Из прошлого в настоящее

Логотип компании
Из прошлого в настоящее
Десять лет для конгресса — много это или мало? А для столь быстро развивающейся отрасли, как информационные технологии? Я бы сказала, в наших реалиях это возраст зрелой мудрости.

Десять лет, много это или мало? Кто-то скажет, что очень-очень много. А для кого-то всего лишь привычный горизонт планирования. В детстве такой период лет кажется гигантским промежутком времени: десятилетнему ребенку двадцатилетний юноша представляется почти пожилым человеком, прожившим всю жизнь. А после тридцати разница практически нивелируется, но потом, к старости, опять начинает «расти».

Десять лет для конгресса — много это или мало? А для столь быстро развивающейся отрасли, как информационные технологии? Я бы сказала, в наших реалиях это возраст зрелой мудрости. Уже переболели детскими болезнями не очень умелой организации и нестыковок. Да и возраст юношеского максимализма и рискованных экспериментов (пусть и удачных) тоже переросли. Уже понятна аудитория. Ясен общий запрос на информацию. Ну конечно, темы меняются из года в год — а как же по другому? В ИТ меняется все быстро, поэтому два года подряд обсуждать одно и тоже бессмысленно. Но взвешенный подход к выбору тем и спикеров выкристаллизовался. Так же, как и навык организовывать мероприятия человек на триста — триста пятьдесят. 

И тем не менее всегда остается интрига: а что же будет самым-самым интересным? Не вообще, а лично для тебя? Что зацепит так, что потом будет долго обсуждаться с коллегами и сотрудниками? Найдется ли нечто такое, что захочется применить сразу же после конгресса? А кто победит в конкурсе фотографий? А что?.. А кто?.. Не сомневаюсь, каждый из участников найдет что-то свое.

Мне показалось любопытным взглянуть на то, что же за 10 лет изменилось и осталось неизменным в ИТ. 

Что изменилось

За этот период неоднократно менялись подходы к автоматизации предприятий: эра единой ERP-системы, предназначенной для поддержания всех бизнес-процессов компании, сменялась концепцией best of breed — лучший программный продукт в своем классе с тщательной интеграцией с помощью шины данных. Только-только с легкой руки Gartneer на смену этой концепции пришла идея бимодальных ИТ, как она подверглась жесткой критике (как, впрочем, и все предыдущие концепции), не успев толком завоевать рынок. И вот очередная смена парадигмы: ориентация на клиента и переход на бизнес-технологии (по версии не менее известной компании Forrester).

Спектр технологий, которыми пользуются ИТ-директора, стремительно расширился за счет облаков. И если несколько лет назад любое обсуждение облачных технологий начиналось с определений, а иногда и жарких дискуссий (а что же понимается под облаком?), то сейчас, думаю, почти в любой компании можно найти свое собственное (или публичное) облако. 

Я хорошо помню дискуссии середины 2000-х, как же наладить взаимодействие CIO и остальных топ-менеджеров. Сейчас во многих компаниях ИТ-директор является членом совета директоров, наравне с остальными участвуя в управлении компанией.

Да, как же я забыла про BigData, которые были призваны вывести компании на принципиально новый уровень развития и так до конца не заработали. В отдельных бизнес-направлениях... Для определенных целей... весьма полезные, но требующие и навыков обработки, и работы и с ними, и, соответственно, специалистов, способных применить полученных результаты. 

Пролистывая архивы «Подмосковных вечеров», видишь и другие темы: «Обеспечение непрерывности бизнеса», «Образование для ИТ-директора» — это из более ранних. А вот актуальная в течение последних пары-тройки лет тема «Импортозамещение».

А что нет…

За последнее десятилетие многократно менялись концепции и подходы, надувались и лопались (громко) или сдувались (тихонько) ИТ-компании, топ-менеджеры все больше интересовались возможностями информационных технологий, активно участвуя не только в разработке ИТ-стратегий, но и в ключевых для бизнеса проектах. Проникновение ИТ в нашу повседневную жизнь увеличилось, пожалуй, в несколько раз. Но... пользователи остались теми же самыми пользователями. Ожидающими большую красную кнопку. Надеющимися на всемогущество компьютеров и программ. Требующими простоты и не желающими вникать в процесс или — о ужас! — читать инструкции. Жаждущими избавления от всех своих проблем по мановению волшебной палочки. И неважно, это рядовой пользователь или управленец среднего звена — вера в чудо присуща обоим. Да и топ-менеджеры, несмотря на причастность к обсуждениям, нет-нет да и потребуют свою персонально-уникальную чудо-кнопку. 

И нам, ИТ-директорам, ничего не остается, как кропотливо и аккуратно объяснять пользователям, что чудес не бывает, что программы помогают и помогают во многом, но ими нужно уметь пользоваться, что технологии — это не панацея, а лишь инструмент для решения задачи. И так изо дня в день, из месяца в месяц. Конечно, очень хочется верить, что когда-то наступит светлое будущее и пользователи изменятся и станут внимательными, пунктуальными, думающими. Но, боюсь, что это мечта вполне равносильна мечте о Большой Красной Кнопке. 

Читайте также
Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Опубликовано 15.09.2016

Похожие статьи