Александр Антонов: «За каждым ИТ-директором стоят его люди. Если команда работает, тогда все летает»

Логотип компании
О том, как в энергетике используются цифровые стратегии, о «цифровой станции» и «цифровой теплосети» рассказывает ИТ-директор энергетического холдинга.

Недаром говорят, что CIO многофункционален. Он может работать и в банке, и в ретейле, и на производстве. Отраслевая специфика не является преградой для профессионала. С Александром Антоновым читатели журнала IT Manager уже знакомы. В 2013 году он рассказывал нам об ИТ-проектах известного на всю Россию СМИ - РИА Новости. А сегодня мы задаем ему вопросы по энергетике, потому что уже несколько лет Александр возглавляет ИТ-департамент энергетического холдинга «Т Плюс», решая вопросы цифровизации огромного предприятия.

Одним из главных факторов влияния пандемии стал массовый переход сотрудников на удаленную работу и, как следствие, необходимость переместить внутренние бизнес-процессы и непосредственное оказание энергосбытовых услуг в онлайне. Какие задачи встали перед вашим ИТ-департаментом?

Мы и до пандемии уже использовали виртуализацию и предоставляли возможность дистанционной работы персоналу. Поэтому, когда было принято решение о переводе большого числа сотрудников на дистанционную работу у нас встала задача не выбора и внедрения нового решения, а расширения возможностей уже используемого. На первый план вышли задачи по оперативному увеличению вычислительных мощностей и расширению каналов передачи данных. Также много времени заняла подготовка сотрудников, так как кроме тех, кто уже работал в нашей системе, были те, кто увидел ее впервые. Мы выдавали сотрудникам для работы из дома офисную технику, а также помогали настроить терминальный доступ с домашних компьютеров, одновременно обучая их правилам удаленной работы. В техподдержку обрушился шквал звонков с вопросами по подключению, работе с приложениями и другим непривычным для домашних условий функциям. И конечно техподдержка стала «зашиваться», росло количество неотвеченных звонков, стал проседать SLA. Для решения этих задач мы укрепили первую и вторую линию поддержки персоналом, техническими специалистами из наших филиалов.

В целом мы реализовали механизм «единого окна» для предоставления пользователям безопасного доступа как к внутрикорпоративным приложениям, так и к виртуальным рабочим столам. Технология позволяет исключить прямое подключение пользователя внутрь корпоративной сети и свести к минимуму риск возникновения инцидентов ИБ.

Сейчас уже мы можем предоставить сотруднику заранее настроенный терминал для организации безопасного подключения к виртуальному рабочему месту из дома. Такие терминалы имеют полностью закрытый от изменения образ и в отличие от ПК и ноутбуков могут быть спокойно возвращены, либо заменены в случае неисправности и сводят к минимуму затрачиваемое на организацию удаленного рабочего места время.

Во многих семьях количество компьютеров меньше количества членов семьи. А работать и учиться надо всем. Как выходили из ситуации?

Как я уже упомянул, мы выдавали офисную технику, как новую, купленную в начале пандемии, так и ту, на которой сотрудники работали в офисе. Мы уточнили регламент, по которому мы готовили и передавали технику сотрудникам, понимая, что она покидает периметр компании, и принимали ее обратно. Поскольку персональные компьютеры покидали периметр компании, при возвращении они полностью очищались и на них типовой образ ставился с нуля. Это была одна из мер по обеспечению безопасности используемого оборудования внутри компании.

Пришлось ли менять регламенты или создавать новые?

У нас уже были разработаны необходимые регламенты для обеспечения работы удаленных сотрудников, мы просто расширили их на весь персонал.

При изменении формата работы на первый план выходят вопросы информационной безопасности. Как вы их решали? Входит ли блок ИБ в сферу вашей ответственности?

В моем ведении ИТ-служба и ЦИБ – центр информационной безопасности. Абсолютно отдельный блок, находящийся в прямом подчинении генеральному директору – служба безопасности, которая в том числе контролирует соблюдение правил распространения информации. Поэтому вся дистанционная работа визировалась как с нашей стороны, так и со стороны службы безопасности. Надо было держать на контроле тех, кто уходит на удалёнку, понимать, какой объем информации им доступен и какие права им предоставляются. Большая часть вопросов, связанных с ИБ была автоматизирована, было видно, кто, когда, как и с чем работает. Автоматизация помогала «подсветить» аномалии. Например, одним из самых частых инцидентов у пользователей при удаленной работе была ошибка ввода пароля, приводящая к блокировке учетной записи. Что, в свою очередь, требовало отдельного анализа от наших служб. Добавлю, что зафиксированных вторжений в период пандемии не было.

Пришлось ли сокращать бюджеты?

Было несколько сценариев развития событий, которые связывались с ситуацией на рынке и состоянием компании. В числе прочих был и сценарий с перераспределением бюджетов и ресурсов на другие направления. К счастью, он не случился, инвестиционные программы резать не пришлось, они были реализованы и мы за них отчитываемся. Затраты на ИТ не сократили.

В начале пандемии никто не знал, куда все пойдет, и некоторые компании покупали матрацы в офис на случай, если придется жить на работе.

Возможно, такие случаи и были в других компаниях, но в период неопределенности мы старались подготовиться к разным вариантам развития событий при этом делая основной упор на возможность удаленной работы сотрудников.

Нагрузка выросла в разы на вашу службу?

Да, и я хочу поблагодарить своих сотрудников. ИТ-директор - он «один в поле не воин», он может собрать, повести за собой, организовать, сформировать задания, создать вектор, принести новые идеи, направления, но без сплоченной команды работать невозможно. За каждым ИТ-директором стоят его люди. Если команда работает, тогда все летает. Одна из моих ключевых задач – создать отличную команду, которая делает высоко оцениваемую бизнесом работу.

В группу «Т Плюс» входит сбытовое направление – "ЭнергосбыТ Плюс". В региональных разделах его сайта представлены разные сервисы для клиентов. Что они включают?

Сбыт имеет множество офисов, мы развиваем омниканальность. Запущены веб-сервисы, с помощью которых можно передать показания счетчиков, можно оплатить услуги, можно задать вопросы и получить ответы. Это обычная практика для компаний, которые работают с физическими лицами, с контрагентами. Есть чат-бот в Личном кабинете, есть и полноценный кол-центр. Есть также мобильные приложения «Мобильный инспектор» и «Мобильный контролер», предназначенное для техинспекций, сотрудники которой ходят по объектам, проверяя корректность показаний, подключений, целостность пломб, отсутствие несанкционированных врезок и др. Инспекторы фиксируют свое нахождение на объекте и в случае обнаружения нарушений, заносят их в приложение.

Расскажите о проекте «Цифровая станция».

Это очень интересная тема. У нас есть две концепции: «Цифровая станция» и «Цифровая теплосеть». Придумали их и сгруппировали мы полтора года назад. В основе концепции идея сквозной автоматизации технологических и цифровизации производственных и бизнес-процессов. На сегодня вопрос сделать полностью безлюдную станцию не стоит. По существующим регламентам на производственном объекте обязательно присутствие человека. Так или иначе, отрасль к этому придет, поскольку существующие технологии уже это позволяют, и мы должны обеспечить такую возможность. Начали воплощать концепцию с паспортизации энергообъектов, переведя все паспорта и эксплуатационную документацию в электронный вид. Автоматизировали учет энергоресурсов по всей цепочке производственного цикла. Внедряем АСУ ТП на основном и вспомогательном оборудовании, обеспечиваем управление технологическими процессами в автоматическом режиме, диспетчерский контроль и управление с единого щита управления станцией. Чтобы понимать экономику производства в режиме реального времени, определяем ключевые технико-экономические показатели производства тепловой и электрической энергии. В настоящий момент подступились к решению задачи создания динамической модели режимов работы станции. Это синтез «цифрового двойника» и «цифровой тени». На текущий момент в большей степени это «тень». Если «цифровой двойник» способен работать в среде неопределенности и с помощью нейросети осваивать новые области, неизвестные ему, то «тень» использует только жесткие алгоритмы без какого-либо обучения. Основное применение «цифрового двойника» - определение оптимального состава и режимов работы оборудования в условиях деятельности на рынке электроэнергии и задачи непрерывного и качественного теплоснабжения потребителей. На станциях с парогазовыми установками выполнили внедрение системы предиктивной диагностики технического состояния оборудования, включая: дожимные компрессорные станции, газовые и паровые турбины, котлы утилизаторы, генераторы. На основе данных от АСУТП система определяет изменение технического состояния оборудования во времени и определяет развивающиеся дефекты и неисправности, заблаговременно выдает рекомендации проверить определенные узлы или выполнить ремонтные воздействия. Это существенным образом снижает ремонтные издержки и повышает надежность эксплуатации оборудования.

Несколько лет назад вы делали систему единого биллинга. Как она сейчас функционирует?

Развивается. Появляются новые требования, вводятся новые алгоритмы, по которым рассчитываются электроэнергия и тепло. Она развивается географически, происходит подключение новых объектов, расширяется территория охвата. Эта система позволяет быстро и оперативно считать сколько и кем потребляется ресурсов и начислять суммы за это потребление в зависимости от тарифов, программ и алгоритмов, в нее заложенных.

Используете ли вы системы аналитики?

Конечно, мы используем BI, даем бизнесу возможность качественного анализа данных и принятия управленческих решений на его основе, формировать различные аналитические отчеты. Но самое интересное – это тренды и предиктивная аналитика. Они позволяют строить прогнозы развития в различных ситуациях при изменении разных параметров. Это в первую очередь нужно для трейдинга, который должен определять, сколько ресурсов мы должны отдать потребителям, исходя из наших мощностей и состояния оборудования.

Какие еще популярные ИТ-инструменты у вас есть?

Работаем с Big Data. Собираем, анализируем, структурируем информацию. Используется Интернет вещей как на станциях, ЦТП, так и на домовых приборах учета. Учимся применять нейросети для расчета режимов работы оборудования, анализа инцидентов в области ИБ и др.

Кто занимается разработкой?

Мы сами. Ведем разработку с использованием современных ИТ-решений на ИТ-платформах. У себя в штате держим архитекторов, аналитиков, ведущих разработчиков, тестировщиков и при нехватке ресурсов привлекаем аутсорсеров. Все разработки ведутся с применением системы менеджмента качества ISO 9001.

Что такое АИИС ТиКУ?

Это автоматизированная информационно-измерительная система технологического и коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Она фиксирует движение теплоносителя от источника до потребителя по всем контрольным точкам: через ЦТП, через тепловые камеры. Мы поставили приборы учета по всей теплосети, чтобы зафиксировать где могут быть потери, с одной стороны, с другой – чтобы не «перетапливать». Мы видим, какое качество и количество теплоносителя дошло, какие потери на каком участке возникли, и это дает нам возможность предоставить нашим клиентам более качественные услуги. Учет — это не все, требуется автоматизация объектов управления. Так, в Екатеринбурге 380 ЦТП стали полностью безлюдными: конечно, есть персонал, который обходит эти пункты согласно графику, но постоянно на ЦТП никто не находится. На ЦТП применена погодозависимая автоматика: регуляторы меняют режим в зависимости от температуры воздуха. Кроме того, все ЦТП управляются автоматически с единого диспетчерского щита. Далее встала задача построить модели для оптимизации режимов работы как на станции, так и на ЦТП, чтобы обеспечить людей комфортной температурой. И вот в Екатеринбурге такая модель уже работает. Сначала она считала в офлайн, а сейчас - в реальном времени. Следующая задача – тиражировать эту систему на другие регионы.

Расскажите про цифровую теплосеть. Что она собой представляет?

Это совокупность АИИС ТиКУ, безлюдных ЦТП и цифровых двойников. Модели как раз позволяют ставить режимы для источников теплоснабжения, насосных и ЦТП, чтобы обеспечить требуемые параметры качества теплоснабжения для каждого потребителя и минимизировать наши затраты. Также в эту совокупность входит единая SСADA в составе диспетчерских центров тепловых узлов.

Одним из основных трендов для российских энергетических компаний становится внедрение современных стратегий ТОРО. Есть ли эта стратегия у вас?

Год назад мы провели аудит бизнес-процессов ТОиР ТОРО и сформировали программу автоматизации на два года. На сегодняшний день мы используем модуль ТОРО в системе SAP, но планируем его расширять с целью приведения процессов ТОиР к национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р55.0.01 «Управление активами». Сейчас проект в стадии подготовки.

В 2020-м в энергетике активно развивались цифровой документооборот и автоматизация бизнес- и производственных процессов. Как обстоят дела в «Т Плюс»?

Мы работаем с электронными документами уже несколько лет и все компании холдинга переведены на электронный документооборот. А год назад мы начали проект по внедрению ЭДО с внешними контрагентами: документы и счета-фактуры уже идут в электронном виде, а в 2021-м планируем перейти на электронное подписание договоров.

Также одной из поставленных перед нами задач была каталогизация и паспортизация всего производственного оборудования. Сейчас уже нет необходимости работать с бумажными документами, вся информация ведется в электронном виде, подписывается ЭЦП и доступна в любой момент времени.

В 2020 году с основными банками мы перешли на электронный обмен документами по технологии Host2host и перевели на ЭДО все взаимодействия в рамках оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).

Не остались без внимания и полная автоматизация процессов в части управления закупочной деятельности, управления запасами, а также финансы.

Бытует мнение, что айтишники во многих компаниях стали чуть ли не богами. Во многом благодаря вам бизнес не рухнул. Легче ли стало получать согласие на какие-то решения у руководства?

Да, легче и быстрее. У нас так пошла программа цифровой трансформации. Мы сформировали концепцию, о которой я вам рассказал, согласовали ее, выделили бюджет и определили дорожную карту. Я надеюсь, что мы эту программу реализуем в полном объеме и с согласованными эффектами для компании.

Опубликовано 01.03.2021

Похожие статьи