Десять лет спустя, или Понял ли бизнес, чего хотеть от ИТ?

Логотип компании
Десять лет спустя, или Понял ли бизнес, чего хотеть от ИТ?
Если раньше хороший ИТ-директор ходил за бизнес-заказчиком и уговаривал его протестировать те или иные новые ИТ-решения, для автоматизации функции, то сейчас парадигма в корне поменялась – теперь бизнес постоянно давит на ИТ-директора, чтобы тот наконец-то дал предложения по автоматизации/цифровизации, которые его (бизнес) приведут к светлому будущему.

Признак истинного взаимопонимания еще и в том,
что оно никогда не рассчитывает на мгновенный
успех и твердые результаты.
Мартин Хайдеггер

Чего хочет бизнес от ИТ? – такова, пожалуй, одна из самых популярных тем, обсуждаемых на конференциях ИТ-директоров. В какой-то момент проблема настолько навязла в зубах, что даже моя жена, когда я ей сообщал о том, что уезжаю на очередную конференцию ИТ-директоров, спрашивала: «Опять будете говорить о том, что бизнес хочет от ИТ?!». Однако недавно на глаза попалась книга Терри Уайта «Чего хочет бизнес от ИТ?», написанная почти 13 лет назад. В то время я уже работал в ИТ почти пять лет, занимал должность руководителя блока ИТ крупного холдинга. Помню, какое впечатление на меня произвела книга: с одной стороны, до многих выводов я дошел сам, что-то мы активно обсуждали на конференциях ИТ-директоров, с другой – в книге было немало полезного для применения, но почему-то не всегда срабатывало. Я перечитал книгу и решил сделать небольшое сравнение взаимоотношений ИТ и бизнеса в 2010 и 2020 годах. Речь пойдет о российской специфике, хотя на Западе ситуация, по отзывам коллег «оттуда», отличается не сильно, просто мы запаздываем на три-пять лет.

Итак, какие изменения произошли за последние 10 лет? Сравним по следующим направлениям:

  • Что изменилось в требованиях бизнеса к ИТ?

  • Что изменилось в понимании и подходах ИТ к бизнесу?

  • Что изменилось в ИТ-управленцах?

Подчинение

Как же выглядел тандем бизнеса и ИТ в 2010 году? Прошу у читателя прощения за обобщения в анализе, однако информация, приведенная ниже, – не «средняя температура по больнице», а факты, полученные из аналитики и общения с коллегами по цеху. В основном в среднем и крупном бизнесе ИТ-функция подчинялась финансовому директору. С одной стороны, это уже был прогресс, поскольку ИТ отвечало не только за приобретение компьютеров, серверов и телефонов, а стало полноправным партнером в части автоматизации финансового блока. С другой – явный перекос в подчинении финансам не давал по понятным причинам полноценно развивать и автоматизировать иные функции.

Сейчас же произошла интересная трансформация, которая многое расставила по своим местам. В компаниях, где ИТ-директор не смог перейти из роли пассивного исполнителя заявок от бизнеса к роли драйвера и трансформатора, появились CDO (chief digital officer). Там же, где ИТ-директор действительно был проактивным лидером изменений, он не только занял важное место в менеджменте, но и получил дополнительный функционал по цифровизации, и даже трансформации бизнеса.

Конечно, этой трансформации способствовала цифровая революция, которая прояснила для бизнеса, зачем необходимо ИТ и как его использовать не только для своего совершенствования, но и для открытия новых направлений бизнеса или кардинальных изменений. Хоть и говорят, что термин «цифровая трансформация» появился еще в 1990-х, но, на мой взгляд, мы должны благодарить за происходящую цифровую революцию традиционных инфлюэнсеров – тех, кто зарабатывает большие деньги на консалтинговых услугах – лидеров консалтингового рынка. Начиналось все с инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов, потом появились ERP-системы, сейчас – цифровизация.

Люди

Сами же айтишники особо не изменились с 2010-го. Говоря про технарей, программистов, инфраструктурщиков, необходимо напомнить, что глубокая специализация существенно влияет на их восприятие мира. Они как были «гиками», так и остались. Причем надо сказать, что именно на этих «гиках» мир ИТ, а теперь и вообще весь мир, и крутится. И в 2020-м мы зависимы от них еще больше. Тем важнее стала функция руководителя или интерпретатора, который налаживает взаимопонимание между «машинными людьми» и бизнес-заказчиком.

Следует отметить, что в тот момент ИТ-функция очень часто отводила себе роль вспомогательной – «вы мне скажите, что надо сделать, я сделаю»! При этом бизнес все яснее понимал, что без ИТ развиваться уже невозможно.

И если говорить об ИТ-управленцах, достаточно интересно взглянуть на исследование Gartner тех времен, посвященное тому, какими навыками должны обладать ИТ-директора и что они должны нести бизнесу:

  • создавать и поддерживать техническую платформу и обеспечивать предоставление сервиса;

  • обеспечивать и демонстрировать высокие результаты и ценность ИТ для бизнеса;

  • развивать технические, сервисные и управленческие умения в сфере ИС;

  • разумно использовать ресурсы внешнего рынка;

  • создавать обстановку, способствующую возникновению новых возможностей;

  • содействовать продвижению электронных технологий;

  • вести за собой бизнес.

Не сильно что-то поменялось, не так ли?

Чего требует бизнес

Я, тогда еще малоопытный руководитель блока ИТ, считал, что организовать эффективное взаимодействие бизнеса легче легкого – надо спросить, что он хочет автоматизировать, и затем, найдя лучшее решение, удовлетворить такую потребность. (На данный момент общаясь как консультант и советник с компаниями разного размера в части проблематики ИТ, с удивлением для себя обнаруживаю, что даже в 2020 году бизнес по-прежнему одной из самых главных проблем считает пассивность, «покорность» и реактивность ИТ.) Формулировки требований к ИТ от руководителей компаний, где трудился я и мои коллеги ИТ-директора, звучали очень просто: «Надо, чтобы все работало и ИТ приносило пользу». Нередко одной из задач ИТ-директора на новом месте работы было снижение затрат на ИТ, хотя потом, при более тесном общении с бизнес-заказчиком, оказывалось, что подразумевается увеличение прозрачности в части понимания соотнесения затрат на ИТ и приносимой бизнес-пользы.

Сейчас же парадигма меняется: за последние три месяца я общался с десятком средних и крупных компаний и запросы от бизнеса (генерального директора или акционера) к ИТ повергли меня в уныние. Конечно, у крупных компаний речь чаще идет о цифровизации, поскольку базовый уровень внедрения ИТ-процессов и ключевых систем хорошо и дорого реализован в тучные годы. Однако в компаниях среднего размера (500–2000 сотрудников) проблематика осталась той же, что и была в 2010 году: в ИТ не построены процессы, бизнес не совсем понимает, на что уходит ИТ-бюджет и по каким критериям определять, эффективно ли ИТ. Это и удивляет, и радует одновременно – удивляет потому, что в 2020 кажется, что таких «недоавтоматизированных» компаний уже не может быть, но радует, что они хоть сейчас этим занялись.

Ключевые же требования бизнеса сейчас формулировать достаточно легко:

  1. ИТ должно эффективно поддерживать существующий бизнес.

  2. ИТ должно быть лидером изменений и предлагать пути оптимизации затрат бизнеса за счет инструментов автоматизации/цифровизации.

  3. ИТ должно приносить с рынка идеи по трансформации бизнеса (по возможности).

Технологии

Говоря о технологиях, нельзя не вспомнить Николоса Карра и его статью «IT doesn’t matter». С момента написания прошло больше 10 лет, и все тогда ждали, что вот-вот ИТ придет к обещанному в статье уровню «ИТ из розетки». Автор говорил о том, что ИТ перестанет быть даже вспомогательной функцией и превратится в ресурс (commodity). Но этого никак не происходило, даже за счет существенно продвинувшихся технологий. Карру вторил и Друкер «Они (ИТ-специалисты) не исчезнут совсем, но скоро из «суперзвезд», которыми были на протяжении последних сорока лет, превратятся в «актеров второго плана».

За 10 лет технологии не сделали мощного рывка вперед – тот же блокчейн был запущен в 2011 году! Были и технологии machine-learning и AI (например, в виде IBM Watson). На технологиях появились дополнительные «бантики и рюшечки», однако те, кто хотел, уже 8–10 лет назад начинали реализовывать проекты, например по предиктивным ремонтам оборудования, хотя и сейчас многие консультанты продают такие решения как нечто новое и уникальное.

Digital-пинок в будущее

Встретила как-то Крыса Хомяка и обиженно так спрашивает:
– Вот почему так, ты грызун и я тоже, ты воняешь и я тоже, короче, мы
очень похожи. А отношение к нам такое разное. Тебя холят, лелеют,
кормят, поят, подстилочку меняют, домик строят, гладят и сюсюкают... А
меня ненавидят, все уничтожить норовят, травят, боятся и брезгуют?..
Хомячок почесал бочок и говорит:
– Все так про-о-о-сто... PR у тебя плохой...

Одно из интересных отличий, произошедших за 10 лет во взаимоотношениях между ИТ и бизнесом, я бы сформулировал следующим образом: если раньше хороший ИТ-директор ходил за бизнес-заказчиком и уговаривал его протестировать те или иные новые ИТ-решения, для автоматизации функции, то сейчас парадигма в корне поменялась – теперь бизнес постоянно давит на ИТ-директора, чтобы тот наконец-то дал предложения по автоматизации/цифровизации, которые его (бизнес) приведут к светлому будущему. Спасибо от имени всех айтишиков тем людям, кто так красиво упаковал в цифровую обертку технологии и продал ее бизнес-лидерам, предоставив им возможность понять и осознать, что ИТ и «цифра» могут и должны принести на порядок больше пользы, чем просто замена картриджей.

Что дальше?

Что ждет нас в 2030 году? Поймут ли ИТ и бизнес, что на самом деле они хотят одного: принести друг другу пользу и уберечь от ошибок? На мой взгляд, это возможно, если ИТ не только перестанет позиционировать себя вспомогательной функцией, но и действительно возглавит изменения в бизнесе, позволяющие чувствовать уверенность в пользе новых технологий. Это требует тех же навыков и компетенций от CIO/CDO, что и 100 лет назад от любых управленцев и лидеров трансформаций:

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

  1. Быть неравнодушными профессионалами в своем деле и разбираться в бизнесе, в котором они работают.

  2. Быть лидером для коллег и своих сотрудников.

Кажется, что 2010 год был совсем недавно – изменения во взаимоотношениях между бизнесом и ИТ произошли, но навстречу друг другу сделан лишь небольшой шаг. Хочу верить, что следующие 10 лет окажутся более эффективными, и совместными усилиями мы не только сделаем бизнес, в котором работаем, более прибыльным и успешным, с пользой для акционеров или государства, но и благодаря глубокому взаимопониманию улучшим окружающий нас мир.

Опубликовано 22.09.2020

Похожие статьи