УправлениеИТ в бизнесе

Сергей Русанов: «Мы вплотную подошли к топ-5 российских банков»

Дмитрий Виноградов | 29.04.2021
Сергей Русанов

Сергей Русанов

CIO банка «Открытие»

Как банк «Открытие» пережил 2020-й, как  проводил перестройку ИТ-инфраструктуры, унификацию продуктового ряда и ландшафта прикладных систем рассказывает его ИТ-директор.

В 2020 году успешно завершился первый трехлетний стратегический цикл развития банка «Открытие». За год до этого банк вышел из-под санации ЦБ, успешно провел объединение с Бинбанком, решил вопрос с проблемными активами и перестроил бизнес-модель. ИТ-блок активно занимался перестройкой ИТ-инфраструктуры, унификацией продуктового ряда и ландшафта прикладных систем. Стояла задача удовлетворения базовых потребностей бизнеса - создания кредитных конвейеров, систем аналитической поддержки, систем управления отношениями с клиентами в рамках всех сегментов (крупный/инвестиционный/private-бизнес, малый/средний бизнес, розничный бизнес). Кроме того, было необходимо снижать стоимости владения ИТ-системами.

Мы попросили CIO банка «Открытие» Сергея Русанова рассказать о том, как 2020 год повлиял на решение этих задач, и о дальнейших планах кредитной организации.

Говоря о роли ИT в банковской сфере, вы сказали, что «в онлайн должны быть вынесены все типовые операции, которые клиентам приходится выполнять ежедневно». Было ли это реализовано к 2020 году?

Первый год пандемии был последним в нашей стратегии 2018–2020 годов, и мы многое успели. Хотя спад экономической активности в стране внес коррективы как в бизнес-процессы, так и в финансовые показатели.

В начале 2020 года работники банка ушли на удаленную работу. Пришлось пойти на незапланированные инвестиции, вплоть до покупки компьютеров для сотрудников. Работникам банка надо было привыкнуть к новому формату работы. Серьезно возросла нагрузка на информационные системы банка: в семь-восемь раз вырос трафик, увеличилась клиентская активность. Охват наших клиентов дистанционным банкингом моментально вырос с 50% до 75%.

В «доковидный» период считалось, что достичь показателя 80% для удаленной работы клиентов с банком – очень хороший результат. Сейчас мы легко к нему приблизились. Количество сервисов увеличилось, их качество улучшилось, потому что мы обязаны были обеспечить комфортные для клиентов условия общения с банком. Клиенты ощутили все преимущества удаленной работы. Сегодня все ординарные массовые операции переведены в удаленные каналы, и, думаю, обратного движения уже не будет.

Так что нельзя оценивать 2020 год однозначно. Вызовов было много, но они привели к позитивной динамике в организации современных дистанционных способов работы.

Все сферы экономики искали спасение от пандемии в ИT-сфере. И от того, насколько цифровизация была развита в компании, зависело, получится ли эффективно организовать ее деятельность в условиях эпидемических ограничений. Как банк «Открытие» пережил 2020 год?

Термину «цифровизация» уже больше десяти лет. Более того, уже в девяностые годы прошлого века в банковской сфере был термин «electronic data processing», что само по себе говорит о глубине проникновения «цифры» в банковский бизнес. Все банки уже давно «цифровые».

Впрочем, есть нюансы. Сейчас термин «цифровизация» во многом связан не с электронной обработкой данных на стороне банка, а именно c распространением мобильных устройств у физических лиц – т.е. банковские транзакции уже при «рождении» имеют цифровой вид. Банк «Открытие» смешанного типа – мы имеем высокую долю розничных клиентов. Для розницы мы должны обеспечить прием и обработку потоков стандартных транзакций. Сейчас охват мобильными устройствами, развитие телекома и прикладных вычислений из высшей математики (финансовое моделирование, искусственный интеллект и т.п.) создало цифровую инфраструктуру банковских операций – логичное продолжение тенденций, давно существующих в банковской сфере. Поэтому для клиентов изменения произошли лишь в способе и канале формирования исходных документов, они как пользовались удаленным банкингом, так и продолжают им пользоваться в немного измененном виде и с большим охватом. Самому банку пришлось вывести значительное число внутренних процессов вовне – для обеспечения возможности работы из дома.

Часть финансовых операций в принципе нельзя вывести за стены банка. Например, торговля финансовыми инструментами не может осуществляться из дома, а надежность многих систем не может поддерживаться удаленно – требуется физическое присутствие специалиста у оборудования. В части клиентских операций нам пришлось расширять способы взаимодействия с клиентами, регулируемые законом, (открытие клиентского досье, или счета). Законодательство далеко не молниеносно реагирует на изменения внешних факторов. В результате мы как и другие банки начали решать эти проблемы сами, сообща, на свой страх и риск

Происходит роботизация и автоматизация банковской сферы. Значит ли это, что человек будет вытеснен из бизнес-процессов, по крайней мере в области финансов?

Тренд на роботизацию начался, по моим подсчетам, пять-семь лет назад с появления платформ, которые позволили наконец роботизировать рутинный труд за компьютером – оказалось, что именно он легче всего роботизируется. Как только появились инструменты, позволившие запустить процессы роботизации, а искусственный интеллект вышел за стены лабораторий и университетов и превратился в утилитарный процесс, это стало возможным.

Многие люди занимались довольно однообразной работой – сбор данных, оформление их в каком-то ином порядке и вывод для дальнейшей обработки или передачи в другое подразделение в виде отчетов и т. д. Они искренне думали, что делают важное и незаменимое дело. Но, в отличие от автоматизации, внедрение которой требует изменения многих связанных процессов, роботизацию оказалось реализовать достаточно просто – платформе достаточно имитировать рутинные действия человека.

Программа-робот не требует зарплаты, не совершает ошибок, свойственных человеку, и делает рутинную работу в сотни, если не тысячи раз быстрее, так что эффект налицо. И мы видим, как роботизация и автоматизация бизнеса освобождает людей от рутинных процессов.

Другое дело – творческая работа, основанная на анализе многих данных, связанная с рождением идей. Никакой чат-бот не сможет полностью заменить человека и ответить на неожиданное обращение или неординарную точку зрения клиента. Человеческий разум может быть не такой быстрый, как компьютерный мозг, но он всегда будет высшей материей.

Мы в «Открытии» идем по пути выведения рутинной работы в автоматический или роботизированный режим, но сохраняем весь креатив, особенно в отношении клиентских сервисов. Прежде всего потому, что именно в креативном подходе мы видим свое конкурентное преимущество. Только он может выделить наш банк из других и заставить клиентов стать нашими амбассадорами. Это большая ценность с точки зрения развития банка и более дорогая с точки зрения реализации. Это лучшие люди на рынке, дорогие специалисты, но они умеют придумывают новые цифровые продукты и добавлять бизнес-ценность.

Нам повезло, что мы живем в эту эпоху. Участвовать в процессах цифровой трансформации очень интересно и впечатляюще. Банковский бизнес характеризуется тем, что новые продукты для клиентов, изменения в существующих сервисах, улучшения в обслуживании должны появляться постоянно, в идеале – ежедневно. Наш клиент помолодел. Он стал технически грамотным. Ему нравится получать сервис немедленно, здесь и сейчас. Ему нравятся все эти новые «фишки». А значит, тот, кто оправдает ожидания клиента, тот и победит. Банк «Открытие» всегда стремился следовать этой стратегии.

Многие компании в прошлом году получили толчок из-за пандемии и свернули с привычного направления развития. Что можно сказать об ИТ в банковской сфере? Какими они будут?

Сегодня мы вплотную подошли к топ-5 российских банков по главным бизнес-показателям, и это ответственное положение. Конкурировать с крупнейшими сложно, прежде всего из-за их возможностей инвестировать в информационные технологии, развитие продуктов, в персонал, который сейчас на нагретом рынке и поэтому дорог.

Что мы делаем? Переводим разработку продуктов внутрь банка, перестаем заказывать ее на стороне – это экономнее при том же качестве и лучшем управлении. Ищем и находим на рынке особую касту специалистов – «цифровые таланты». Как бы это ни расстраивало подразделения по управлению персоналом, есть люди, которым приходится уделять больше внимания для привлечения и удержания.

На первом стратегическом цикле, о котором я говорил в начале нашей беседы, мы привели банк в порядок с точки зрения процессов, ИТ-ландшафтов, инфраструктуры и т.д. Теперь нужно их тонко настроить под современные требования.

На втором этапе, который только что стартовал, мы обратим внимание на внутреннюю эффективность. Пандемия, как мощный фактор внешнего воздействия, внесла коррективы в наши планы. Да, финансовых результатов мы добились неплохих, но размеры банка, его расходы все еще немного превышают запланированные значения. Теперь надо повышать внутреннюю эффективность бизнеса. Над рентабельностью капитала мы и будем работать в ближайшие три года.

Нам есть куда расти в предложении новых продуктов, форматировании розничного бизнеса, переходе его из инвест-стадии в стадию увеличения прибыли. Благодаря автоматизации мы повышаем эффективность внутренних процессов производства и поддержки и снижаем расходы. Такова задача рывка, заложенного в новой трехлетней стратегии банка.

Если все пойдет по плану, то уже довольно скоро мы существенно повысим свою инвестиционную привлекательность, чем планируем порадовать своих акционеров.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 04/2021], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021