Мобильные технологии в энергетике

Логотип компании
Мобильные технологии в энергетике
Россия – одна из самых больших стран мира, и необходимая паспортизация объектов энергетических сетей – задача уникального масштаба

Бескрайние просторы и силуэты ЛЭП, уходящие за горизонт, – такие российские пейзажи видел, пожалуй, каждый. Но не все знают, что общая протяженность линий электропередач, входящих в Единую энергосистему России (ЕЭС), – 3,2 млн километров, то есть вдвое больше, чем максимальное расстояние от Земли до Луны. А ведь есть еще семь независимых региональных энергосистем. Значительная часть сетей находится в труднодоступных местах и непростых климатических условиях, однако обеспечивать стабильное энергоснабжение населения и предприятий – задача энергетиков в любом регионе.

В рамках концепции «умных» сетей (Smart Grid), которую ПАО «Россети» реализует в соответствии с недавно принятой стратегией «Цифровая трансформация 2030», расширяется применение роботов и дронов. С их помощью можно проводить удаленный мониторинг и обслуживание высоковольтных ЛЭП, особенно на труднодоступных участках. Однако и роботы, и другие устройства не существуют сами по себе – они должны быть интегрированы в систему мобильных коммуникаций между «умной» сетью, линейными специалистами, диспетчерским центром, центрами планирования и закупок. Именно такое единое информационное пространство обеспечивает система «СИГМА:Алькор».

Видеть далеко и точно

«СИГМА:Алькор» – решение для автоматизации бизнес-процессов энергетических компаний, которое охватывает все направления отрасли – сбыт, доставку и генерацию и может использоваться в любых компаниях со сложной и масштабной инфраструктурой: на транспорте и производстве, в добывающей промышленности.

Решение состоит из мобильного приложения, которое сотрудники мобильных бригад используют во время обходов и осмотров оборудования, и панели управления – в ней работают руководители и диспетчеры: планируют задачи для мобильных бригад, отслеживают выполнение, корректируют задания, планы и маршруты. В июне 2019 года «СИГМА:Алькор» по решению Минкомсвязи включено в Реестр российского ПО.

Название решения выбрано неслучайно: по способности разглядеть звезду Алькор люди с древних времен проверяли остроту зрения. Наше решение усиливает остроту «управленческого зрения», позволяя более эффективно организовать техобслуживание и ремонты и благодаря этому снизить риски аварий и эксплуатационные затраты.

Мобильность как стимул роста эффективности

Будущее, безусловно, за системами онлайн-мониторинга, позволяющими в реальном времени отслеживать состояние сетей и оборудования, определять потребность в ресурсах на их обслуживание и проактивно планировать работу эксплуатационных служб. Однако для таких систем необходимо «топливо» – данные, качество которых напрямую влияет на качество управленческих решений всех уровней.

Системы надо насытить данными, и в первую очередь – точной и актуальной информацией о состоянии оборудования и инфраструктуры. «СИГМА:Алькор» помогает решить эту задачу. Гибкая интеграция с ERP-системами, в том числе «1C» и SAP, позволяет, с одной стороны, получать данные об оборудовании, а с другой – проверять и при необходимости корректировать их, внося изменения в паспорт оборудования. Благодаря этому в базе предприятия всегда находятся актуальные данные об оборудовании и инфраструктуре.

Рассмотрим несколько аспектов применения «СИГМА:Алькор».

Мобильные технологии в энергетике. Рис. 1

Повышение оперативности реагирования на инциденты

Представим ситуацию: мобильная бригада выехала на удаленный участок с плановым заданием, но уже после этого на диспетчерский пост поступил сигнал, что в том же районе произошел инцидент, требующий срочного реагирования. В «домобильную» эру пришлось бы направлять еще одну бригаду или ждать, пока вернется или выйдет на связь первая. Теперь же можно быстро связаться с выехавшей бригадой, скорректировать задание, оперативно отправить на мобильное устройство всю необходимую информацию для устранения аварии, получить обратную связь, а при необходимости – подключить к решению специалистов удаленно или направить именно те ресурсы и технику, которые потребуются в данном случае.

Контроль эффективности работы и охрана труда

Обычно под этим понимают более точный учет рабочего времени и мониторинг перемещений персонала. «СИГМА:Алькор» контролирует все этапы работы, предусмотренные правилами по охране труда. Благодаря этому можно снижать производственный травматизм и обеспечивать высокое качество работ. О том, как это важно, говорит отраслевая статистика: человеческий фактор становится причиной до 95% всех аварийных ситуаций в энергетике. Кроме того, в «СИГМА:Алькор» реализовано подписание наряд-допуска квалифицированной электронной подписью, в том числе в офлайн-режиме. Весь бизнес-процесс происходит на мобильном устройстве – это позволило полностью отказаться от бумажных наряд-допусков.

Решение совместимо с широким спектром носимых устройств, включая промышленные защищенные смартфоны, «умные» браслеты и часы, GPS-трекеры. Для анализа используется информация из датчиков устройств: акселерометров, гироскопов, компасов, высотомеров, датчиков освещенности, встроенных пульсометров с возможностью постоянного измерения пульса, GPS/ГЛОНАСС. Все это позволяет контролировать не только качество работы, но и здоровье персонала.

Но мобильная бригада – это не только люди. Компании тратят средства на закупки и обслуживание автопарка, специализированной техники, ГСМ, спецодежды и других ресурсов. Собирая информацию и анализируя ее, можно точнее определять потребности и планировать закупки, а также отслеживать местонахождение транспорта и дорогостоящего оборудования, соблюдение режимов его работы во избежание хищений и поломок. 

Оперативная обратная связь

Сокращение времени аварийно-восстановительных работ на технологических объектах энергетического комплекса – одна из важнейших задач, поскольку от стабильности энергоснабжения зависит всё: от комфорта и жизнеобеспечения людей до безопасности инфраструктуры городов. Если возникшую ситуацию не решить своими силами, ремонтная бригада может связаться с центральной диспетчерской и отправить через мобильное приложение «СИГМА:Алькор» максимально точную информацию – фото, описание, результаты осмотров и измерений.

В «СИГМА:Алькор» реализован собственный модуль ГИС, а также возможность интеграции с общедоступными сервисами типа «Яндекс.Карты» и собственными картографическими данными заказчика. Модуль ГИС позволяет формировать оптимальные маршруты к месту выполнения заданий, фиксировать отклонения от запланированных маршрутов, определять местоположение объектов контроля, транспортных средств и сотрудников мобильных бригад.

Единство и непротиворечивость информации

«СИГМА:Алькор» позволяет работать в едином информационном пространстве всем участникам процесса: от рядового сотрудника и руководителя мобильной бригады до начальника смены, цеха, главного инженера предприятия. Решение интегрируется с ERP-системой предприятия и помогает повысить достоверность данных о наличии, технических характеристиках, географических координатах техобъектов, наличии дефектов, сроках фактического выполнения мероприятий по ТОиР и фактически израсходованных МТР.

Все данные собираются в единой базе и в дальнейшем их можно использовать для масштабной аналитики и принятия решений не только для планирования работы мобильных бригад, но и в других бизнес-процессах: закупках, планировании, расчетах себестоимости и тарифов, так как в них заложены и эксплуатационные расходы. При этом затраты снижаются, во-первых, на этапе получения данных, где наиболее вероятен риск ошибок, а во-вторых – за счет отказа от двойного ввода: сначала на бумажный носитель, а затем на перенос с бумаги в систему.

Читайте также
Две недели, оставшиеся до очередного решения ЦБ РФ по ключевой ставке, эксперты продолжат строить прогнозы. Подавляющее большинство уверено – ставку повысят, и все ожидания сходятся в пределах 22-25%. Оптимистов, ожидающих сохранения ставки на текущем уровне, почти нет. Как будут развиваться события, мегарегулятор оценит в феврале 2025 г.

Соблюдение регламентов и нормативов

«СИГМА:Алькор» помогает проводить по установленным правилам обходы, осмотры, диагностику, техническое обслуживание, ремонты, фиксацию выявленных дефектов, не упуская важной информации и существенных деталей. В системе можно настроить бизнес-процессы для всех бригад в соответствии с корпоративными регламентами, отраслевыми нормами и требованиями производителей оборудования (это особенно важно для нового оборудования на гарантии), использовать данные из общей централизованной системы нормативно-справочной информации. Стандартизированные формы отчетов позволяют тратить меньше времени на их подготовку без ущерба для корректности и информативности.

Точность и актуальность информации о сети

Россия – одна из самых больших стран мира, и необходимая паспортизация объектов энергетических сетей – задача уникального масштаба. «СИГМА:Алькор» помогает решить ее системно благодаря возможности точно фиксировать географические координаты объектов сети и соотнести их с данными паспортизации: что за объект, чем оснащен, когда и кем проведены инспекция и обслуживание. Все данные поступают в единую базу, можно работать с информацией в разных форматах: текстовых описаниях, фото, схемах, таблицах и других материалах.

Мобильные технологии в энергетике. Рис. 2 

 Состав решения

Наименование модуля

Описание

Подсистема администрирования (веб-интерфейс)

Управление списком пользователей и групп пользователей, настройка ролей пользователей, управление справочниками и классификаторами, логирование работы системы и действий пользователей в системе

Подсистема хранения данных

Хранение данных, контроль целостности данных, хранение нормативно-справочной информации

Подсистема интеграции

Синхронизация данных с мобильными устройствами, интеграция с ERP-системой заказчика

Рабочее место оперативного персонала (мобильное приложение)

Управление списком заданий (заказов), привязка дефектов к заданию, фиксация факта о выполнении задания. Подписание наряда-допуска, распоряжения и других документов КЭЦП

Рабочее место диспетчера (веб-интерфейс)

Создание задания, назначение задания на исполнителя (бригаду), контроль (утверждение) выполненных заданий

Подсистема контроля местоположения оперативного персонала

Контроль нахождения оперативного персонала (с применением NFC-меток и GPS/ГЛОНАСС в случае наличия объектов на открытых территориях, определяющих местоположение пользователя мобильного устройства)


Компании, связанные с распределением энергии, в последние годы активно занимаются информатизацией своих мобильных бригад. Так, генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети» Павел Ливинский в рамках рабочей встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным привел в качестве примера проект «Цифровой электромонтер», где использование такого решения совместно с онлайн-мониторингом электрооборудования позволило многократно снизить операционные затраты на обслуживание подстанции.

Согласно проекту «Цифровая энергетика», разработанному Минэнерго России, к 2024 году внедрение новых технологий должно на 20% снизить аварийность на объектах электроэнергетики, на 5% повысить уровень технического состояния производственных фондов и также на 5% сократить продолжительность перерывов в электроснабжении и других технологических нарушений. Сегодня это особенно важно, так как пандемия привела к сокращению промышленных производств во всем мире, а это может отразиться и на объеме потребления энергоресурсов, и на возможности энергетических компаний инвестировать в развитие инфраструктуры. 

Опубликовано 04.05.2020

Похожие статьи