Итоги и тенденции: совпали требования государства и реальные нужды бизнеса

Логотип компании
Итоги и тенденции: совпали требования государства и реальные нужды бизнеса
Актуальными признаются только реформы на основе объективных данных, сложенные в понятную, целостную картину

Если говорить об изменениях на рынке, в уходящем году на первое место следует поставить резкое возрастание роли регулятора, то есть государства. Это касается не только организаций и органов власти, на которые распространяется программа импортозамещения в ИТ, но и коммерческих структур (переход ретейла на онлайн-кассы и ФЗ-54). Однако удивительно здесь другое: государственная риторика — и в случае с цифровой трансформацией предприятий («решаем хронические проблемы бизнеса по-новому, с помощью современных технологий»), и в случае с импортозамещением, хотя и в меньшей степени («развиваем свое ПО»), точно совпала с реальными проблемами заказчиков и требованиями бизнеса, который под воздействием разнонаправленных тенденций вынужден быстро меняться, даже в своих подходах к управлению.

Изменения на ИТ-основании

Трансформируясь, бизнес понимает: изменения выгоднее всего проводить на основе возможностей, предоставляемых ИТ. Тем более что теперь они поддерживают и рабочие процессы, и любые управленческие инициативы независимо от их масштаба. «Как измениться, чтобы не потерять позиции, а потом начать устойчиво развиваться при дефиците ресурсов» — об этом думают все, от небольших компаний до крупных государственных корпораций. Но в отличие от предыдущих пяти лет бизнес не намерен меняться на основе «нечеткой логики» — при такой скорости перемен это слишком дорого и рискованно. Актуальными признаются только реформы на основе объективных данных, сложенные в понятную, целостную картину. Вариант «не меняться» почти не рассматривается. Цена промедления слишком высока.

Для того чтобы реализовать такие нововведения, госкомпаниям, предприятиям Enterprise и SMB (в частности, торговым сетям) нужна объективная информации о том, что есть на самом деле. Как действительно работают их ИС, поддерживают они компанию или тормозят. Это выливается в 70%-й рост запросов наших клиентов на сервисы на основе платформы СЦМК — на разные виды аудита, автоматизированный анализ и постоянную оптимизацию (сайзинг) ресурсов в IaaS- и традиционных ИТ-инфраструктурах, проактивное предотвращение ИТ-инцидентов (падения производительности бизнес-систем). Повышается спрос и на услуги по увеличению быстродействия критичных для бизнеса приложений (1С, CRM, СЭД, почтовые, специализированные сервисы) за счет выявления и точечного устранения «бутылочных горлышек». И это несмотря на то, что часть услуг новая и пока еще комплексно не продвигалась.

Уникальное сочетание драйверов («нужны новые подходы, методы, компетенции, чтобы эффективнее управлять при росте зависимости от государства и ИТ») и стопперов («есть только старые инструменты, услуги, методы») заставило больше, чем раньше, раскрыться даже самые закрытые сегменты — госкорпорации и госкомпании.

Импортозамещение и ИТ-аудит

Начать направлять запросы на встречи, расчеты, КП, касающиеся всего ряда необходимых инструментов, подходов, компетенций. Причем на значительную часть этих организаций нормативная база импортозамещения пока не слишком давит. Так, региональным органам федеральной власти можно приступать к импортозамещению только в 2018 году. Но в регионах есть профессиональные команды, которым импортозамещение нужно не для галочки, а для реального повышения управляемости ИТ-инфраструктуры. Для снижения расходов на централизованное управление ею (есть постоянный спрос на ИТ-решения по централизованному управлению инфраструктурой крупного предприятия на базе Puppet и Ansible) или для исправления серьезных ошибок. Не просто заместить Microsoft AD на Samba DC или FreeIPA при переходе на ОС «Альт», а завершить проект по объединению всех подразделений в общую доменную структуру. И корректно управлять ею.

Бизнес хочет выгод, которые несет цифровая трансформация, — стать более управляемым, адаптивным и прозрачным. Более рентабельным и эффективным. А значит, надо понять, где бизнес находится с точки зрения ИТ, какие риски и возможности это несет. Отсюда — рост запросов на разные виды ИТ-аудитов. Сегодня запросы на комплексный аудит, предоставляющий общий срез технического состояния ИТ-инфраструктуры, исходят от генеральных или финансовых директоров (СМБ) и аудиторов (Enterprise). Стал очень популярен частный аудит, проводимый под конкретную задачу. Например, для оценки состояния ИТ во всех магазинах сети перед пиками продаж. Появился еще один тип запросов — аудит уровня ИТ-зрелости у внутренних и внешних команд, обслуживающих крупные и средние компании. В ходе проверки выясняется, насколько взвешенные и сбалансированные ИТ-подходы используются (анализируется множество параметров, в том числе «доля случайных/повторяемых операций в ИТ»). Раньше этим интересовались только компании, стремящиеся повысить ИТ-зрелость.

Следует подчеркнуть, наблюдается рост потока запросов на непрерывный ИТ-аудит с помощью сервиса централизованного мониторинга и контроля (СЦМК) «Аргус» (увеличение на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го). Другими словами, устойчиво повышается потребность в централизованном и эффективном управлении изменениями, одновременно происходящими на разных уровнях ИС, в разных подразделениях, касающихся различных аспектов работы предприятия. Такие изменения, если не привлекать особые компетенции и не применять современные методики и инструменты, создали бы хаос. Но сейчас нет времени для неспешного внедрения отдельных изменений. Нужен непрерывный «поток компетенций» по всему стеку системообразующих ИТ-продуктов (ОС, СУБД, инфраструктура передачи данных и коммуникаций, виртуализация — сразу для Windows и Linux). Как бы ни была квалифицирована внутренняя ИТ-служба, ее компетенции уже не могут удовлетворить всего пула требований компании, исправить все ИТ-проблемы. Или же ни один из ее подходов не отвечает и краткосрочным (прекращение постоянных сбоев), и долгосрочным (развитие, рост надежности за разумные деньги) целям компании. А объем средств на ИТ все время уменьшается. Отсюда — мощный запрос из госкомпаний и коммерческого сектора на непрерывный «поток» разноплановых компетенций в ИТ по схеме аутсорсинга.

Взаимовыгодное партнерство

Сегодня рынок движется к новой инфраструктуре поддержки жизненного цикла российского ПО, существующих и создаваемых на его основе ИТ-решений и ИС, поскольку существующая инфраструктура уже не отвечает реалиям рынка. Все чаще дает сбой десятилетиями работавшая схема внедрения и сопровождения, основанная на совместных усилиях консультантов и интеграторов. Она слишком дорога и медлительна, угнаться за нужным бизнесу темпом изменений с ее помощью нельзя. Тем более что западное ПО будет все активнее изыматься из госсектора, замещаться российским. А разработчики российского софта в подавляющем большинстве не обладают ни нерушимыми брендами, ни огромными финансовыми ресурсами, ни возможностью формировать видение будущего в масштабах рынка, ни масштабируемой производственной инфраструктурой и ресурсной базой. Поэтому единственный выход из ситуации — партнерство между разработчиками и сервисными компаниями с передачей на аутсорсинг ключевых бизнес-функций.

Свою эффективность данный подход уже подтвердил в 2017 году. Весь комплекс продуктов может обслуживаться через «одно окно», на основе единого сервисного контракта. И на базе SLA — на реагирование и устранение инцидентов. В рамках этой схемы удается преодолеть болезненную для заказчиков проблему, когда службы поддержки разного ПО перенаправляют запросы друг к другу, но ничего не решается.

Если взглянуть на партнерство, построенное на принципах кооперации и параметрах SLA, как на фундамент ИТ-рынка, становится ясно, как создать инфраструктуру поддержания жизненного цикла российского ПО и решений на его основе. Это новая парадигма, и в 2018 году она начнет завоевывать умы. 

Опубликовано 19.01.2018