Самозанятый таксист: риск для пассажира?
В начале недели от пресс-службы компании «Яндекс» пришло сообщение, что более 12 тыс. водителей, подключенных к сервису «Яндекс.Такси», оформили регистрацию в статусе самозанятых.
Статистика следует из количества зарегистрированных самозанятых через приложения «Мой налог» и водительское приложение «Таксометр» – оба между собой связаны, так что регистрация по новому закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» занимает считаные минуты.
Напомним, что статус самозанятых появился в России 1 января 2019 года в четырех пилотных регионах: Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан. Чтобы получить статус самозанятого, достаточно зарегистрироваться в онлайн-приложении «Мой налог». Для самозанятых предусмотрена низкая налоговая ставка – 4%. «Кроме того, у такого режима есть и другие преимущества: например, самозанятым не нужны будут с 1 июля 2019 года онлайн-кассы, обязательные для работающих в такси ИП или физлиц, – пишет пресс-служба «Яндекс.Такси». – Это могут сделать те, кто работает сам на себя: водители такси, няни, репетиторы, люди, сдающие в аренду жилье».
Отвечая на вопросы журнала IT Manager об ответственности перевозчика за безопасность пассажира и обязательное прохождение самозанятыми водителями медосмотра, в пресс-службе пояснили: «Таксисты сами могут регистрироваться в качестве самозанятых, это предусмотрено приложением “Мой налог”, таким образом, это не мы привлекаем самозанятых, а закон дает всем таксистам право пользоваться новым налоговым режимом. В части же медосвидетельствования законодательство не менялось – организация медосмотра не зависит от того, в каком режиме платит налоги водитель автомобиля. Ответственность за безопасность лежит на перевозчике: в одних случаях это таксопарк, в других – водитель со статусом ИП и разрешением на работу в такси. В этой части также законодатель изменений в связи с новым налоговым режимом не предусмотрел».
Не секрет, что аварии в такси часто спровоцированы несоблюдением режима труда и отдыха. Водитель, не спавший сутки, представляет серьезную угрозу на дороге. По закону режим труда и отдыха должен регулировать работодатель, а «Яндекс.Такси» для водителей таковым не является. Кто вообще является работодателем для самозанятых – большой вопрос.
«Тем не менее в нашем сервисе предусмотрен контроль времени, проводимого водителем на линии. Наши алгоритмы автоматически отключают водителей от заказов в случае, если они работают слишком долго, – пишет «Яндекс.Такси». – Кроме того, с 1 декабря 2017 года все поездки, осуществляемые с нашим сервисом, застрахованы на случай ДТП. Страховка распространяется на всех находящихся в салоне пассажиров вне зависимости от того, кто вызвал машину и едет ли этот человек в салоне, а также на водителя. Каждый находящийся в машине во время поездки застрахован на сумму до 2 млн рублей. Такая система страхования не предусмотрена законом, мы взяли на себя эту ответственность в инициативном порядке. Помимо этого, у нас разработаны и другие “умные” технологии, повышающие уровень безопасности поездок, например автоматический мониторинг скорости, позволяющий делать водителям предупреждения в случае превышения скорости. Тех, кто не реагирует на предупреждения, мы отключаем от заказов сервиса».
На вопросы о том, что делать, если водитель «Яндекс.Такси» попал в аварию, а у него нет страховки или он находится в нетрезвом состоянии, кто возмещает ущерб здоровью пассажира, ответа мы не получили. Также остался без ответа вопрос о необходимости регулирования агрегаторных перевозок и роли в этом процессе крупнейшего агрегатора.
Мы обратились за комментариями к экспертам
Елена Гращенкова давно известна на ИТ- и ИБ-рынке. Организатор множества ИТ- и ИБ-форумов, конференций, круглых столов, экс-директор по мероприятиям «Лаборатории Касперского», приобрела вторую профессию правозащитника в сфере легкового такси после тяжелой аварии с участием водителя «Яндекс.Такси». С 2016 года и по настоящее время судится с агрегатором, таксопарком и страховой компанией, отказывающимися возмещать ущерб ее здоровью и потерю бизнеса из-за увечья, полученного по вине водителя.
«В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ разрешение на осуществление перевозок легковым такси в Российской Федерации могут получать только юридические лица – это ООО (хозяйствующие субъекты, транспортные предприятия), либо водители – индивидуальные предприниматели. Водители в статусе самозанятых по закону получать разрешения не могут. Они также не могут быть наемными работниками в транспортной компании, так как сам статус самозанятого исключает трудовые отношения. То есть распространение на сферу перевозок статуса, который может подойти домработнице, противоречит закону, ибо сфера перевозок связана с источниками повышенной опасности (автомобили), а значит – и с возникновением ответственности организатора перевозок перед возможными пострадавшими. В случае если услугу перевозки вам оказывает самозанятый, никакому юридическому лицу пассажир претензии предъявить не сможет».
Что касается страховки «Яндекса», то, по словам Елены, она покроет только ущерб здоровью, остальную очень значительную часть ущерба (материальный и моральный вред, потеря дохода и пр.) обязан возместить перевозчик, но в случае с самозанятыми пассажир окажется лицом к лицу с физлицом, поэтому на адекватное возмещение ущерба можно не рассчитывать.
Руководитель юридического бюро «Правила страхования», известный автоюрист Алексей Кузнецов во многом согласен с Еленой: «Лицензия такси для самозанятых законом не предусмотрена. И законной схема, предлагаемая “Яндекс.Такси”, но неделикатно замолчанная в пресс-релизе, может выглядеть только единственным образом: водитель открывает ИП, получает лицензию такси как ИП и переводит ИП на налоговый спецрежим для самозанятых. Можно (хоть и страшно) предположить и другой вариант: агрегатор просто начнет закрывать глаза на наличие лицензии у водителей. Возможно, в свете слияния “Убер-Россия” и “Яндекс.Такси” теперь и за наличие лицензии агрегатор тоже отвечать не станет. Мол, задача компании – собрать и раздать заказы и легализовать доходы. Де-юре для этого действительно достаточно будет не брать таксистов на работу, а заключить с ними договора как с самозанятыми. А все риски и вся ответственность останутся на них».
Повлекут ли такие «оптимизации» налогообложения какие-то дополнительные риски для клиентов «Яндекс-такси»? Алексей Кузнецов говорит, что в первом случае это будет незначительно. «А во втором случае, когда в ДТП попадет просто самозанятый “водитель-партнер” без лицензии такси, пострадавший будет иметь серьезный аргумент в споре с водителем в виде ст. 238 УК РФ за “оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности”. Какова будет правоприменительная практика по этой статье, увы, покажет только время», – заключает Алексей.
Несмотря на заверения компании «Яндекс.Такси», что они ведут работу по обеспечению безопасности перевозок, есть большие сомнения, что эта работа эффективна. На сайте агрегатора в требованиях к водителю, который будет осуществлять коммерческие перевозки пассажиров, значатся только стаж от трех лет, машина и таксометр. Ни о каком разрешении или медосмотре речи не идет. Соответственно пассажиров агрегатора может ждать еще немало неприятных сюрпризов.
Справедливости ради добавим, что у всех российских агрегаторов похожие условия. Короче говоря, перефразируя крылатое выражение: безопасность пассажиров остается делом рук самих пассажиров.
Опубликовано 15.03.2019