DesignOps: новые стандарты управления

Логотип компании
DesignOps: новые стандарты управления
Чтобы справиться с потоком и сохранить консистентность, необходимо грамотно выстроить процессы, автоматизировать разработку, настроить шаблоны и прописать понятные для команды регламенты.

В современном мире количество каналов маркетинговых коммуникаций и дизайн-поддержка продуктов растет с огромной скоростью: появление новых платформ; активные изменения в текущей разработке продуктов или создание новых; омниканальность, А/Б-тестирования, локализации на разные рынки, персонализация рекламных предложений — вот лишь небольшой список факторов, способствующих этому росту.

Скорость разработки и требования к визуальным коммуникациям за последние пять лет также сильно изменились, и это сильно повлияло на индустрию.

Ответом на такой вызов стали переосмысление процессов и методов разработки дизайна, новые индустриальные стандарты и правила, по аналогии с DevOps (Development & Operations) в ИТ-индустрии — методологии автоматизации технологических процессов сборки, настройки и развертывания программного обеспечения, которая зародилась в 2000-х, вместе с широким распространением Agile и бурным развитием ИТ-отрасли.

Вслед за этими тенденциями, дизайн как дисциплина также получает все большую значимость и толчок в развитии: создаются отраслевые инициативы и регламенты, обновляется ландшафт используемого ПО и онлайн-сервисов.

За последние годы крупнейшие технологические компании вложили значительные средства в эту область и проложили путь другим организациям и проектным сообществам для более активных исследований.

DesOps, DesignOps или Design Operations — собирательный термин для определения методов управления, выстраивания внутренних процессов и создания условий для слаженной и эффективной работы дизайн-команды, во многом схожий с культурой DevOps

DesignOps выходит за рамки классических представлений и компетенций дизайн-команды во главе с арт-директором и менеджером. Это совокупность методологий, процессов и практик, позволяющих не только выстроить процессы в креативных индустриях но и сделать их более эффективными.

DesignOps, как система управления, прошла путь развития от фокусировки на создании дизайн-материалов до управления целой экосистемой визуального дизайна, компонентов и виджетов, автоматизаций и интеграций, визуализации маркетинговых материалов, брендинга и визуального языка корпорации. Методы DesignOps позволяют поддерживать согласованность при создании дизайн-активов и обеспечивают согласованность в рамках организации или портфеля продуктов.

В последние годы нагрузка на дизайн-специалистов резко увеличилась. Если раньше рекламная кампания могла состоять из мастер-макета и адаптации на 4–5 форматов для outdoor, то сегодня в рамках одной рекламной кампании могут быть реализованы более 50 адаптаций мастер-макета на различные каналы коммуникаций, с учетом А/Б-тестирований и анимированных версий.

Чтобы справиться с потоком и сохранить консистентность, необходимо грамотно выстроить процессы, автоматизировать разработку, настроить шаблоны и прописать понятные для команды регламенты. Это позволит сократить рутинные операции, уберет лишнюю бюрократию и высвободит время для более ответственных, творческих задач.

Три измерения DesignOps

DesignOps: новые стандарты управления. Рис. 1

DesignOps — это не только используемые инструменты или технологии, не только автоматизация и перманентное развитие процессов. Это, скорее, определение культуры через улучшение методов работы; качественное взаимодействие между проектными группами, поддержание и развитие этих методов. Условно, методологию можно поделить на три измерения:

Культура

DesignOps регламентирует социальное поведение, нормы, принципы и коммуникации. Определяет фреймы взаимодействия и сохраняет и накапливает лучшие практики.

Экосистема

Обеспечивает необходимую инфраструктуру для функционирования и гибкой трансформации. Выстраивает процессы, обеспечивает поддержание культуры, сохраняет опыт и обратную связь.

Процессы

Последовательность взаимозависимых и связанных процедур, которые состоят из рабочих процессов и обратной связи.

Эти измерения взаимосвязаны между собой, и чтобы выстроить эффективную схему работы, необходимо объединить процессы в информационную систему. Такой внутренний ИТ-продукт можно создавать самостоятельно, что потребует отдельной команды разработчиков, много времени и инвестиций. Но есть и более гибкий вариант. Можно интегрировать разные сервисы в единый технологический стек. В таком подходе внедрение будет происходить гораздо быстрее, а функционал можно расширять поэтапно по мере необходимости.

ИТ-инфраструктура

Сегодня существует масса онлайн-сервисов, которые можно синхронизировать между собой в единую систему управления. Какой стек сервисов выбрать для выстраивания DesignOps? Тут все зависит от количества людей в команде, трафика, типов задач и основных метрик, на которые вы ориентируетесь в ежедневной работе.

DesignOps стремится к тому, чтобы команда работала в единой экосистеме, с одинаковым набором инструментов. Это предотвращает проблемы несовместимости версий и форматов, которые могут серьезно повлиять на производительность.

Давайте рассмотрим несколько примеров сервисов, которые помогут выстроить DesignOps в вашей команде:

  • Базы данных и онлайн-документы. Базы данных для DesignOps — это ключевой сервис для отслеживания метрик: трафик, типизация задач, длительность разработки, коммуникации, отчеты, формы обратной связи, частота запросов — все это помогает видеть полную картину в динамике, анализировать данные и принимать верные стратегические решения. Сервисы: Notion, Airtable, Coda

  • Проектный менеджмент и коммуникации. Здесь может быть любой таск-трекер. Важно, чтобы команде было удобно в нем взаимодействовать. Сервисы: Basecamp, Monday, ClickUp

  • Интеграции и автоматизация. Интеграции позволяют связать онлайн-сервисы между собой, автоматизировать шаблонные сценарии, избавить коллег от лишней рутины и собрать дополнительные данные для последующего анализа. Сервисы: Zapier, Make, Unito

  • Облачное хранилище. В DesignOps все файлы должны быть разложены по полочкам, с четкой иерархией, согласно логике внутренних процессов и удобным доступом 24/7 с любого устройства. Сервисы: Dropbox, Яндекс.Диск, Google Drive

  • Чаты Быстрые коммуникации ускоряют все процессы Сервисы: Slack, Telegram

Ключевым отличием сервисов, представленных в следующих трех блоках, является удобная совместная работа в режиме реального времени. Выстраивание рабочего процесса на этих принципах позволяет добиться синергетического эффекта в разработке дизайна, ускоряет онбординг новичков в процессы и проекты, и как результат — влияет на качество и эффективность работы.

  • Дизайн. Совместная работа в режиме реального времени, динамические компоненты, ориентация на диджитал-пространство и отображение элементов для разработчиков, автоматизация, возможность комментирования результатов и построение современных дизайн-систем возможно реализовать только в современных инструментах Сервисы: Figma, InVision Studio

  • Брейншторминг. В поспандемийном мире, когда многие остались на удаленке, онлайн-пространство, в котором можно собраться командой и организовать стратегическую сессию, брейншторм или совместный поиск идей для нового продукта, становится особенно ценным. Сервисы: Miro, FigJam

  • Презентации. Хорошие презентации очень важны для современных бизнес-процессов. А возможность подготовить файл совместно и презентовать асинхронно открывает новые возможности и делает процесс более эффективным. Сервисы: Pitch, Loom

Это лишь небольшая доля онлайн-сервисов, которая поможет вам настроить DesignOps. Необходимый набор сервисов и инструментов для построения DesignOps должен быть подчинен бизнес-требованиям и логике внутренних процессов. Универсальные решения найти сложно, и в этой ситуации лучше иметь более гибкий подход, который позволит быстрее внедрять изменения в систему.

Команда DesignOps

DesignOps занимается всем, кроме дизайна. Это отдельный юнит, роль которого заключается в том, чтобы обеспечивать стратегическое управление и защитить время и свободное пространство сотрудников проектной команды: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов, исследователей и т.п., что позволяет каждому сосредоточиться на своем ремесле. Такой фокус на задачах приносит пользу и проектным менеджерам, которые могут вырваться из повседневной суеты, чтобы сконцентрироваться на долгосрочном развитии проектов, а творческим специалистам – на развитии своих навыков.

С практической точки зрения, команды DesignOps помогают повысить эффективность бизнеса в масштабе, но что важнее, они помогают улучшить концентрацию и моральный дух сотрудников, внедрить дизайн как часть ДНК компании и наладить кросс-функциональные отношения между департаментами.

Развитие компетенций DesignOps в вашей команде может начаться с одного человека и постепенно, по мере развития, вырасти в полноценный юнит, для оперативного масштабирования.


Практика доказала что за последние несколько лет множество крупных компаний опробовали роль и успешно внедрили DesignOps в свои процессы: от технологических компаний, таких как Mailchimp, Airbnb, Twitter, Lyft и LinkedIn, до более традиционных финансовых компаний, включая Wells Fargo, Capital One, JP. Morgan, Visa и многие другие.





Опубликовано 27.07.2022

Похожие статьи