Роботизация в автоматизации процессов: плюсы, минусы, целесообразность

Логотип компании
Роботизация в автоматизации процессов: плюсы, минусы, целесообразность
На сегодняшний день многие вендоры BPM-систем за рубежом и в России разработали собственные RPA-системы. Мы в свое время поступили так же, и в этой статье я расскажу, какие у продукта есть преимущества и недостатки.

Тема роботизации программных продуктов класса RPA в последние несколько лет была крайне популярна. Это преподносилось как будущее автоматизации, а иногда высказывались странные тезисы про замену роботизацией классических инструментов автоматизации бизнеса. Как и в любом хайповом вопросе, здесь было выпущено много материалов маркетингового характера, в том числе по теме неоднократно высказывался и я.

По прошествии лет мы накопили практику и можем высказываться более предметно опираясь на реализованные проекты, множество конференций и понимание выгоды и реальной практики использования продуктов. 

Что такое роботизация и чем она отличается от автоматизации

Роботизацию и автоматизацию нередко путают. Автоматизация - термин более общий, и он предполагает перекладывание работы на плечи машин.

В отличие от классической автоматизации роботизация выполняет работу автоматизации, исключительно представляя себя в роли человека: робот – это, по сути, автоматизированный сотрудник, который в случае систем класса RPA орудует не на уровне низкоуровневых протоколов, API или чего-то еще, а в первую очередь использует виртуальную клавиатуру и мышь.

Какие задачи решаются при помощи роботизации

Роботизация способна выполнять множество задач:

  • перенос данных из системы в систему;

  • проверка информации на корректность;

  • формирование отчетов;

  • работа с таблицами;

  • заполнение экранных форм; 

и тому подобное. При этом она заменяет человека, который занимался этой задачей ранее, полностью эмулируя его деятельность. Для внешних систем робот воспринимается как живой оператор, а не еще одна система.

Это удобно, потому что рутинная повторяющаяся работа снимается с плеч человека, а робот делает эту работу быстрее, не страдая и не совершая обусловленных человеческим фактором ошибок.

Для бизнеса это тоже хорошо: снижаются затраты на выполнение рутинных операций, возникает меньше ошибок, а люди заняты не скучными примитивными задачами, а делают что-то реально полезное. Кроме того, настраивать таких роботов обычно кратно дешевле, чем разрабатывать классическую автоматизацию, так как в случае RPA мы не программируем алгоритмы, а занимаемся обучением робота.

Недостатки технологии роботизации

У технологии объективно множество недостатков и сложностей. Робот ведет себя гораздо хуже при повышении сложности задач — он начинает ошибаться, его сложнее настраивать, это становится дорого, но это не самое главное ограничение.

Главное ограничение технологии — масштаб проектов. Мы экономим 2, 5, 10 FTE (full-time equivalent), то есть можем освободить от этой ненужной монотонной работы от 2 до 10 человек — и это речь о достаточно больших компаниях, потому что в мелких компаниях невозможно высвободить больше 1-2 FTE.

С учетом низкой стабильности решений и их не самой низкой стоимости это же время и ресурсы часто целесообразно отдать более стандартным инструментам автоматизации и получить гораздо больший результат на единицу затраченных усилий. Если проекты внедрения ERP, CRM, Service Desk, документооборота, бизнес-процессов автоматизации, всевозможных чат-ботов и искусственного интеллекта позволяют значительно поднять метрики бизнеса, то роботизация – это абсолютно временное явление, чаще с целью мелкой экономии либо тестирования гипотез.

В ряде случаев это действительно целесообразно. Однажды у нас был заказчик, с которым мы делали временные решения на роботах - нужно было создать решение, которое будет выполнять взаимодействие с регулятором в соответствии с новым законом. При этом удобных интерфейсов регулятор не предоставил, и бизнесу приходилось обременять сотрудников ручной работой по переносу данных. После реализации проекта заказчик ждал, когда со стороны государства будет реализован нормальный интерфейс, чтобы можно было построить классическую автоматизацию и убрать временное решение на роботах. Однако эти роботы работают до сих пор уже много лет спустя.

По сути, в противном случае заказчику пришлось бы занять большое количество людей, которые бы на постоянной основе просто переносили данные из системы в систему, потому что изменилось законодательство и возникла необходимость рапортовать в государственную систему без возможности это адекватно автоматизировать.

Но это редкий кейс, в котором использование роботов действительно оправдано — он показателен в первую очередь как референс, как пример удачного использования роботов для автоматизации процессов.

Во многих других бизнесах таких задач попросту не бывает, и люди тратят время и силы на автоматизацию роботами, реализуя проекты с сомнительными перспективами получения результатов и улучшения метрик бизнеса.

Резюме

Использование роботов в автоматизации процессов может быть оправдано, и тому есть отличные примеры. Но чаще сегодняшняя практика говорит, что реальный выхлоп от таких проектов относительно невелик, и роботов стоит использовать только тогда, когда другие инструменты по тем или иным причинам не подходят. Основное внимание IT-подразделения и общий вектор цифровой трансформации лучше сконцентрировать на классической автоматизации.

Опубликовано 15.08.2023

Похожие статьи