УправлениеИТ в бизнесе

Цифровизационная пандемия и опасности самолечения

Иван Козлов | 27.01.2020

Цифровизационная пандемия и опасности самолечения

Геракл придумал инновационный метод очистки конюшен с помощью проточной воды. Так вот, похожими задачами сейчас занимаются CDO, только вместо навоза у них горы данных и бизнес-процессов

Пандеми́я (греч. πανδημία – «весь народ») – эпидемия, 
характеризующаяся распространением инфекционного заболевания
на территории всей страны, территории
сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.

 

По современным меркам очень давно, уже более 15 лет назад, в 2004 году Николас Карр выпустил громкую статью («IT Doesn’t Matter» в журнале Harvard Business Review), а затем и книгу («Does IT Matter?») о том, что ИТ превращаются в некую обыденность вроде электричества или водопровода с канализацией. Эти вещи в свое время совершили революцию, но потом стали привычными и более не воспринимаются как конкурентное преимущество. На заре нового тысячелетия ИТ, в частности автоматизация, были на гребне волны, и статья вызвала разнородные отклики – кто-то соглашался, но большинство спорили. Сейчас компьютеры и специальные информационные системы есть у всех, от крупных корпораций до частных предпринимателей. Автоматизация, кажется, покрыла все от заводов до уборщиц в отеле, которые отмечают убранные комнаты на айпадах.

Казалось бы, вот мы и достигли того, о чем писал Николас Карр. Но тут на смену автоматизации пришла цифровизация, которую часто еще называют диджитализацией от английского digital, или цифровой трансформацией, которая пообещала бизнесу не только учет и экономию, но и новые способы заработка денег благодаря информационным технологиям и цифре. И буквально за пару лет из никому не известного слова она, как эпидемия, распространилась по всему миру, по всем отраслям и областям не только бизнеса, но и государственного управления и вообще всем сферам повседневной жизни. Сейчас про цифровизацию и цифровую экономику говорят в вечерних новостях по телевизору и обсуждают в барах и парикмахерских.

Действительно ли это новая промышленная революция и изменение подходов ко всему, что мы знаем, или очередной маркетинговый ход, чтобы выбить деньги на непонятные технологии? 

Во время повсеместной автоматизации к материальным потокам, давно отлаженным со времен последней (третьей) индустриальной революции, сбоку прикрепили информационные потоки и сказали, что теперь материальные потоки всегда должны ими сопровождаться, потому что это помогает учету и управлению. Действительно, благодаря автоматизации и появлению информационных потоков повысилась прозрачность и управляемость бизнесом. И на подсознательном уровне все продолжили считать, что материальные потоки гораздо важнее информационных – потому что настоящие деньги там, в материалах. Даже если сервер «полетел», отгрузку можно сделать по бумажным накладным, а в систему ввести позже – на бизнесе это особо не скажется.

Но вдруг мы увидели примеры извлечения денег из чисто информационных потоков. Всем известные примеры Uber – крупнейшего такси без единого автомобиля, booking.com и Airbnb.com – гостиничного бизнеса без гостиниц и квартир и многих других.

Этот «вирус» поразил умы тех, кто зарабатывал деньги на старых материальных потоках. Ведь у них тоже есть информационные потоки, но они денег не приносят. Иногда компании делятся своей информацией с внешней компанией, которая умеет на этом заработать. Никто не заметил, как это произошло, когда сначала информация не стоила ничего, а потом вдруг выяснилось, что на ней можно зарабатывать КОЛОССАЛЬНЫЕ деньги.

Но что такое информация, чем она отличается от данных и от знаний? Что состоит из чего и что из чего следует? Однозначного ответа, кстати, до сих пор нет, и разные источники трактуют эти понятия по-разному, но важно, что люди стали различать данные и знания. 

CDO: Геракл или Мюнхгаузен?

Не вдаваясь в определения, знания можно извлекать из данных, но не всякие данные пригодны для извлечения знаний из них. И тогда появились специалисты по извлечению знаний из данных. Первая инкарнация CDO (которые Chief Data Officer) – то есть начальник над данными. Как правило, они вырастали из маркетологов, которые в компании и так отвечали на актуальные для компании, но абстрактные вопросы, вроде «что нужно рынку?», исходя из непонятных наборов данных, имевшихся в распоряжении компании. Они же стали отвечать за все собираемые в компании данные, чтобы они собирались и обрабатывались таким образом, чтобы в дальнейшем из них было возможно извлечь знания.

На хорошо удобренном данными поле информационных технологий появилась вторая инкарнация CDO, которые Chief Digital Officer. Они появились как результат эволюционного развития и взаимодействия CIO и первого CDO. Перед новым CDO была поставлена простая и понятная задача – совершать подвиги. В Древней Греции Гераклу поставили задачу по расчистке Авгиевых конюшен. Геракл придумал инновационный метод очистки конюшен с помощью проточной воды. Так вот, похожими задачами сейчас занимаются CDO, только вместо навоза у них горы данных и бизнес-процессов. И задача у них даже сложнее – не просто вычистить их, а извлечь какую-то пользу и получить прибыль. И делать это день за днем, с девяти до шести.

Был еще один мифический персонаж, который каждый день по графику совершал подвиг – известный всем барон Мюнхгаузен. Его талант в наше время ценится еще выше – он умел рассказать о совершенном им подвиге так, что все вокруг верили в его необходимость, исключительность и незаменимость.

Все современные CDO делятся на Гераклов и Мюнхгаузенов. Одни подвиги совершают, а другие приукрашивают свои рассказы настолько, что отличить правду от вымысла уже не представляется возможным. К сожалению, истории вторых мы слышим гораздо чаще. Подвиг, как и настоящий цифровой прорыв, штука довольно редкая, и поставить ее на поток в каждой компании просто невозможно. 

За цифровизацию порой выдают технологии, хотя и полезные, но не являющиеся трансформационными для компании. В крупных компаниях и государственных органах сформировался большой запрос на цифровизацию. Данных компании действительно накопили много, и тенденция накопления идет в геометрической прогрессии. И согласно закону Ф. Энгельса и материалистической диалектике, количество когда-то должно перейти в качество. Но, увы, не всем суждено снять сливки с этого процесса и не все знают, как это делать. Однако хочется всем. Вот и получается, что раз есть спрос на что-то абстрактное и не до конца понятное – найдется уйма жуликов, готовых на нем поживиться.

Революцию делают те, кому нечего терять

Проблема не столько в том, что компании массово верят жуликам и платят им деньги, но и в том, что обесценивается само понятие цифровой трансформации. Под зонтичным брендом цифровизации продают и «Интернет вещей», и блокчейн, и роботизацию, и массу других технологий, которые сами по себе хороши, но они не про трансформацию, а про эволюционное развитие. 

Цифровая трансформация – это революция. Когда она приходит, то сметает всех тех, кто развивался эволюционно. Бесполезно автоматизировать бизнес такси, улучшать бизнес-процессы и уменьшать затраты. Когда приходят «Убер» и «Яндекс», они меняют ландшафт и остается под них подстроится или умереть. Никакие блокчейны или датчики в машинах в отдельном таксопарке не спасут его, если он не начнет играть по правилам «Яндекса». Таксопарк может нанять CDO, но это не сделает его более цифровым, чем «Яндекс». Пример «Таксовичкова» в Санкт-Петербурге тому подтверждение.

Цифровая пандемия уже трансформировала несколько секторов экономики, никто не знает, где и когда произойдет очередная трансформация. Но пока история показывает, что приходит она не от промышленных игроков рынка, а как-то из-за угла, откуда совсем не ждешь. Революцию делают те, кому нечего терять.

Цифровая трансформация Цифровизация

Темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2020], Подписка на журналы

Об авторах

Иван Козлов

Иван Козлов

Директор по ИТ, Metsä Group. Россия




Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Митап про DataScience
ОНЛАЙН
29.07.2021
15:00
ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00