Пирамида данных

Логотип компании
До сих пор консолидация отчетности занимает у многих холдингов недели и делается вручную или почти вручную. Как от этого уйти?

Все топ-менеджеры и владельцы хотели бы видеть, что происходит с их бизнесом в реальном времени как с точки зрения выпуска и продажи товаров, так и с точки зрения движения финансов. Для подавляющего большинства российских управленцев это по-прежнему только мечта. До сих пор консолидация отчетности занимает у многих холдингов недели и делается вручную или почти вручную. Как от этого уйти? Об опыте Промышленно-металлургического холдинга рассказывает директор по информационным технологиям ПМХ Евгений Панкратов.

Когда вы вплотную столкнулись с проблемой нехватки данных?

В 2017-2018 годах мы начали создавать систему мониторинга и аналитики работы всех производственных активов. Руководством была поставлена задача получения достоверной информации в реальном времени. Поэтому мы разработали систему бизнес-аналитики с мобильным приложением. В этой системе топ-менеджмент должен был иметь возможность в онлайн режиме получать полный спектр данных о функционировании компании.

Быстро стало понятно, что для оперативного получения полной картины необходимо повысить уровень автоматизации предприятий. Мы разработали программу автоматизации. В качестве пилотного проекта стали подбирать ERP-решение для угольных активов в Кемеровской области.

Ограничения были такие: внедрить быстро, с возможностью комплексного развития, поддерживать в дальнейшем собственными силами. Был план отказаться от того «зоопарка», который сложился исторически, и заменить его одним решением. Мы выбрали 1С ERP и модуль «Горнодобывающая промышленность 2». Такое решение используют и некоторые наши коллеги по отрасли. Была также разработана стратегия развития IT-инфраструктуры на 10 лет вперед.

Каким было положение до проекта?

Предприятия, которые мы выбрали для пилота, – участок «Коксовый» и обогатительная фабрика «Берёзовская» – использовали учетные системы предыдущего поколения на базе 1С и самописные решения. Это были отдельные блоки, автоматизирующие работу в узкой области: железнодорожные перевозки, подготовка отчетности. Учет разнообразных данных по экономике, финансам, отдельным производственным показателям велся в Excel-таблицах. На участке «Коксовый» частично действовал бумажный документооборот. Для расчета зарплаты применялось пять различных систем последовательно.

В начале проекта мы поставили две основные задачи. Во-первых, отказаться от всех самописных систем и от ведения учета в Excel. Во-вторых, везде, где возможно, сделать интеграцию с производственными системами, с системами АСУТП и диспетчеризации. Весовое хозяйство, АСУ, ж/д и подобные им системы – нужно было наладить поток данных от всех этих источников, иначе нам бы не удалось улучшить процесс управления. Проект стартовал в конце 2018 года. В начале 2020 года на обоих предприятиях были внедрены полностью работоспособные системы, включая интеграцию с ИТ-системами нижнего уровня.

Системы внедряли подрядчики, разработчики выбранного модуля для автоматизации, при активном участии специалистов ИТ управляющей компании и предприятий. Само решение было серьезно доработано по нашим требованиям. Например, для участка «Коксовый» был разработан функционал интеграции с используемой на предприятии системой диспетчеризации техники. Это позволило полностью исключить ручной ввод данных по оперативной производственной деятельности, а также повысить достоверность статистического учета и исключить «человеческий фактор» при сборе и обработке информации.

Почти все интеграции мы делали сами, в том числе с АСУТП, с целью подготовки персонала предприятий. К концу внедрения у нас была собственная команда для поддержки и развития системы.

С какой АСУТП вы интегрировали ERP-систему на участке «Коксовый»?

На данном предприятии параллельно внедрялась система диспетчеризации транспорта. Одной из задач внедрения системы диспетчеризации было обеспечение источника данных для ERP-системы.

Датчики системы диспетчеризации ставятся на экскаваторы, вспомогательную технику – в общем на все задействованные в производстве машины. Реализация проекта позволила с точностью определять их местонахождение в каждый момент времени. Диспетчер видит всю горную технику на одном экране и статус каждой машины. Задача системы в том, чтобы исключить простои машин. Загрузка, заправка, ремонт, получение заданий – нигде не должно быть потерь времени.

До внедрения данной системы диспетчеризацию техники осуществлял диспетчер. Он обзванивал по рации всех участников процесса и записывал с их слов информацию, а результаты фиксировал в Excel-таблице. Эти данные были основой для расчета зарплаты и вычисления множества экономических показателей. Казалось, что работа уже устроена оптимально и сэкономить нельзя. Однако после внедрения системы мы отметили значительный рост эффективности управления.

Диспетчеру теперь не нужно вести журналы и что-то записывать. Он помогает в управлении автотранспортом. Данные по пробегу, расходу ГСМ, давлению в шинах собираются автоматически. Простой фиксируется онлайн, у водителя запрашивается информация о его причине. Диспетчер теперь в большей мере может быть сконцентрирован на ликвидации простоев и оперативной работе.

Очень важно, чтобы собираемые данные были достоверными. Здесь много тонкостей. Например, нужно четко фиксировать окончание одного рейса и начало следующего. Это довольно непросто сделать по автоматически собираемым данным с учетом того, что самосвал может проехать, например, 100 метров и остановиться. Но это не отдельный рейс, а часть текущего. В нашей системе все эти вопросы удалось успешно разрешить.

Какие еще источники поставляют данные в ERP-систему?

Весовое хозяйство – один из важнейших источников данных. Оно очень разное: на наших предприятиях взвешивают и самосвалы, и вагоны в различные моменты работы. Все весы интегрированы с ERP-системой, ручной учет исключен. В этой интеграции мы технических или заметных организационных сложностей не встретили.

Интеграция с ИТ-системами РЖД была интересной и проходила в два этапа. Первый – загрузка данных из системы ЭТРАН. Эта система не позволяет получить все необходимые данные, там есть только часть информации. Поэтому вторым этапом был модуль прямого обмена информацией с РЖД на уровне АСУ – АСУ. Мы в реальном времени видим вагоны РЖД, которые приходят к нам либо отправляются как с собственных, так и с арендованных у РЖД подъездных путей.

На участке «Коксовый» мы одномоментно изменили АСУ ТП, внедрив систему диспетчеризации, но на обогатительной фабрике так сделать невозможно. Уровень автоматизации производственных систем не везде допускает экспорт данных и интеграцию. Обновление АСУ ТП на ЦОФ продолжается, пока этот процесс не завершен часть данных вносится вручную.

Как изменились бизнес-процессы и регламенты в ходе внедрения?

Мы приняли принципиальное решение: информация, переданная из системы диспетчеризации, в ERP-системе не редактируется. Технические сбои бывают и данные меняются по служебной записке, но только в системе диспетчеризации, до ее передачи в ERP-систему. Это решение очень сильно изменило модель взаимодействия служб и реализовать его было непросто. Раньше у каждого подразделения была собственная база, и данные двух схожих баз не совпадали даже по такому, казалось бы, простому параметру как «пробег самосвала».

Теперь мы уверены в качестве данных. Каждый день на участке «Коксовый» автоматически формируется справка по факту выполненных работ. Ею пользуется и руководство предприятия, и руководство холдинга. Раньше подобный отчет готовил диспетчер вручную, теперь мы отказались от этого. Построена классическая пирамида движения данных от датчиков производственных систем до BI. Вся информация поступает руководству из системы корпоративной бизнес-аналитики.

На ЦОФ «Берёзовская» также автоматически ежедневно формируется справка о результатах дня. Сотрудники долго привыкали к этому: ведь раньше всегда был человек, собирающий все данные вручную и отвечающий за их достоверность. Теперь данные берутся только из ERP-системы. Если на одном из участков кто-то ввел недостоверные данные, сделал ошибку – страдают все. Чтобы осознать это, потребовалось время.

Конечно без решения управляющего директора такие перемены невозможны. Спорные ситуации класса «коллеги из другого отдела считают неверно, весь расчет должен идти по нашим правилам» разбирались на уровне руководства. Внедрение новых систем требовало, прежде всего, унификации производственных процессов. Решение этой задачи позволило нам успешно реализовать задуманное.

Можно ли уверенно говорить об экономическом эффекте построения этой «вертикали данных»?

Основной экономический эффект мы заметили после внедрения системы диспетчеризации, он подсчитан и очень значителен. Теперь стало понятно, что без этой системы вообще работать нельзя. Данные ERP-системы имеют на участке «Коксовый» статус «единой правды», в их достоверности никто не сомневается, они используются во всей экономической и производственной аналитике.

Выгрузка данных в систему консолидации холдинга теперь происходит намного быстрее и проще. Раньше этим постоянно занимались несколько ИТ-специалистов, теперь они подключаются только в случае возникновения сбоев.

На уровне управляющей компании есть BI-система, где собираются все данные из ERP, не только интегральные показатели. Это миллионы строк данных, а не десятки, как раньше. Теперь любой новый показатель можно быстро сконструировать и добавить на дашборд в течение часа. Раньше такая задача требовала участия многих людей и занимала около месяца.

Топ-менеджеры холдинга постоянно используют BI-приложения. Они напрямую заинтересованы в качестве данных, их вовлеченность существенно помогла в реализации проекта.

Развитие системы бизнес-аналитики позволило также упростить работу руководителей на предприятиях. Ранее системой BI они фактически не пользовались, поскольку там были лишь данные верхнего уровня. Теперь, после внедрения ERP-системы, они работают с приложением постоянно. При этом у них есть возможность смотреть информацию там, где это удобнее: в BI, ERP либо автоматически формируемых справках и отчетах.

Каковы ваши планы на будущее?

Эти проекты были пилотными, дальше планируется масштабирование. Нам удалось побороть недоверие, которые испытывали сотрудники. Отношение изменилось кардинально, стало ясно, что система помогает, а не мешает. Другие предприятия холдинга теперь тоже настаивают на внедрении этих систем. Предприятия очень разноплановые, поэтому где-то будет тиражирование, а где-то внедрение. Поддерживать приложения будем сами.

Стратегия ИТ ПМХ предполагает не только развертывание на всех предприятиях холдинга ERP, но и внедрение единых систем управления закупками, бюджетирования, казначейства, что возможно только на основе унификации бизнес-процессов. Также намечен переход на единую службу технической поддержки, в дальнейшем будет внедрена единая система планирования по всем переделам холдинга.

 

Опубликовано 08.01.2021

Похожие статьи