Темная сторона силы

Логотип компании
Темная сторона силы
Каждому из нас лучше всего видно со своей колокольни. И поэтому я, конечно, буду обращаться к своему опыту работы в Союзе ИТ-директоров.

Каждому из нас лучше всего видно со своей колокольни. И поэтому я, конечно, буду обращаться к своему опыту работы в Союзе ИТ-директоров. Хотя умение и возможность выбирать совершенно не связаны с родом человеческой деятельности. Выбор — это могучая сила и мощная энергия. Нужно уметь управлять ей, договариваться с ней, сотрудничать с ней, слушать ее.

Те из вас, кто любит, по-настоящему любит экстремальный спорт должны меня понять. В чем кайф полета на параплане? В том, что ты управляешь стихией, понимаешь ее мощь, угадываешь ее желания. Ты часть воздушного потока, ты его знаешь, и он знает тебя. Это не страшно... Выбор тоже стихия. Она может быть неуправляема, может обидеть, может принести радость и дать энергию.

Какова основная задача любой общественной организации? Можно сказать, что задача состоит в том, чтобы высказывать мнение большого количества людей, объединенных одной идеей. А если это профессиональная общественная организация, то мнение, конечно, должно быть исключительно профессиональным и не подлежащим сомнению. Эта задача уже сложнее, чем «мудрость толпы». Общее мнение спонтанно, непредсказуемо либо сформировано извне и приписано этой самой общественности.

На самом же деле, как это часто бывает, « народ безмолвствует», а это пресловутое общественное мнение принадлежит одному человеку или, в крайнем случае, паре-тройке неглупых людей. Это устоявшаяся методика именно потому, что не каждый готов к выбору. К выбору и отстаиванию своей позиции. Всегда есть соблазн присоединиться, поддержать, разделить, одобрить. Это позиция уважаемая, социально ориентированная и, главное —безопасная и безответственная.

Но мы с вами не такие. Мы выбор любим, уважаем его. Он часть нашей природы. Та часть, которая дает нам энергию. Наш драйв. И если этого драйва мало на работе, мы занимаемся общественной жизнью, политикой, идем учить детей и взрослых. А если и этого мало, придумываем себе занятия, в которых количество принимаемых решений нами равно количеству всех принимаемых решений. Но меру все-таки знать нужно. Эта энергия, как атомный реактор, порождает сама себя, и если не дать простора для ее выхода, она поглотит все вокруг и даже может съесть нас самих.

А бывает и так...

Кому он нужен, выбор? «Всем нужен!» — скажете вы. Тот, кому не нужен, — человек ограниченный и несвободный. Выбор — это свобода. Мы хотим выбирать!

А когда уже что-то выбрали? Возникает проблема. Бывает такое. Стресс, нервы, терзания. Уже все должно кончится, а выбор по-прежнему есть! И он уже не так желанен. Он уже не выбор, он уже соблазн, неуверенность, страх, сомнение и тревога. Это совсем не обязательно, это темная сторона луны. Мы ее не видим, и хорошо. Мы здоровы, счастливы и активны. Возможность выбирать придает нам сил, уверенность в собственной значимости. И эту уверенность нужно все время кормить, она ужасно прожорлива. Энергия клокочет. Бывает, что сделав выбор и не удовлетворив аппетиты своих амбиций, мы хватаемся за то, что принадлежит не нам, а, например, нашим детям. А может быть, нашим подчиненным, а иногда и совсем незнакомым людям. Что же тогда происходит? Если нам не отдают — возникает конфликт. Если отдают без боя, да еще и говорят спасибо, возникает зависимость, инфантилизм, обуза...

Как часто можно услышать от человека успешного, энергичного, «зараженного вирусом принятия решений», что его дети ничего не хотят или его подчиненные не умеют работать. А те, кто умеет, уходят. С детства за детей решали, что им лучше. За них хотели, за них мечтали, за них старались... И бедным подчиненным даже не дали понюхать фантик от этой сладенькой конфетки — «принятие решений»

Конечно, это все не про нас. С нами такого не бывает. Это все слова, гротеск, преувеличение...

Что же нам, хорошим, дает выбор?

Возможность выбирать приносит личное удовлетворение. А личное удовлетворение относится к эгоистичным мотивам, но оно неразрывно связанно с мотивом социального служения. Человек — существо социальное, и, именно осознавая свою значимость среди других людей, он может получить удовлетворение сам. Другого пути нет — он должен быть проанализирован и оценен. Он должен получить подтверждение своей экспертной квалификации, и получать постоянно. И это не формальная оценка, это общественное мнение, формирующееся независимо. Следует отметить, что чувство личного удовлетворения становится более интенсивным, когда возникают проблемы, приходится преодолевать препятствия и трудности, делать то, что не было сделано раньше (инновационную работу), или делать работу лучше, чем было сделано раньше и, конечно, все время выбирать и принимать решения. Таким образом, это нормально, что люди ищут работу, которую они находят интересной и сложной, работу, которая дает им возможность развивать свои таланты и демонстрировать их, проявить себя, свою значимость, сделать свой выбор и доказать его необходимость. Но не любой ценой. Вот в чем штука. Любая инновационная работа должна быть признана, отдана на суд общества. А общество оценивает любую работу исключительно с позиций полезности для собственного эволюционного развития.

Чувство собственного достоинства

Главным чувственным достижением в нашей профессиональной работе является чувство собственного достоинства, происходящее от осуществления профессиональной деятельности. Каждый, кто был безработным, особенно в течение длительного периода, знает, насколько собственное самоуважение и чувство собственного достоинства зависит от участия в работе, которая требует приложения своих талантов и возможностей и позволяет создать подлинный необходимый «товар» для других.

К сожалению, как и большинство хороших вещей, этот важнейший мотив достижения чувства собственного достоинства может быть поврежден. Он может привести к тщеславию, чрезмерному желанию собственного признания перед другими. Всегда есть соблазн настоять, навязать, и тут же его спутник — страх уступить, показаться слабым или некомпетентным. В этом случае профессионал, даже неосознанно, может делать не то, что на самом деле лучше для объектового результата, а то, что будет восприниматься окружающими как некий выдающийся поступок, результат особых достижений конкретного человека. Это губительно для работы в коллективе и приносит быстрые плоды, но не вкусные... Это чрезмерное стремление к признанию способно привнести и соревновательный дух, который, может, и хорош сам по себе и даже дает энергию, на самом деле работает против сотрудничества, коллективного творчества, а значит — против будущего. Признаками подобного «заражения» является требование признания заслуг «в кредит» либо нежелание выполнять какую-то работу, которая якобы «ниже его талантов и компетенции». Общественная жизнь это показывает как в освещенном окне поздним вечером. Особенно профессиональная общественная жизнь.

Личность любого из нас сложное образование, состоящее из разных компонентов, которые, конечно, по-разному проявляют себя в зависимости от ситуации. Осознавать, на что мы способны, чего нам хочется, а что будет целесообразно (как говорят японцы) — вот он наш каждодневный выбор. И выбор непростой!

Читайте также
С начала 2024 года российские банки, созданные маркетплейсами, демонстрируют стремительный рост по объемам привлеченных средств на депозитах, значительно опережая по этому показателю классические кредитно-финансовые учреждения. IT-World анализирует ситуацию на рынке.

Опубликовано 08.02.2013

Похожие статьи