Практические подходы к переходу на отечественное офисное ПО

Логотип компании
Практические подходы к переходу на отечественное офисное ПО
К импортозамещению офисных пакетов стоит отнестись как к полноценному проекту с участием рабочей группы, с разработкой дорожной карты, организацией команды тестирования и обозначением критических точек перехода.

Переход на отечественное программное обеспечение в государственных компаниях становится всё более актуальным. Согласно приказу Минкомсвязи России от 20.09.2018 №486, в 2020 году доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в части офисных приложений, должна достичь 80%. При этом очевидно, что не все готовы на текущем этапе целиком и полностью вложиться в этот проект, а потому в компаниях выработалось несколько подходов к импортозамещению. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.

Подход 1. Формальный

Организация закупает необходимое количество лицензий отечественного ПО, кладет в сейф сертификаты или расставляет на рабочие места в качестве второго ПО, оставляя приложением по умолчанию зарубежный аналог. Фактически, внедрения программного продукта не происходит. 

Плюсы:

  • показатели выполнены;

  • не нужно заниматься тестированием, внедрением;

  • нет переобучения пользователей;

  • нет проблем с интеграцией;

  • все проблемы известны и привычны.

Минусы:

  • двойное расходование бюджета;

  • риски проверок со стороны госорганов;

  • риски безопасности в случае изменения политической ситуации.

Подход 2. Исполнительский

Организация осуществляет закупку лицензий любого из входящих в реестр ПО, готовит дорожную карту по переходу и осуществляет перевод рабочих мест пользователей на импортозамещенное ПО. 

Плюсы: 

  • выполнено распоряжение Правительства России от 26 июля 2016 г. №1588-р

  • нет двойных затрат на ПО.

Минусы:

  • отличия в функционале от привычного офисного пакета;

  • возможное недовольство со стороны пользователей;

  • вопросы с интеграцией, формированием отчетности, выгрузками из информационных систем (ИС).

Подход 3. «SMART подход»

Он заключается в предварительном тестировании совместимости различных пакетов офисного ПО, чтобы выявить функции, которые могут выполняться без адаптации смежных ИС под используемый офисный пакет.

В процессе определяются группы пользователей с привязкой к используемой функциональности офисного ПО и составляется план доработок. На основании подобного тестирования компания принимает решение, лицензии каких вендоров надо приобретать, узнаёт, какие ИС нуждаются в доработке и какие группы пользователей можно переводить на импортозамещенное ПО без потери в производительности. Этот подход мы считаем наиболее жизнеспособным при переходе на отечественное офисное ПО. 

Плюсы:

  • предварительное тестирование совместимости без вложений в лицензии;

  • поддержка со стороны вендора и компании, внедряющей офисный пакет;

  • план доработок ИС по результатам тестирования;

  • первоначальные затраты только на проект тестирования.

Минусы:

  • длительный подготовительный этап перед непосредственным внедрением.

К импортозамещению офисных пакетов стоит отнестись как к полноценному проекту с участием рабочей группы, с разработкой дорожной карты, организацией команды тестирования и обозначением критических точек перехода.

По опыту нашей компании, процесс тестирования и перехода на новое офисное ПО занимает минимум три месяца, включая тестирование функциональности и совместимости с другим программным обеспечением по отдельным внутренним направлениям (например, в бухгалтерии, юридическом отделе, канцелярии и т.п.), подготовку плана доработок ИС, развертывание отечественного решения и удаление предыдущих офисных пакетов.

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при проработке вопросов совместимости с корпоративными ИС: наличие и применение макросов (каждый из включенных в реестр офисных пакетов использует свой язык для написания кода макросов), использование корпоративными информационными системами библиотек от Microsoft для модификации файлов, встраивания в них объектов, например, графических штампов. При наличии этих особенностей необходимо планировать доработки ИС для интеграции с российским офисным программным обеспечением.

Например, в одном из проектов по импортозамещению офисного ПО (более 30 000 рабочих мест), где наша команда выступила в роли консультантов, была выполнена большая работа по предпроектной подготовке, а именно - проведен предварительный анализ ИС и инфраструктуры, подготовлена дорожная карта проекта, определены тестовые площадки и разработаны методики испытаний, в том числе и регрессионное тестирование, создана рабочая группа проекта и назначены ответственные за каждую ИС.

В этом проекте не требовалось выбрать ПО, его основной целью было проверить совместимость офисного ПО с текущей инфраструктурой и программным окружением и оценить возможность полноценного перехода для пользователей. Процесс тестирования охватил 20 информационных систем и длился около трех месяцев.

Основные проблемы, которые мы выявили, касались вывода отчетных форм и редактирования исторических документов из корпоративных информационных систем. По итогам тестирования мы составили список блокирующих ошибок и доработок и получили от вендора сроки исправления. Они помогли нам составить дальнейший план перехода к опытной эксплуатации и определить, как замена офисного пакета может повлиять на те или иные группы пользователей.

Работа с вендором стала важной частью проекта – благодаря ей необходимые заказчику исправления были включены в ближайшие релизы ПО. На текущий момент проект находится в стадии опытной эксплуатации.

Конечно, существует ряд локальных проблем, требующих проработки внутри подразделения по управлению ИТ, например, отслеживание лицензий, обновление, в том числе в закрытых сетях, соответствие требованиям к оборудованию. Не стоит также забывать про обучение сотрудников: в новых реалиях вебинары показали свою эффективность и удобство, они не зависят от рабочего места и благодаря записи позволяют повторять информацию.

Готовясь к импортозамещению ПО, стоит подумать и о технической поддержке проекта. Речь о подготовке инфраструктуры и ресурсов внутри компании, а также о постпроектном сопровождении, позволяющем обеспечить бесперебойную работу, если при внедрении и дальнейшей эксплуатации появятся непредвиденные обстоятельства.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы – переход на отечественное ПО – это реалии нашей жизни. За несколько лет в разработке офисного ПО произошел значительный сдвиг вперед, но все-таки замена офиса из коробки не происходит одномоментно, поэтому заранее продуманный план действий, четкое понимание пула необходимых работ, наличие технической поддержки и простпроектная поддержка помогут выполнить переход на отечественное ПО в заданные сроки и с максимальным результатом.

Опубликовано 16.06.2020

Похожие статьи