Дистанционное образование не уйдет. Вместо этого оно станет лучше

Логотип компании
Дистанционное образование не уйдет. Вместо этого оно станет лучше
Дистанционное образование продолжает совершенствоваться. Первый образовательно-просветительский хаб для студентов и школьников, который еще в апреле тестировало Российское общество «Знание», успешно зарекомендовал себя и теперь работает на постоянной основе.

Суть проекта заключается в том, что ученики из регионов России смогут приходить в аудитории хаба «Москва – Ярославская область», расположенные по месту их жительства, и вместе участвовать в лекциях ведущих образовательных заведений страны.

Презентация проекта состоялась в Москве 21 сентября. Проект Российского общества «Знание» реализован на базе решений Cisco для образовательной сферы при поддержке системного интегратора CTI, золотого партнера Cisco в России.

Обучение — процесс двусторонний, он не может состояться только на основе лекций, которые студент молча слушает, сидя перед монитором. Именно из-за этого часто ругают дистанционное образование. В хабе такого непродуктивного обучения удастся избежать, потому что слушатели смогут активно взаимодействовать с преподавателем, общаться, задавать вопросы, работать вместе и даже «выходить к доске» и отвечать перед всем классом. Таким образом дистанционное образование даст опыт, схожий с традиционными формами обучения.

«Новый образовательно-просветительский хаб стирает границы и расширяет возможности школьников и студентов, желающих получить качественное образование, — рассказывает Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco в России. — Будущее цифровой трансформации находится в руках молодых людей, которые уже используют новейшие технологии для получения знаний, востребованных в современном мире. Виртуальное пространство мысли и творчества, созданное при поддержке Cisco, послужит стартовой площадкой для талантливых учащихся, которые смогут стать квалифицированными специалистами в разных сферах».

В основе построенной системы для гибридного обучения лежит платформа удаленного взаимодействия Cisco Webex. Аудитории оснащены оборудованием для аудио- и видеосвязи.

Новый проект назван «Москва — Ярославская область», так как его участниками стали Ярославский государственный технический университет, лицей № 86 в Ярославле и школа № 12 города Рыбинска Ярославской области.

Сам себе оператор

Любое инновационное решение бессмысленно без системного интегратора, для Cisco таким партнером стала компания CTI. Интегратор на рынке уже 19 лет и имеет за плечами больше 30 тысяч реализованных проектов — опыт значительный. В рамках проекта «Образовательно-просветительский хаб Российского общества «Знание» компания CTI оснастила и внедрила решения Cisco на четырех площадках. Две из них оборудованы в качестве источников трансляции, где присутствуют преподаватели. Две другие представляют собой удаленные аудитории с учениками и обеспечивают обратную аудио- и видеосвязь. Масштабирование проекта предусматривает различные варианты оснащения аудиторий в зависимости от формата площадок и целей, стоящих перед ними.

Любой вуз может проводить свои лекции на оборудованной точке трансляции. Ведущие отечественные преподаватели читают лекции и взаимодействуют со студентами, находящимися в аудиториях-приемниках. Как только слушатель хочет что-то спросить, камера автоматически выводит его лицо на большой экран, все его видят. «Основой является принцип совместной работы. С помощью такого технического решения учащиеся реже отвлекаются, их включенность не меньше, чем в обычном классе. Создается уникальная ситуация: студенты находятся в дистанционной среде, но при этом общаются и между собой, и с лектором, что создает эффект живого присутствия. Оборудование образовательно–просветительского хаба технологичное и инновационное, но при этом интуитивно понятное и простое в управлении», — говорит Любовь Духанина, заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российского общества «Знание».

Находящиеся на площадках хаба преподаватели и слушатели становятся участниками единой интерактивной образовательной среды. Решения Cisco позволяют делиться данными, взаимодействовать в группах и организовывать опросы, вместе рисовать, редактировать документы и обсуждать результаты проделанной работы.

«Для нас проект интересен как с точки зрения внедрения самых передовых технологий, так и в плане социальной значимости, — говорит Денис Волянский, генеральный директор CTI. — Так, мы инвестируем в развитие российского образования, в наше общее будущее. В текущем, быстро меняющемся мире требуются высокопрофессиональные кадры, которые знают и умеют использовать самые современные технологии общения и коммуникаций в своей работе».

Технологии все больше начинают проникать в систему образования. Learning Hub решает целый спектр задач. Что касается технической части, то среди возможностей — понятный и доступный способ планирования и подключения к обучающему онлайн-мероприятию, не требующий дополнительных знаний в сфере видеоконференций. Нет необходимости привлекать сторонних технических специалистов для проведения трансляций. Сервис доступен из любого места, в любое время, с любого устройства. Тысяча человек может подключиться к лекции или конференции, делиться контентом, общаться в чате, поднимать руку, голосовать, заполнять опросники, вместе работать над документами.

Дистанционное образование не уйдет. Вместо этого оно станет лучше. Рис. 1

На пресс-конференции наглядно показали, в чем заключается сложность проведения лекций в режиме онлайн. Представьте, что преподаватель передвигается вдоль доски, поворачивается, пишет что-то, удаляется в угол зала. Это обычное поведение живого человека. Сидя за партами, мы, как правило, не замечали этого. Если же лекция снимается на видео, то обычно двумя способами. Либо преподаватель снимает сам себя, и тогда весь час должен держать перед собой телефон ровно, а, соответственно, писать на доске у него уже не получится, либо пользуется услугами операторов. Причем зачастую требуется нанимать не одного, а двух-трех операторов, чтобы один держал в кадре человека, второй - доску, а третий следил за общим планом.

Всех этих сложностей удалось избежать за счет средств автоматизации: камера сама следит за перемещающимся объектом и показывает крупным планом активного выступающего. Лектор может рисовать на интерактивной доске или передавать на нее контент со своего ноутбука.

«Сегодня наиболее эффективным является построение и использование экосистемы сервисов, — комментирует Денис Волянский, — поэтому в реализации совместного с Cisco проекта мы придерживались гибридной архитектуры, которая объединяет облачные и on-premise решения. Это позволило минимизировать объем инфраструктуры и затрат, а также предоставить доступ к новому функционалу и самым актуальным версиям программ. Кроме того, за счет внедрения современных аудио-, видео- и интерактивных технологий, проект позволяет увеличить эффективность обучения и рабочих процессов, повысить продуктивность дискуссий, а также упростить коммуникации между удаленными филиалами, студентами и преподавателями со всего мира».

Самый большой класс в мире

На протяжении многих лет Cisco активно занимается поддержкой российского образования, и не только в сфере информационных технологий. Сама история этой компании началась в университетском кампусе Стенфорда. Студенческая пара не могла общаться — электронные письма не доходили из корпуса в корпус, потому что здания были подключены к разным локальным сетям, работающим на разных протоколах. Тогда они разработали мультипротокольный роутер, ставший прадедушкой устройств, на основе которых сейчас работает практически весь мировой Интернет. «Мы — мост от человеческих желаний к возможностям, которые у нас есть», — говорит Дмитрий Разумовский, руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России и СНГ и объясняет, что компания является самым большим классом в мире, потому что некоммерческая образовательная программа стала одной из опор этого моста. Студенты из 180 стран мира освоили новые знания с помощью 11 800 академий Cisco.

«Эта программа стартовала еще в 1997 году. За два десятилетия нам удалось разработать огромное портфолио курсов, которые использовались для подготовки не одного поколения ИТ-специалистов», — добавляет Дмитрий. Особое преимущество курсов в том, что обучение проходит не по продуктовой линейке, оно вендоронезависимо.

Технологии помогают сделать обучение по-настоящему инклюзивным, то есть доступным каждому человеку, независимо от его места жительства, физических и социальных возможностей. Цифровое и образовательное неравенство нарастает. Образовательные платформы стремятся преодолеть это неравенство. Проработка аппаратно-программных платформ началась давно, около 6–7 лет назад. Но до пандемии вузы не имели стимула трансформировать образовательные процессы. Локдаун продемонстрировал, что преподаватели не были готовы к внезапной перемене. Возникало множество сложностей, в том числе технического характера.

Как учителю, который вместо класса видит перед собой тридцать крошечных окошек в программе, удержать внимание аудитории? Как сделать так, чтобы дети слушали, а не просматривали соцсети? Нужно защищенное решение, способное поддерживать многопользовательское подключение, работающее без сбоев и дающее цифровые возможности для внутриклассного общения. Такие технологические платформы для совместной работы, как Cisco Webex, позволяют избежать ситуаций, когда урок ограничивается монотонными выступлениями, не предполагающими обратной связи.

Объединенный опыт

Хотя сейчас студенты и школьники уже вернулись за парты, уже накоплен начальный опыт дистанционного обучения. Правильнее будет не игнорировать этот опыт, а объединить две системы, сохранив баланс между офлайном и онлайном. Будущее за гибридной формой как обучения, так и работы. Ученики смогут выбирать курсы или даже учиться сразу в нескольких вузах, формируя релевантную для себя программу.

Пока многие недовольны дистанционным образованием. Возможно, вы среди них, но нужно помнить, что мы видим лишь первые шаги. Никто не готовил преподавателей к этому процессу, никто не адаптировал материал для изложения в режиме онлайн. «Нельзя сказать, что все школьные учителя оказались не готовы к этой ситуации. У нас уже был опыт дистанционной работы с особенными детьми, но ковид поставил перед нами все-таки другую задачу. Понадобилось работать с массами, а не с единицами. Это принципиально иная дидактика. Нам нужно выработать новые педагогические решения», — отметила Любовь Духанина.

Опубликовано 05.10.2021

Похожие статьи