Коллективный разум

Логотип компании
Коллективный разум
Одним из наиболее удачных воплощений коллективного разума в XXI веке является краудсорсинг, мощнейший стимул для развития которого смогли дать ИТ, прежде всего Интернет и социальные сети.

«Одна голова хорошо, а две лучше», — гласит народная мудрость. Одним из наиболее удачных воплощений коллективного разума в XXI веке является краудсорсинг, мощнейший стимул для развития которого смогли дать ИТ, прежде всего Интернет и социальные сети. Краудсорсинг применяется как в бизнесе, так и в государственном секторе. В частности, в Зеленограде, городе-спутнике Москвы, все заинтересованные граждане могут предложить свои идеи не только по решению локальных и небольших проблем, но и в области стратегического развития города на ближайшие годы.

Об этом проекте нам рассказала Анна Коробова, начальник отдела службы «одного окна» и информатизации Префектуры Зеленоградского АО г.Москвы.

С чего все начиналось

Мы в Зеленограде давно пытаемся наладить различные формы взаимодействия для получения обратной связи. Начиналось все с простой формы на сайте Префектуры Зеленограда «Ваш вопрос к власти». Ответ от власти можно получить в различных формах — по электронной почте, на официальном бланке с подписью по обычной почте. При этом мы старались стимулировать людей, чтобы они активнее использовали именно Интернет как средство связи, поскольку это ускоряет прохождение вопросов. Все-таки электронные процедуры намного быстрее традиционных, ведь вопрос моментально пересылается ответственным за его решение службам. Вообще, эта рубрика на сайте очень популярна, через нее мы принимаем примерно три тысячи обращений граждан в год. Постепенно она вытесняет традиционные каналы — бумажные письма, личный прием и т. д.

Примерно три года назад мы запустили форум «Решаем вместе». Его работа началась с обсуждения названия нового строящегося микрорайона. Поступило около двух сотен предложений, люди их комментировали, очень активно за них голосовали. В результате было выбрано название «Зеленый бор». Мы поняли, что данный механизм удачный и жизнеспособный, поэтому намерены его использовать дальше — для обсуждения различных социальных тем, для выяснения необходимых гражданам мобильных сервисов, для поиска эффективных способов борьбы с граффити на стенах домов и многого другого.

Краудсорсинг — удачная находка

В прошлом году я принимала участие в инициативах Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) по улучшению инвестиционного климата. Это президентская программа, цель которой — поднять положение России с 120-го на 20-е место в международном рейтинге Doing Business. В рамках этого проекта была задействована интересная площадка по краудсорсингу, разработанная компанией Witology. Схема работы следующая. На площадке последовательно по принятому плану даются задания, и в соответствии с ними краудсорсеры генерируют свои предложения. Сначала они не видят, что делают и предлагают другие, но затем, на следующем этапе, уже создаются команды участников, которые коллективно дорабатывают сформированные предложения. Предложения рейтингуются, и тем самым отфильтровывается самое лучшее. Мне эта схема показалась очень интересной, именно в плане структурирования коллективной работы и формирования команд. Если люди просто написали или прокомментировали что-то на форуме, команду образовать невозможно. Но здесь речь идет о направленном, или, как его еще называют, фасилитируемом краудсорсинге, который позволяет направить дискуссию в нужное русло, обсудить различные материалы, дать людям возможность познакомиться друг с другом. В результате формируется деятельное и эффективное сообщество, работу которого можно направить на обсуждение многих инициатив. В АСИ организовывали встречи краудсорсеров, и это были встречи команд единомышленников.

Применяем опыт

Итак, мы привлекли эту краудсорсинговую площадку в Зеленоград. Темой обсуждения стало развитие науки и промышленности. Наш административный округ очень специфический. Он занимает небольшую территорию, однако здесь сосредоточено множество предприятий электронной промышленности. Кроме того, сейчас у нас развивается особая экономическая зона технико-внедренческого типа, есть технопарки, бизнес-инкубатор и много небольших предприятий. Нам хотелось понять, как жители Зеленограда видят его развитие на ближайшие 10 лет. Мы провели большую информационную кампанию, распространили информационные листовки. Немало полезного почерпнули и из нашего опыта с форумом «Решаем вместе». Фактически наш нынешний проект и форум были направлены на решение одного вопроса — как нам развивать город, как решать те или иные проблемы. Но если с форума к нам за два года поступило 200 идей, то с новой площадки мы за два месяца получили более 800 предложений. Так что во многом успех подобных проектов напрямую зависит от технологий.

Информация распространялась через социальные сети, листовки, информацию в прессе, специально созданный промо-сайт проекта http://zelao-prom.ru/future/ и т. д. Нам удалось привлечь около 800 участников. Из привлеченных людей 71% составили жители Зеленограда, а 29% — люди из других округов Москвы, других городов России и даже стран дальнего зарубежья. Созданный оргкомитет утвердил план работы площадки. Также был сформирован экспертный совет из 20 человек, куда вошли представители предприятий микроэлектроники, администрации округа, общественности. Эксперты выбирали идеи, которые следовало обсудить на следующем уровне детализации. Сама работа состояла из четырех этапов. На первом этапе в качестве разминки требовалось сгенерировать факторы, способные повлиять на развитие Зеленограда в течение ближайших 10 лет. В качестве таковых были названы национальные и международные тренды, а также тенденции, имеющие отношение к специфике наших предприятий, — микроэлектронике, медицинским системам, нанотехнологиям, ИТ. Далее требовалось обсудить образы будущего развития Зеленограда. Были сгенерированы как абстрактные, так и достаточно конкретные образы, как, например, «Зеленоград — город делового совершенства» или «Зеленоград — удобный для жизни город». Всего мы получили 119 образов, из них экспертный совет выбрал четыре, которые были вынесены на дальнейшее обсуждение. Один из выбранных образов «Зеленоград — центр промышленного туризма» звучит несколько необычно. Об этом мы раньше не думали, хотя в мире такое направление очень популярно. По каждому из четырех образов нужно было сгенерировать условия, необходимые для их достижения, а уже затем — конкретные мероприятия в рамках этих условий.

Формирование сообщества

Главное, что произошло в результате нашего краудсорсингового проекта, — это формирование сообщества. Люди познакомились и без нашего участия начали встречаться, обмениваться электронными адресами. Один из участников предложил создать площадку для дальнейшего обсуждения идей уже после завершения проекта. Называется эта площадка «Главконструктор». Там обсуждается дальнейшее развитие всего того, что было сгенерировано на нашей площадке.

По срокам наш проект занял два месяца. Он был начат в конце октября прошлого года, а закончен в конце декабря. Работа шла очень интенсивно, и на выполнение каждого задания отводилось всего два-три дня. Мы заметили одну интересную особенность — если даешь больше времени, то эффективность падает, и идей генерируется намного меньше, и качество таких идей ниже. Короткие сроки подстегивают и стимулируют людей. Идеи рейтингуются, а участники могут не только предлагать свои, но и конструктивно критиковать чужие идеи. Такой соревновательный элемент также очень хорошо влияет на участников.

Ценность еще и в том, что мы получили не только идеи, но и команды единомышленников, готовые реализовывать эти идеи.

Выводы

Что же мы вынесли из проекта в итоге? Самое главное, найти темы, которые интересуют большое количество участников. Что касается технологий, они должны быть заточены под командную работу. Еще один немаловажный момент — временные рамки, участники должны понимать дату начала и окончания работы на площадке, потому что это непростая интеллектуальная нагрузка для участников. Люди должны быть заинтересованы в результате. Проект, подобный нашему, позволяет не просто обсудить готовый документ, но выработать его. А это гораздо эффективнее, чем обсуждение и критика уже готового. Участие экспертов, фильтрующих идеи, тоже очень важно. Они помогли на первое место выдвинуть наиболее значимые, а также наиболее оригинальные.

Здесь краудсорсинг должен работать в связке с другими технологиями. Важно, например, не просто сообщить о яме на дороге, а решить системную проблему повышения качества дорожного покрытия. Сегодня для нас важно реализовать максимально то, что было сгенерировано на площадке. На официальном сайте префектуры www.zelao.ru создан специальный раздел, где отображается дальнейшее развитие проекта. Разумеется, часть предложений нуждается в доработке и уточнении. . После ее завершения можно будет начать полномасштабную практическую реализацию.

Опубликовано 04.06.2013