику. А руководство и управление ИТ еще моложе, поскольку на заре развития ИТ управлять было собственно нечем.
Профессиональные стандарты и сертификация
Для того чтобы облегчить мучительное самоопределение ИТ-директоров, Союз ИТ-директоров России (СОДиТ) в 2012 году озаботился созданием процедуры добровольной сертификации. Мы надеялись, что это позволит определить, чем именно должен и может заниматься ИТ-директор, и послужить неким маяком для тех, кто пытается освоить профессию. А также показать эти ориентиры руководству компаний и специалистам по найму персонала, чтобы можно было найти того, кто действительно нужен.
Именно эта предварительная работа и обсуждение ее результатов позволило рабочей группе во главе с членами правления СОДиТа в течение всего четырех месяцев создать профессиональный стандарт «Менеджер по информационным технологиям», который стал официальным документом Российской Федерации в октябре 2014 года. Рабочей группе пришлось совершенно другими глазами взглянуть на деятельность по управлению ИТ. Прежде всего все, что делает ИТ-директор следовало упаковать в шаблон, разработанный Минтруда для профстандартов. Во-вторых, требовалось спроецировать эту профессию на существующие справочники (ОКЗ, ОКВЭД, ЕКС, ОКСО). В-третьих, были огромные риски, что мы что-то упустим. И это пугало, честно говоря, больше всего. В-четвертых, хотелось сделать стандарт читабельным и осуществимым. То есть мы все время пытались представить себя и своих знакомых руководителей за выполнением трудовых действий стандарта.
С шаблоном разобрались, хотя некоторые члены рабочей группы его сурово критиковали за отсутствие в нем таких обязательных для каждого уважающего себя стандарта частей, как словарь и область применения. Поместили и то и другое в пояснительную записку, которая является необходимым дополнением к профстандарту и так же, как он, находится в открытом доступе, и успокоились. С проекциями сразу приняли подход, что берем из справочников все, что хоть как-то соответствует.
Для того чтобы ничего не упустить, разработали архитектуру стандарта, которую использовали на всех уровнях 6–9, выбранных для профстандарта из 10 предложенных Минтруда уровней квалификаций. Эта архитектура приведена на рис. 1.
Рис. 1. Архитектура трудовых функций профессионального стандарта «Менеджер по информационным технологиям»
С четвертой задачей тоже частично справились, доказательством чему стала процедура сертификации, которую удалось на его основе разработать и привести в действие, о чем расскажу ниже.
Подробно описывать профстандарт не стану, а вот о том, с чем столкнулись при его разработке, рассказать по-моему стоит. На самом высоком уровне квалификации — девятом мы определили роль «Менеджера по управлению ИТ-инновациями». С нами спорили, что подобный уровень не актуален для текущего развития ИТ в нашей стране. На что мы не без основании отвечали, что, во-первых, стандарт пишем не для того, чтобы подводить итоги прошлого, а для того, чтобы использовать его в будущем. Во-вторых, знаем парочку руководителей, вполне соответствующих этому высокому званию. И в-третьих, ИТ становятся постепенно основой инновационного развития организаций самого различного масштаба, области деятельности и формы существования. И все происходящее в мире и в нашей стране в последнее время, уже после написания стандарта, лучшее тому подтверждение.
Профстандарт написан и утвержден, и теперь он стал основой для образовательных стандартов и формирования профилей должностей, должностных инструкций, оценки кандидатов при найме, двигателем повышения квалификации и многого другого. Однако стандарт без сертификации не работает. Представьте, пришел к вам претендент на позицию руководителя, вы берете профстандарт и начинаете по нему оценивать кандидата. Сколько уйдет времени и сил и действительно ли вы сможете профессионально оценить компетенции? Поэтому потихоньку набирает силу отечественная профессиональная сертификация и оценка компетенций. Поскольку, как я уже писала ранее, СОДиТ уже давно задумывался о такой сертификации, а профстандарт предоставил для нее признанную основу, процедуру оценки компетенций «Менеджера по ИТ» удалось разработать достаточно быстро. И с апреля этого года фонд ФОСТАС, партнер СОДиТ, аккредитован системой добровольной сертификации (СДС) «ИТ-стандарт» на проведение сертификации «Менеджеров по ИТ» по отечественному профстандарту. Право на такую аккредитацию СДС «ИТ-стандарт» получила еще в 2012 году от Росстандарта.
Обучение ИТ-менеджменту
Есть такой принцип, который любил, кажется, Наполеон: «Нужно ввязаться в драку, а там посмотрим». «Ввязавшись в драку» профстандартизации мы не конца понимали глубину и сложность проблемы. Мало написать, что должен уметь делать (в нашем случае) ИТ-директор. Надо еще придумать, как его этому научить и как проверить, что он действительно это умеет. Только опыт создания программы подготовки менеджеров по ИТ в Высшей школе бизнеса МГУ и участие в разработке процедур сертификации показал мне, действительно ли наш стандарт может работать. И, хотя он, конечно, не лишен определенных недостатков, но в целом — да, работает.
Студенты нашей программы отучились первый год и уже знают такие вещи, о которых некоторые ИТ-директора и не подозревают. Например, архитектуру предприятия и управление финансами. Учим мы их строго по профстандарту, добавив основы программирования и системного администрирования. Ведь управлять тем, о чем не имеешь представления, очень сложно, а то и невозможно. Учат практики, которые все, о чем рассказывают, умеют делать. Надеемся, уже через год подготовить для рынка два десятка грамотных руководителей в области ИТ, многие из которых имеют несколько лет реального опыта управления..
Процедура оценки
Про сертификацию «Менеджеров по ИТ» я много писала. Создание процедуры оценки оказалось работой ничуть не менее сложной, чем написание профстандарта. Как я теперь понимаю, потому, в частности, что когда писали стандарт, много над этим не размышляли. А надо было бы. И тот профстандарт, который мы сейчас готовим, — «Специалист по управлению данными и информацией» создается уже параллельно с программами обучения по нему и процедурой оценки.
Чтобы получить сертификат «Менеджера по ИТ» одного из выбранных уровней, претендент должен написать работу — портфолио, в котором рассказать о выполнении трудовых функций и трудовых действий стандарта. Эксперты фонда ФОСТАС оценивают работу и допускают претендента до процедуры защиты. Если же они отклоняют портфолио, то должны пояснить, что не так и как это можно изменить, в частности, где восполнить недостающие знания. На защите претендент должен показать, что действительно умеет выполнять то, о чем написал в работе, и что написал ее сам. Почему именно такая форма сертификации была выбрана, следует из таблицы 1, в которой показаны варианты профессиональной сертификации и приведена их краткая оценка.
Вариант | Плюсы |
Минусы |
Выбор ответов из вариантов |
Простота, возможность автоматизации |
Проверяет память и усидчивость, бесполезен для оценки управленческих компетенций |
Решение кейсов |
Проверку ответов по шаблонам может осуществлять персонал относительно невысокой компетенции, кейсы можно использовать повторно |
Множественность правильных вариантов ответов, проверка отдельных конкретных примеров, а не всего спектра компетенций, высокая субъективность оценки |
Защита компетенций |
Проверка компетенций во всех областях управления ИТ, исключено списывание |
Трудность привлечения высококвалифицированных экспертов |
Таблица 1. Варианты профессиональной сертификации и их оценка
Первая сертификация «Менеджера по ИТ», причем на самый высокий квалификационный уровень профстандарта, — «Управление ИТ-инновациями», прошла в июне. Известный ИТ-профессионал, член CIO-сообществ, эксперт в области управления проектами Юрий Шойдин получил сертификат № 1 СДС «ИТ-стандарт». Процедура показала моим коллегам- экспертам и лично мне, насколько это важно не только для профессии, но и для всей отрасли.
Отделить зерна от плевел
Совершенно очевидно, что государственная политика направлена на создание единой системы профессиональной подготовки, найма, выбора, мотивации и развития специалистов. Естественно, это касается и отрасли ИТ, которая по сравнению с многими другими находится в сложном положении — ведь область молодая, и в ней много пересекающихся, плохо определенных, непонятных для непосвященных профессий. Многие ругают профстандарты и делают все, чтобы их не использовать. Мне кажется, надо отделять зерна от плевел. Стандарты, и профстандарты в частности, являются общепризнанной нормой для достижения договоренности между заинтересованными сторонами. В нашем случае к ним относятся предприятия, требующие адекватного уровня управления ИТ, специалисты, нуждающиеся в соответствующей их возможностям работе, обучающие организации, желающие знать, чему учить компании и подразделения по найму и развитию персонала, государство, заинтересованное и в развитии отрасли, и в счастливых, платежеспособных гражданах.
Теперь о качестве профстандартов, к которому предъявляется много претензий. Я сама видела сумбурные профстандарты, занимающие многостраничные тома, и, честно говоря, не представляю ни программы обучения по ним, ни сертификации в соответствии с ними.
Разработка стандартов и профстандартов — процесс совершенно открытый, как в нашей стране, так и во всем мире. Проекты профстандартов выкладываются на сайте Минтруда для всеобщего обсуждения, а профстандарты ИТ-специалистов еще и на сайте АПКИТа. И каждый из нас, кто готов потратить время и силы, может сделать любой профстандарт лучше. «А что же ваш профстандарт?», — спросите вы. Он отнюдь не идеален. Считаю, при таких темпах развития ИТ через пару лет его надо будет менять. И уже сейчас приглашаю высказывать свои замечания и предложения. Но не думаю, что изменения затронут более 20% его содержания. Поскольку уже сейчас видно, что основные стороны деятельности менеджера по ИТ мы учли. Кстати, сертификат выдается сроком на пять лет.
Как я уже говорила, сейчас готовим новый профстандарт «Специалист по управлению данными и информацией». Возможно, вы спросите: «А что это за зверь и с чем его едят?» В простом приближении на нижних квалификационных уровнях это специалист по НСИ (нормативно-справочной информации). В мире этих специалистов уже интенсивно готовят, и есть такие должности, как CDI (Chief Data Officer), DO (Data Officer), KBE (Knowledge Base Engineer). Перевести их на русский язык и то проблема, а ведь Gartner уже сегодня оценивает потребность в таких специалистах для России в 90 тыс. человек. Готовим одновременно программы обучения и процедуры сертификации. Верим, что получим полезный и системный стандарт. Надеемся, к концу года сделаем.
Можно ли жить без профстандартов? Хотела написать «да, конечно», но по законодательству уже нельзя. Обязаны брать за основу должностных инструкций соответствующих специалистов. Можно ли жить без сертификации? Фактически нет, потому что проверить компетенции другим способом просто невозможно. Надо ли улучшать качество как первых, так и второй? Обязательно. Для этого есть такие сайты, как, например, globalcio, где проводилось уже не одно обсуждение и нашего профстандарта, и процедуры сертификации. Есть и социальные сети, где мы тоже обсуждали профстандарт. Давайте направим свою энергию на что-то полезное и плодотворное. А осознание своей роли как руководителя ИТ — необыкновенно увлекательно. И не бойтесь увидеть то, что еще не столь прекрасно, как хотелось бы. Вы ведь хотите выиграть соревнование на лучшего ИТ-менеджера?
Опубликовано 26.09.2016