Отраслевые облачные платформы

Логотип компании
Отраслевые облачные платформы
Почему некоторые российские компании по-прежнему не спешат переносить инфраструктуру в облако? Где всё-таки безопаснее хранить данные – в облаке или на собственном сервере?

Развитие облачных сервисов держится в числе ключевых ИТ-трендов вот уже несколько лет. По прогнозам Gartner, к 2027 году использовать облачные платформы для развития бизнеса будет больше половины компаний.

Согласно последним исследованиям, в России спрос на облачные решения также растёт. 37% компаний планируют нарастить объём облачного потребления до конца 2023 года.

Означает ли это, что формат on-premise постепенно уходит в прошлое? И если да, то почему некоторые российские компании по-прежнему не спешат переносить инфраструктуру в облако? Где всё-таки безопаснее хранить данные – в облаке или на собственном сервере? Давайте разбираться вместе.

Облака «наши» и «их»: чья модель лучше?

Между практикой использования облаков на Западе и в России есть существенные различия. Большинство западных облачных провайдеров, в том числе гиганты Microsoft Azure, Google Cloud, Amazon Web Services, развивают у себя модель multi-tenant. Она идеально подходит для решений, которые компаниям-клиентам тяжело развернуть на собственных серверах.

Вместо этого вендоры и облачные провайдеры совместно разворачивают одну большую платформу. Клиент может прийти на неё в любой момент и «арендовать» именно те функции и именно в том объёме, который ему нужен под его текущие задачи. Это чем-то напоминает аренду офиса в многоэтажном здании с открытой планировкой: просто скажите застройщику, какую площадь с каким оформлением вы хотите, и вы получите её буквально на следующий день, причём со всей необходимой «начинкой» вплоть до брендированных кружек с логотипом компании.

Тяжёлые системы класса ERP, CRM, а также многие решения по управлению данными или НСИ наиболее эффективно работают именно по такой модели. Это выгодно не только клиенту, но и вендору, которому проще и дешевле поддерживать одну большую и мощную установку, чем несколько десятков (а то и сотен) мелких. Клиент же, помимо почти мгновенного доступа к необходимым системам, получает возможность в любой момент добавить или отключить нужную опцию.

В России такая модель пока не развита. Наши компании, как правило, предпочитают арендовать у провайдера серверные мощности и развёртывать на них решения самостоятельно или с помощью вендора. Если продолжать аналогию с арендой жилья, то это уже не многоэтажный дом, а скорее отдельный участок земли с выкопанной ямой под фундамент. Строить здание на этой территории предстоит самому заказчику. Это займёт время, зато даст возможность сделать всё в соответствии со своими индивидуальными потребностями.

Преимущества облачных платформ для бизнеса

Делегируя провайдеру все вопросы, связанные с техобслуживанием, бизнес минимизирует затраты на аппаратные ресурсы и команду техподдержки. Но у работы с облачной платформой есть и другие плюсы.

·      Непрерывность бизнес-процессов за счёт горячего резервирования. Если сервер, группа серверов или даже целый ЦОД, на котором работает приложение, выйдет из строя, то задачи автоматически распределятся по другим серверам и бизнес-критичные системы будут работать без сбоев. Это очень эффективная, но довольно сложная и дорогостоящая технология. Компаниям, особенно не очень крупным, реализовать её намного труднее, чем облачному провайдеру.

·      Простое и быстрое масштабирование. Считается, что к 2025 году мировой объём данных вырастет почти в 3 раза и составит более 180 зеттабайт. Постоянное увеличение объёмов данных, с которыми работает компания, повышает и требования к различным функциям: данных становится больше, а обрабатывать их нужно за то же время или даже быстрее. Компании сталкиваются с необходимостью масштабирования. В случае решения on-prem она вынуждена делать это либо полностью самостоятельно, либо с привлечением внешних специалистов, но всё равно на своей территории. Облачный же провайдер берёт эту задачу на себя. Его клиент получает дополнительные мощности практически сразу, причём само масштабирование проходит незаметно и не сказывается на процессах самой компании.

·      Больше возможностей для удалённой работы. Подключиться к облачной платформе можно в любое время из любой точки страны. Для этого не нужно использовать vpn, как если бы мы подключались удалённо к корпоративному серверу. Это повышает гибкость компании, облегчает ей поиск и найм сотрудников и выход в новые регионы.

Скажите, а это безопасно?

Защита корпоративных данных – задача чрезвычайной важности, поэтому при выборе облачного провайдера стоит придерживаться принципа «доверяй, но проверяй». Обязательно обратите внимание на то, как организована безопасность на уровне протоколов компании, в дата-центре и на уровне законодательства.

У надёжного провайдера обязательно должна быть лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации, а также лицензия ФСБ на криптографию. Именно ФСТЭК и ФСБ устанавливают технические требования по безопасности, а также проверяют соблюдение этих требований провайдерами. Такая лицензия позволяет провайдеру построить защищенное облако или помочь другой компании организовать защищенную инфраструктуру.

Проверьте, есть ли у облачного провайдера сертификаты соответствия требованиям уровня безопасности. Например, государственные информационные системы можно разворачивать только в облаках аттестованных провайдеров. Если провайдер проходит периодические аудиты и международные сертификации систем безопасности, это тоже является признаком защищённого дата-центра.

Помимо аттестатов и сертификатов соответствия, надёжный провайдер должен предъявить вам сертификаты ISO/IEC 27001 и ISO/IEC 20000. Первый устанавливает требования к физическим мерам безопасности: системам видеонаблюдения, контролю уровня доступа к оборудованию, охране и т.д. Второй подтверждает, что у провайдера достаточно высокий уровень менеджмента услуг в информационных технологиях. Стандарты ISO регулируют политику безопасности, контроль над квалификацией сотрудников, системы мониторинга, регулярности внутренних аудитов. А компании из финансового сектора обязательно должны попросить провайдера подтвердить соответствие требованиям ГОСТ Р 57580. Это стандарт безопасности Центробанка, с 2018 года обязательный для всех кредитных и некредитных финансовых организаций.

Читайте также
Уже в 2023 году около 46% строительных компаний считали цифровизацию приоритетным направлением развития. С 1 июля 2024 года государство обязало девелоперов использовать BIM-модели для проектирования и строительства жилых объектов, а значит таких компаний станет еще больше. У ставших на путь цифровизации компаний есть два основных варианта: разработать собственное IT-решение или воспользоваться готовым продуктом. О плюсах и минусах каждого подхода рассказывает сооснователь цифровой платформы для управления строительством Pragmacore Кирилл Поляков.

И, конечно же, обращайте внимание на то, где именно располагаются сервера провайдера, на которых будут храниться ваши данные: на территории РФ или нет. В первом случае можно не опасаться, что вы внезапно лишитесь к ним доступа, как произошло у многих компаний в 2022 году.

Но, конечно же, главным звеном в обеспечении информационной безопасности остаются люди. У облачных провайдеров гораздо больше возможностей нанять себе первоклассных специалистов, чем у небольших компаний. Но если вы по-прежнему опасаетесь за безопасность чувствительных данных, но при этом хотите воспользоваться преимуществами облаков, компромиссом для вас может стать гибридный формат. Такая модель позволяет хранить критические данные на внутренних мощностях, а другие, не столь чувствительные, – в облаке провайдера.

Так что же дальше?

Постоянное развитие облачных решений постепенно приводит к тому, что самые сложные, мощные и затратные с точки зрения аппаратных ресурсов решения будут всё больше перебираться в облака. Фактически каждая отраслевая платформа будет представлять собой одну большую установку, к которой будут подключаться пользователи, чтобы воспользоваться теми или иными её возможностями.

Такой формат выгоден не только клиенту, но и вендору. Клиент не только экономит на аппаратных ресурсах и техподдержке, но и получает возможность регулировать доступный ему набор функций. Любую из опций платформы можно будет подключить на нужное время: интеграционный механизм – для выполнения миграции данных, блок Data Quality – чтобы поработать с их качеством и т.д. Это не только расширяет спектр доступных решений, но и упрощает их тестирование. А для вендора это означает экономию сил: вместо нескольких десятков, а то и сотен небольших установок (которые надо ещё и «подружить» с другими системами компаний-клиентов) он сопровождает и развивает одну основную. Кроме того, работая с облачным провайдером, вендор использует одну определённую, наиболее стабильную и надёжную конфигурацию ПО.

Конечно, всё это подталкивает компании к постепенному отказу от собственных ЦОДов, вендоров – к развитию решений multi-tenant, а облачных провайдеров – к максимальному соответствию высоким требованиям безопасности и ожиданиям клиентов. Думаю, что постепенное развитие отраслевых платформ в российских облаках останется в числе ключевых трендов на ближайшие несколько лет.

 

 

Опубликовано 01.03.2023

Похожие статьи