Цифровой Breakpoint

Логотип компании
Цифровой Breakpoint
ИТ-отрасль, пожалуй, как никакая другая, по своей сути глобализирована. В аутсайдерах окажется тот, кто сочтет возможным «оторвать» от глобальной ИТ-отрасли свой локальный кусок и развивать его самостоятельно.

Уверен, многие читатели помнят курс физики средней школы. Возьмем, например, термодинамику: известно, как рост механической энергии приводит к росту тепловой (или трансформации в тепловую), которая, в свою очередь, увеличивает механическую. Или же электродинамика: рост магнитной энергии приводит к росту электрической и обратно. Причем все эти превращения происходят в условиях закона сохранения самой этой энергии.

Эти явления в физике вызывают ассоциации с тем, что происходит в наше время в российской ИТ-отрасли. Ее состояние вряд ли можно сейчас назвать состоянием поступательного или равномерного развития, скорее оно похоже на график синусоиды с меняющейся амплитудой, а это значит, что если ближайшие перспективы вполне понятны и прогнозируемы, то уже чуть более долгосрочное развитие прогнозировать, пожалуй, вряд ли возможно хоть с какой-то определенностью.

В наше время значимая динамика изменений в ИТ-отрасли (опять же, если проводить параллель с физикой) происходит из-за определенных внешних для отрасли воздействий, масштаб и вектор которых трудно прогнозировать на перспективу. Ну а если, как известно, в таких условиях подобные внешние воздействия рано или поздно будут сведены к минимуму или примут принципиально иной характер, то риск отрасли приобрести  броуновское направление в своем развитии и зависнуть в точке бифуркации становится значительным.

Возможно, всё так, согласится читатель, задавая резонный вопрос: что дальше делать, как это понимание применить? Универсального ответа нет, здесь каждый решает для себя сам. Но, прежде чем решать, следует приостановиться, осознать происходящее, ведь если этого не делать, оставаясь в непрогнозируемом потоке активного движения, то рано или поздно придется ответить себе на вопросы: «где я нахожусь?» или «кем я стал?». И тогда ответы на них могут быть отнюдь не самыми удовлетворительными.

Дать единую общую характеристику или оценку ИТ в современной России вряд ли можно целостно и с достаточной полнотой, так как уж чересчур много критериев, факторов, направлений, показателей, которые для этого необходимо охватить. Но некоторые, актуальные и определяющие, стоит выделить. Именно такой подход к оценке и даст каждому свою совокупную картину в условиях долгосрочной прогнозной неопределенности.

Импортозамещение

Сегодня это одна из ключевых задач почти любого руководителя на любом уровне в ИТ и не только. За несколько последних десятилетий развития отрасли она стала глобально интегрированной в мировую ИТ-отрасль и зависимой от ведущих мировых лидеров. При этом доля РФ в товарно-денежных оборотах зарубежных ИТ-поставщиков составляет лишь единицы процентов, и очевидно, что рынок России не является для ушедших с него с 2022 года 188 зарубежных ИТ-компаний перспективным.

За эти десятилетия наша страна явилась поставщиком глобальных ИТ-решений в единичных случаях, при этом, как известно, подобные решения достаточно быстро перестали позиционироваться как российские. Разрабатывать цифровые продукты и технологии в России недешево, рентабельность их производства с отдачей только с локального рынка в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Тем не менее для замещения зарубежных цифровых продуктов на отечественные выделяется значительное количество ресурсов, не только финансовых, но и административных.

К чему в результате приходит отрасль? Легко заменяемые продукты почти уже все заменили отечественными, но их далеко не подавляющее количество в общем объеме. Западные технологии использовать нельзя, но разработка отечественных аналогов убыточна. А это значит, что рано или поздно, скорее тогда, когда суверенитет отрасли перестанет доминировать над дефицитным бюджетом, те средства, которые вкладываются в разработку фактически убыточных отечественных аналогов, перестанут выделяться. Или же другая ситуация: зарубежные технологии использовать нельзя, но существующие аналоги гораздо хуже, поэтому иностранные технологии продолжают использоваться, но не впрямую, а обходными путями. А это уже никак не про технологический суверенитет.

Но нельзя сказать, что импортозамещение не работает. Оно происходит колоссальными темпами, если сравнивать с предыдущими периодами. Импортозамещение повышает роль и статус ИТ-отрасли, создает новые рабочие места и в целом развивает отечественную ИТ-отрасль. Будет ли оно в дальнейшем эффективно, смогут ли создаваемые отечественные продукты и технологии быть конкурентными, не приведет ли оно к глобальному технологическому отставанию? Вопросы открыты.

Цифровая трансформация

Цифровая трансформация в России как устойчивый тренд возникла, пожалуй, еще до активной фазы импортозамещения. Нельзя сказать, что ранее ее не было, но отсутствовал явный акцент и приоритизация «цифры» на всех уровнях — от президента до руководителей малого бизнеса, что в последние годы дало очередной значительный толчок развитию ИТ в стране.

За трансформацию «в цифру» взялись почти все, вопросы цифровизации стало и актуально, и модно обсуждать на совещаниях практически любого уровня. Были сформированы огромные бюджеты, наняты люди, писались долгосрочные программы развития и т. д. Очевидно, что в проектах и программах цифровой трансформации задействовались передовые, инновационные и перспективные цифровые продукты, так как основной смысл в цифровой трансформации в целом — инвестиционный, а это означает, что бюджетодержатели готовы инвестировать отнюдь не в слабые и рисковые, а в те технологии, которые с высокой вероятностью будут инвестиционно привлекательными. С активной же фазой импортозамещения значительная доля бюджетов компаний на цифровую трансформацию, ранее ориентированных на перспективные и инновационные продукты, пошла на импортозамещение.

Удаленная работа и миграция

Это мировой глобальный тренд, главной движущей силой которого явился коронавирус. Россия здесь полностью идет в ногу со всем миром. Компании научились работать эффективно в условиях физического отсутствия своих сотрудников в офисах, получая от этого еще и очевидные финансовые выгоды. Глобализация в удаленной работе позволяет работать фактически из любой точки, это также способствовало оттоку значительного количества квалифицированных ИТ-специалистов за пределы не только своего региона, но и страны. И это специалисты с одними из самых высоких доходов. То есть, получая заработную плату в РФ, ее тратят за ее пределами, она работает, таким образом, на другие экономики.

По данным Минцифры, только за 2022 год из РФ уехало порядка 100 000 ИТ-специалистов. На государственном уровне стали создаваться механизмы защиты и преференций для ИТ-специалистов и отечественных ИТ-компаний, многие крупные предприятия создали собственные ИТ-компании, в штат которых формально перевели сотрудников ИТ.

Основными причинами, по которым ИТ-специалисты не уезжают работать за пределы РФ, называют незнание иностранного языка (24%) и невозможность оставить пожилых родственников (26%), при этом потенциал оттока (желающих), по опросам habr, превышает 40% ИТ-специалистов, а учитывая, что в России общее количество айтишников составляет около 1,7 млн человек, перспективы, даже при увеличении количества мест на ИТ в учебных заведениях, не самые радужные для отрасли.

Кадры и образование

Еще несколько лет назад российская ИТ-отрасль испытывала кадровый голод, но уже в 2023 году показатель количества вакансий в соотношении с количеством соискателей стал уменьшаться в сравнении с 2022-м. По формальным признакам это похоже на сокращение дефицита ИТ-специалистов. Ключевое слово здесь — «похоже».

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

В большинстве опросов ИТ-руководителей проблемой № 1 они называют недостаток квалифицированных ИТ-специалистов. Ключевое здесь — «квалифицированных». Именно квалифицированные кадры — первые, кто при появлении такой возможности уезжает из страны. И хотя рост заработных плат в ИТ в РФ в последние годы один из самых значительных (по данным Минцифры, только за 2023 год он составил 15–20%), тем не менее он все еще не сопоставим с доходами специалистов сравнимых квалификаций за рубежом.

Объективно за последние годы значительно выросло количество студентов и выпускников ИТ-направлений вузов, как, собственно, и количество ИТ-направлений в образовании. Значительное количество работников перешло в ИТ из других сфер. Так, количество программистов за последний год в России выросло на 15%. Однако проблему кадрового голода в ИТ это не решает. Чтобы стать квалифицированным специалистом в ИТ, нужно не три-пять лет, а много больше. Кроме того, квалификация выше у тех, кто постоянно соприкасается с глобальными технологиями, чья доля в России уменьшается.

Развитие отечественной ИТ-отрасли

В последние годы на государственном уровне принято множество мер, стимулирующих развитие отечественных ИТ-компаний: налоговые льготы, освобождение от проверок, гранты, льготное кредитование и т. д. Безусловно, для ряда компаний это стало весомым подспорьем: снижение, например, налоговой нагрузки позволило вкладывать средства в развитие или в ФОТ, гранты помогли привлекать более дешевые деньги. Но выросли ли российские ИТ-компании? Увеличили ли они долю на глобальном рынке ИТ или только долю на внутреннем рынке в результате потребностей в импортозамещении или уходе зарубежных ИТ-компаний с российского рынка? В результате принимаемых мер стали ли их продукты и услуги более качественными или доступными для потребителя? Куда или во что в конечном счете пошли финансовые средства, полученные ИТ-компаниями от принимаемых на государственном уровне мер? Пусть на эти вопросы каждый ответит сам.

Неменьшее количество мер государственной поддержки принято в последние годы в отношении работников ИТ-индустрии: отсрочки от армии, льготная ипотека, выгодное кредитование и др. Конечно, принимаемые меры и полезны отрасли, и радуют ее работников. Вопрос, остающийся открытым, — сопоставимы ли преимущества и выгоды от совокупности принимаемых мер с теми, которые получает ИТ-специалист, уезжая работать в другие страны?

Подводя краткий итог, можно сказать, что ИТ-отрасль, пожалуй, как никакая другая, по своей сути глобализирована. Это технологии, компании, кадры, знания, глобальный опыт. В аутсайдерах окажется тот, кто сочтет возможным «оторвать» от глобальной ИТ-отрасли свой локальный кусок и развивать его самостоятельно. В сегодняшних реалиях более перспективно и прогрессивно развивать отечественные ИТ хоть и в частичном, но симбиозе с дружественными странами и компаниями.

Опубликовано 30.10.2023

Похожие статьи