Как меняются задачи ИТ-отдела во время работы компании на карантине?

Логотип компании
Как меняются задачи ИТ-отдела во время работы компании на карантине?
Среди задач, которые руководители бизнес-процессов адресуют ИТ-службе, появился и контроль за удаленными сотрудниками: менеджеры небезосновательно беспокоятся о том, что персонал вместо решения рабочих вопросов будет проводить время в соцсетях

Из-за пандемии СOVID-19 практически весь мир столкнулся с новой реальностью – организацией удаленной работы сотрудников и обеспечением минимальных рисков заражения вирусом там, где дистанционная работа невозможна. К началу пандемии различные предприятия оказались на разном уровне готовности к удаленной работе – для одних это было обычным явлением, другие практиковали пятидневную трудовую неделю с одним днем работы из дома при сохранении всей функциональности, а третьи были отрезаны от внешнего мира бетонными стенами и файрволами. Сейчас роль ИТ в компаниях вышла на первый план, и те, кто осуществил цифровизацию сервисов ранее, оказались в наиболее выигрышной ситуации.

Мир ИТ сильно меняется, и этот тренд не пройдет, а скорее всего, усилится после окончания пандемии. Большинство организаций, которые не были готовы к удаленной работе, вынуждены «на коленке» реализовывать средства дистанционной и совместной работы, нередко отодвигая на второй план столь важные аспекты, как безопасность, доступность и непрерывность сервиса. По окончании пандемии перевод сервисов из традиционного режима в автоматизированный с использованием ИТ-систем продолжится, а техническая возможность работать с любого устройства в любой точке мира станет обязательным требованием. Возрастет постоянная нагрузка и на отдел информационной безопасности: уже сейчас многократно увеличилось количество угроз и атак – хакеры хотят воспользоваться ситуацией и получить доступ к незащищенным данным.

Способы организации удаленного доступа

С облачными решениями все просто: они доступны как из офиса, так и из дома. Но у большинства средних и крупных организаций до начала пандемии уже были развернуты корпоративные сервисы, обеспечивающие их функционирование (это могут быть, к примеру, почта, CRM- и ERP-системы, документооборот и т. д.). Перенести их в облако в одночасье невозможно, поэтому возникает задача предоставить доступ из Интернета к вычислительной сети организации. Подход к решению этой задачи может быть разный, в зависимости от требований предприятия.

Например, если достаточно иметь совместную коммуникацию и отслеживать почтовые сообщения и при этом использовать личные устройства, можно предложить такие средства совместной работы, как Microsoft Teams и Skype for Business, Slack, Matrix и публикацию корпоративной почты.

Если необходимо взаимодействие с разнообразными системами предприятия, в частности, с системами бухгалтерского учета, ERP- и CRM-системами и другими, можно предложить удаленное подключение путем построения VPN-туннелей как на базе бесплатного, так и коммерческого программного обеспечения. Этот подход удобен, когда организация предоставляет своим сотрудникам корпоративные ноутбуки или компьютеры. Если же корпоративные устройства не выделяются, можно использовать маломощные или личные компьютеры сотрудников, публикуя необходимые приложения на ферме терминальных серверов или же предоставляя доступ к удаленным рабочим столам по технологии VDI.

Среди задач, которые руководители бизнес-процессов адресуют ИТ-службе, появился и контроль за удаленными сотрудниками: менеджеры небезосновательно беспокоятся о том, что персонал вместо решения рабочих вопросов будет проводить время в соцсетях. В качестве примера технологических решений, позволяющих следить за производительностью удаленных сотрудников, можно привести Home Sourcing: этот стек решений состоит из пользовательского окружения на базе технологий VDI, систем информационной безопасности и отслеживания действий пользователя, вычислительной архитектуры.

Обязательными для персонала в режиме самоизоляции стали системы коммуникаций и совместной работы. В офисе для обсуждения любого вопроса можно подойти к сотруднику, устроить совещание с несколькими коллегами в комнате переговоров и т. д. В условиях, когда сотрудники работают из дома, такое, очевидно, невозможно, и на помощь приходят системы аудио- и видеоконференций, обмена мгновенными сообщениями, совместной работы с файлами – те, о которых ранее шла речь. К счастью, компании – производители таких решений не стараются извлечь максимум выгоды из ситуации и идут навстречу заказчикам. Например, Microsoft для своего продукта совместной работы Teams бесплатно предоставляет полугодовую версию с достаточно широким функционалом.

Каких изменений можно ожидать в будущем? Вирус сейчас создал спрос на ноутбуки, рабочие станции, ЦОДы усилили серверами в связи с возросшей нагрузкой, также увеличился спрос на системы коммуникаций и совместной работы. После окончания пандемии можно прогнозировать интенсивное развитие автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, возникновение и/или развитие технологий телеприсутствия, где, например, человек удаленно работает руками робота.

Опубликовано 21.04.2020

Похожие статьи