BI на все случаи жизни
Бизнесу необходима информация. Эта информация находится в неструктурированном и необработанном виде, поэтому для восприятия, анализа и дальнейшего использования необходимо привести ее в структурированный вид, удобный для дальнейшей обработки системами BI (Business Intelligence): перерабатывая большое количество данных, они заостряют внимание лишь на ключевых факторах эффективности, моделируя исход различных вариантов действий и формируя различные виды отчетности, необходимой пользователю.
На базе BI-слоя существует несколько аналитических приложений, решающих те или иные бизнес-задачи. Мы попросили Анатолия Сёмина, директора департамента бизнес-приложений компании RedSys, рассказать о них.
Основой BI является хранилище данных, в котором присутствуют детальный слой и витрины. Они отвечают за интеграцию физического и логического уровня. Пользователи обращаются к логическому уровню, получая информацию из витрин, где уже представлена аналитическая информация во всех необходимых разрезах. Если пользователю необходима детализация в любых аспектах, он может ее получить из любого аналитического приложения, работающего с BI-слоем.
Информационные панели
Графические объекты, в наглядном и удобном для восприятия виде отражающие значение различных целевых показателей, интересующих пользователя. По сути, как отмечает Анатолий Сёмин, BI формируется с помощью датчиков, «прикрученных» к бизнес-процессам компании, а информационные панели как раз представляют собой визуальное отображение состояния этих бизнес-процессов. Можно привести аналогию с автомобилем, где на приборной панели находятся индикаторы скорости, уровня топлива, масла и т. д., которые, в свою очередь, получают информацию непосредственно от узлов автомобиля. Информационные панели BI представляют собой «живые» интерактивные объекты, поддерживающие взаимодействие с пользователем. К примеру, если пользователю необходима детальная информация по интересующему его показателю, получить ее он может с помощью тех же информационных панелей. Детализацию можно осуществить до любого уровня, включая конкретные действия или сделки, совершенные конкретными сотрудниками.
Управленческая отчетность
Основной вид отчетности, отражающий характеристики бизнес-процессов. Ее можно визуализировать в виде отдельной информационной панели. Управленческая отчетность, как правило, представляет собой многомерную аналитическую модель, демонстрирующую практически все, что происходит с компанией. «Управленческую отчетность образно можно представить в виде многомерного куба, гранями которого являются различные предметные области. Одной из таких областей могут быть продажи. В этом случае в аналитической модели зафиксированы такие параметры, как номенклатура товаров и услуг, иерархия клиентов (географическое и отраслевое распределение и т. д.). Таким образом можно получать информацию о том, какие клиентские сегменты растут, а где, наоборот, наблюдается спад и почему, – комментирует Анатолий Сёмин. – Оперируя многомерным кубом, аналитик сможет без помощи ИТ получать различные отчеты, необходимые руководству компании».
Отчетность произвольного вида
Управленческая отчетность работает преимущественно со стандартными шаблонами, но у бизнеса периодически возникает потребность в нестандартных отчетах, которые пользователь мог бы сформировать сам, без привлечения программистов. «Современные BI-решения, как правило, позволяют в визуальном режиме формировать любые модели отчетов», – говорит Анатолий Сёмин.
Отчетность по KPI
Представляет собой отчетность по эффективности работы. Строится по иерархическому принципу: наверху находится сама компания, далее происходит детализация по департаментам, отделам и, наконец, сотрудникам. При этом у каждого должны быть свои формализуемые и измеряемые и планируемые KPI. Как правило, планируемый показатель уже фиксируется в BI, а реальное значение собирается из реальных данных, поступающих через датчики из различных систем.
Регламентированная отчетность
Отчеты установленного образца, порядок заполнения которых предписывается соответствующими нормативными и правовыми документами. Данный вид отчетности, наряду с управленческой, существует со времен появления BI-решений. Регламентированная отчетность также формируется через BI-слой, который взаимодействует с хранилищем данных. «Таким образом, компания получает единую точку согласования всех данных, гарантирующую, что отчеты для руководства и для регулирующих органов будут основаны на едином источнике информации», – подчеркивает наш собеседник.
В качестве одного из показательных примеров реализации регламентированной отчетности Анатолий Сёмин приводит проект по внедрению информационно-аналитической системы в Пенсионном фонде РФ, где специалисты компании RedSys разработали свыше сотни отчетов. «Автоматическое формирование регламентированной отчетности позволяет в первую очередь экономить трудозатраты сотрудников, которым больше не нужно будет вручную собирать информацию из электронных таблиц и учетных систем», – комментирует он.
Проактивная аналитика
Современные BI-системы могут фиксировать события, так или иначе находящие отражение в информационных системах. Но если информационная система просто отображает показатели, то BI делает вывод об их критичности на основании заранее установленных пользователем настроек. По словам Анатолия Сёмина, таким показателем может стать контроль складских запасов по стратегическим видам сырья: как только уровень запасов падает ниже установленного уровня, BI-система предпринимает определенные действия и оповещает ответственного руководителя.
Углубленный анализ (data mining)
Инструментарий, отвечающий за углубленный анализ, позволяет обнаруживать скрытые закономерности данных и на их основании прогнозирует показатели в краткосрочной или долгосрочной перспективе. С его помощью также возможно проводить кластеризацию данных, что особенно актуально для торговых компаний. Анализ чека позволяет им выявить ряд закономерностей поведения покупателей в определенные дни, благодаря чему оптимизировать выкладку товаров: например, размещать рядом покупаемые чаще всего вместе рыбу и пиво, мясные деликатесы и горчицу, а также проводить различные маркетинговые акции.
Мобильный BI
Аналитика на экране мобильного устройства – относительно новая область использования BI. Сегодня невозможно представить руководителя компании или подразделения без планшета. Благодаря мобильному Интернету или Wi-Fi, мобильное BI-решение синхронизируется с хранилищем данных, периодически получая из него свежую информацию.
«Мы активно развиваем это направление и внедряем как у себя в компании, так и у заказчиков мобильную бизнес-аналитику, – рассказывает Анатолий Сёмин. – У нас сформирована библиотека объектов, которая позволяет быстро, в режиме конструктора, собирать готовые приложения».
Таким образом, BI обеспечивает потребность бизнес-пользователей в разнообразной аналитической информации, оперативно добывая аналитику разного рода из многочисленных источников данных, и доставляя её на любые устройства, подключённые к корпоративной сети или к Интернету.
Опубликовано 24.12.2015