Павел Гуральник: Время объединяться

Логотип компании
Относительно того, как развивать ИТ-сферу после ухода западных вендоров, высказывалось множество разных мнений. Одно из них — компаниям-поставщикам необходимо кооперироваться для того, чтобы клиент получал эффективные ИТ-инструменты, интегрирующиеся друг с другом, а рынок продолжал развиваться.

Этой точки зрения придерживается и Павел Гуральник, генеральный директор компании ISPsystem. О решениях, созданных с учетом этой парадигмы, и будущем ИТ в России он рассказал в интервью нашему изданию.

Какие тенденции и изменения вы наблюдаете на отечественном рынке ИТ в целом? Как за последнее время трансформировались вендоры и заказчики? Какие новые возможности и вызовы встали перед ними?

Первой реакцией рынка была оперативная адаптация к внезапным изменениям, то есть некий антикризисный менеджмент. Заказчики пытались понять, что происходит с вендорами и решениями, которыми они прежде пользовались, а вендоры следили, как меняется ландшафт рынка. Во второй половине 2022 года, когда ситуация более-менее стабилизировалась, вендоры и заказчики стали сообща планировать дальнейшие действия. Диалог идет в первую очередь о конкретных программах импортозамещения и дальнейшей цифровизации, о развитии как заказчиков, так и вендоров в новых условиях. У обеих сторон изменился подход — он стал более комплексным. Помимо решения насущных задач, обсуждаются планы на ближайшие три-пять лет и далее. Вендоры планируют развивать свои продукты и технологии не только самостоятельно, но и в кооперации с другими игроками рынка. Все участники ведут очень живой и конструктивный диалог. Вот это я бы и назвал первым заметным изменением последнего времени на рынке ИТ и одновременно одной из важнейших его тенденций.

Многие представители ИТ-сферы отмечают, что сейчас все более актуальными становятся платформенные решения и экосистемы. Вы согласны с таким мнением? Как можете его прокомментировать?

Да, безусловно. Крайне редко перед организациями — потребителями технологий стоят локальные задачи. Как правило, они решают большие бизнес-задачи. Это требует множества инструментов и технологий в контуре заказчика. А экосистемный подход позволяет увязывать их между собой так, чтобы они совместно эффективно справлялись с поставленными задачами. Причем это касается не только ПО — есть еще и аппаратная часть.

Также отмечу, что под экосистемой сейчас понимают не только софтверные и программно-аппаратные решения, но и набор сервисов, которые могут быть предоставлены заказчикам. Это помощь в том, чтобы описать бизнес-задачи и возможные варианты их решения, а также подобрать оптимальный набор инструментов из числа доступных. Другими словами, это консалтинг, аналитика от интеграторов или сторонних ИТ-специалистов.

Если же говорить об экосистеме в плане инструментария, то и здесь заметны изменения. Игроки рынка больше настроены на интеграцию друг с другом. Цель — расширение продуктовых линеек и запуск новых продуктов. К слову, это также и одна из приоритетных целей внутреннего развития вендоров.

То есть, если подытожить, вендоры стали смотреть на решения задач бизнеса более широко.

Какие секторы и рынки представляют наибольший интерес для российских ИТ-компаний в контексте импортозамещения и развития отечественных технологий?

Не стану говорить за других — все-таки у разных производителей заметно различаются стратегии, продукты и целевая аудитория. Что же касается нас, то, поскольку наш профиль — инфраструктурные решения, мы ориентируемся на госкомпании, на объекты критической инфраструктуры. Ведь они больше остальных заинтересованы в импортозамещении и инновациях.

Сектор малого и среднего бизнеса пока не столь активен. Это не значит, что данные компании не заинтересованы в новых решениях. Просто у них пока больше времени, чтобы определиться со своим дальнейшим цифровым развитием.

Где бизнес может найти средства для финансирования импортозамещения? И как ИТ-руководители, на ваш взгляд, могут обосновать, настолько высоки расходы?

Вряд ли тут есть универсальное решение. Тем более что нынешняя ситуация была во многом неожиданной. Хотя, конечно, попытки просчитать риски были. Например, программа импортозамещения появилась задолго до последних событий.

Я полагаю, что разумно будет каждой компании смотреть на эффективность своих систем, опираться на аналитику и метрики и, исходя из этого, принимать взвешенные решения о замене той или иной системы. А когда будет ясно, в какую сторону двигаться, они могут добиться дополнительного финансирования от ИЦК и ЦКР — эти институты выделяют бюджеты не только на импортозамещение, но и на внедрение новых продуктов, на инновации. Это снимает с заказчиков необходимость чем-то жертвовать ради того, чтобы «вписаться в бюджет».

Как изменились в последние годы меры поддержки со стороны государства для производителей отечественного ПО? Какое влияние они оказывают на деятельность игроков на рынке ИТ?

Нынешние меры поддержки совершенно точно беспрецедентны. Они эффективны. Уверен, без них не было бы создано некоторое количество решений. Но пока сложно говорить о том, достаточны существующие меры или нет. Очевидно, что у разных игроков рынка будут разные оценки.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Мы, как ИТ-компания, пользуемся большим количеством преференций, не связанных напрямую с финансированием. Например, нам компенсируют часть маркетинговых затрат. Но мы на данный момент сознательно не ищем каких-то финансовых вливаний, грантов со стороны государства — наши коммерческие продукты достаточно востребованы на рынке.

Небольшие компании, представители среднего бизнеса могут позволить себе ваши решения?

Да, они вполне доступны. Наша компания ISPsystem до того, как войти в ГК «Астра», специализировалась именно на секторе малого и среднего бизнеса. Сейчас наш основной заказчик — крупные игроки, госсектор, но принципы ценообразования остались прежними: мы оцениваем объемы внутренней инфраструктуры заказчика, если они небольшие, то и цена будет невысокой.

А что изменилось в компании после вступления в состав ГК «Астра»? Какое влияние это оказало на бизнес?

Во-первых, существенно расширились возможности экосистемы наших решений. Мы и прежде разрабатывали экосистему продуктов, но после вхождения в ГК «Астра» значительно развили ее, усилили интеграцию продуктов между собой. Теперь мы подходим к заказчику комплексно: смотрим шире, видим больше вариантов применения наших решений и предлагаем клиенту подходящую конфигурацию.

Во-вторых, ГК «Астра» предлагает услуги консалтинга, благодаря которым можно подобрать оптимальный для заказчика набор решений как из продуктов ГК, так и других вендоров и поставщиков.

Наконец, у ГК «Астра» колоссальная экспертиза. Обмен знаниями и опытом наших сотрудников и групп специалистов ГК «Астра» был очень полезен всем его участникам.

Можете рассказать об экосистеме ISPsystem? Какие решения она включает и как они взаимодействуют между собой?

Наша экосистема — это три основных продукта для управления ИТ-инфраструктурой, от «железа» до облаков. Первый продукт, который работает на нижнем уровне, — это DCImanager, платформа управления ИТ-оборудованием, всем, что связано с аппаратной частью функционирования инфраструктуры. Мониторинг, управление, превентивное реагирование на инциденты, автоматизация работы инженеров, удаленный и распределенный доступ — DCImanager все это обеспечивает.

Второй продукт — VMmanager, который работает с виртуальными ресурсами.

И третий продукт — BILLmanager. Он относится скорее к бизнес-приложениям. Он, скажем так, оркестрирует всю инфраструктуру, являясь единой точкой доступа к инфраструктуре и оркестрации к ее ресурсам, физическим и виртуальным. Плюс управление мультивендорным облаком.

Давайте поговорим об этих продуктах подробнее. Расскажите, что предлагает платформа DCImanager для управления оборудованием? Какие преимущества она предоставляет вашим заказчикам?

Это мультивендорная платформа управления инфраструктурой - стойками, серверами, коммутаторами, ПДУ, ИБП и пр. Она позволяет управлять оборудованием разных вендоров через единое окно осуществлять мониторинг, удаленное управление, обеспечивать доступ к оборудованию, подготовку к эксплуатации, а также вести его учет и дальнейшее сопровождение.

Это уникальный продукт. Есть западные аналоги, но они в массе своей моновендорные. Условно говоря, производитель предлагает оборудование и софт к нему. Мы же изначально придерживались концепции мультивендорности, чтобы сократить для заказчика количество используемых инструментов и понизить порог входа для инженеров, чья работа становится в значительной мере более оптимизированной и автоматизированной.

Расскажите о ваших инфраструктурных решениях, например о платформе VMmanager.

Это платформа серверной виртуализации, аналог решения ушедшего с российского рынка VMware. Наш продукт решает все классические задачи в сфере серверной виртуализации. Но, помимо этого, мы дополнили платформу собственными разработками. В частности, логикой работы с сетями.

Ключевая особенность VMmanager в том, что платформа сразу интегрируется с нашими решениями и решениями ГК «Астра». Так, вместе с DCImanager она дает инструмент проактивной высокой доступности: можно следить за инфраструктурой на уровне «железа» и в случае каких-то рисков автоматически или по согласованию сопровождающих инженеров переносить виртуальную инфраструктуру в безопасные кластеры. Таким образом бизнес-приложения и сервисы продолжат функционировать, даже если аппаратный узел, прежде связанный с ними, перестанет работать.

Что вы можете сказать о BILLmanager?

Этот продукт объединяет платформы виртуализации, которые есть у заказчика, связанные с ними услуги и позволяет вести учет в различных схемах: по выделенному объему, по статистике потребления и другими способами. При этом являясь единым окном для управления ими и всей инфраструктурой. BILLmanager помогает контролировать эффективность всех инфраструктурных элементов.

Читайте также
Кадровый электронный документооборот — это современный способ организации работы с кадровыми документами. У многих организаций возникают трудности: какую систему внедрять и как сделать ее использование эффективным. В статье рассмотрим топ-5 самых распространенных вопросов, которые чаще всего мешают действовать.

Наш продукт позволяет во многом автоматизировать процесс предоставления и учета виртуальных и физических ресурсов. Неавтоматизированный процесс выделения ресурсов требует слаженного взаимодействия нескольких подразделений: проектной команды, технической поддержки, администраторов виртуальных и физических ресурсов. От заявки до возможности использовать запрошенные ресурсы нередко проходит от нескольких дней до нескольких недель. Такая длительность связана с необходимостью дополнительных согласований, проверки наличия ресурсов в пулах ресурсов, после чего происходит развертывание и настройка в порядке очереди и с учетом занятости администраторов. BILLmanager позволяет сократить сроки предоставления ресурсов в разы: сотрудник через личный кабинет оформляет заказ, BILLmanager через интеграцию передает команду в систему виртуализации, запрошенная конфигурация автоматически разворачивается, пользователь получает все необходимые данные для использования запрошенных ресурсов. На всё это продукту в связке с системой виртуализации требуется несколько минут. Пока за кадром остается процесс согласования, однако и этот аспект мы в обозримой перспективе автоматизируем.

Какие еще продукты есть у ISPsystem?

Кроме перечисленных решений, у нас есть DNSmanager и IPmanager. Это полноценные продукты. Как и другие наши решения, они могут использоваться как отдельно для локальных задач, так и в качестве элемента экосистемы. Но это, скажем так, продукты небольшие, поэтому обычно они включаются в другие наши решения как модули.

Как компания планирует развиваться в ближайшей перспективе?

Есть несколько основных векторов развития.

У нас за 20 лет существования компании набралась большая клиентская база. Эти компании растут, развиваются. А мы активно пользуемся обратной связью, чтобы наши продукты соответствовали запросам заказчиков.

Еще одно важное направление развития — импортозамещение. В данном вопросе мы тоже поддерживаем контакты с нашими клиентами, узнаем, какими продуктами они пользовались ранее, какой функционал для них критичен. Исходя их этих знаний, мы планируем развитие и доработку наших продуктов, чтобы они смогли без потерь заместить решения ушедших вендоров.

И третий вектор нашего развития — это инновационные продукты. Мы внимательно изучаем, какие барьеры для развития есть у наших заказчиков, и думаем над тем, как наши решения в будущем могли бы эти барьеры устранить. Разумеется, мы смотрим, какие решения в этом плане предлагает рынок, учитываем опыт других компаний. Мы не стремимся получить какую-то выгоду от подобных продуктов прямо сейчас, а делаем это с прицелом на будущее, надеемся получить результат через год или несколько лет.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отечественного ИТ-рынка? И каким вы видите будущее ISPsystem на нем?

Как я уже говорил, мы присутствуем на рынке уже 20 лет. В своем сегменте занимаем позицию лидера — по разным оценкам, наша доля составляет от 70 до 76%. Сейчас (в том числе и благодаря объединению с ГК «Астра») мы выходим на новые сегменты рынка и рассчитываем добиться успеха и там. Наша цель — стать лидирующей экосистемой инфраструктурных продуктов на российском рынке.

Что касается перспектив развития самого рынка, оно невозможно без дальнейшего выхода на рынок международный. Сейчас мы оторваны от него, но внутренней конкуренции достаточно для развития российских компаний и продуктов. Думаю, через три-пять лет российский рынок окончательно стабилизируется, определятся лидеры во всех областях, и вот тогда для дальнейшего развития нам понадобится выход на новый уровень — уровень международной конкуренции, с новыми вызовами и новыми стимулами развития.

Есть достаточно устойчивая тенденция к поглощению гигантами рынка маленьких компаний. Как вам кажется, будет ли это продолжаться в новых условиях? И можно ли считать объединение небольших игроков в группы компаний своеобразной защитой от поглощения?

Слияние и поглощение — это безусловно устойчивый тренд, причем глобальный. Объединение небольших компаний мне не кажется защитой. Хотя бы потому, что на нашем рынке есть гиганты, от которых, если уж они обратили внимание на компанию, никак не уйти. Смысл объединения я вижу в технологической и бизнес-синергии: выход на новые рынки, получение новой экспертизы, совместное развитие комплексных продуктов. И вот этот тренд, естественно, продолжится. Я уверен, что именно сейчас лучшее время для кооперации, пусть даже и без объединения компаний — достаточно создания совместных решений. Если мы не будем так или иначе взаимодействовать, не будем вместе решать задачи клиентов, мы окажемся попросту неэффективны.

Многие представители российской ИТ-сферы неоднократно высказывались о том, что импортозамещенные решения «хуже и дороже». Вы согласны с такой пессимистичной оценкой? Или все-таки отечественные решения могут обеспечить тот же уровень сервиса, который предоставляли западные вендоры?

Я убежден, что наши компании могут не только быть на одном уровне с западными, но и превосходить их.

Что же касается удорожания решений, это зависит от их зрелости. Но в любом случае, даже если сейчас какие-то продукты дороги, рыночные отношения способствуют тому, что в перспективе заказчик будет получать их по оптимальной цене. Конкуренция не позволит убить клиентоцентричность, даже если рынок останется закрытым, — это основа рыночной экономики.

Проблемы могут возникнуть, только если у услуги или продукта будет лишь один поставщик. Но к подавляющему большинству решений это все-таки не относится.

Опубликовано 01.06.2023

Похожие статьи