Инхаус или аутсорс? Вечный вопрос

Логотип компании
Инхаус или аутсорс? Вечный вопрос

Иллюстрация: Malquerida Studio/Shutterstock.com

На отечественном рынке сохраняется баланс между инхаус- и заказной разработкой, и события последних двух лет практически не отразились на соотношении этих направлений по востребованности у клиентов.

При этом цель разработки как таковой изменилась: во главе угла находится замещение зарубежных продуктов российскими. И действия бизнеса на пути к этой цели стали более систематизированными за два года. Так, если в 2022-м приходилось экстренно замещать западные продукты один за другим, то в 2023 году в обычную практику вошла постановка долгосрочных целей импортозамещения.

Решая для себя, как получить необходимое импортозамещенное ПО, компании выбирают между тремя основными сценариями:

  • найти на российском рынке готовые продукты;
  • самим начать срочную разработку замещающих решений;
  • найти отечественное решение, которое не полностью соответствует выстроенным бизнес-процессам, но подходит для доработки.

Выбор того или иного сценария часто зависит от того, в какой отрасли работает компания, от исторически сложившихся в этой отрасли традиций разработки.

Диджитализированные отрасли: аутсорс и инхаус чередуются

Банковский и финансовый сектор, а также, например, телеком всегда были на острие в области диджитализации и активно вкладывались в развитие своих ИТ-систем. В ситуации необходимости импортозмещения они быстро адаптировались и либо уже закрыли основные инфраструктурные вопросы, либо пришли к пониманию, как это сделать без особых проблем.

Сейчас такие компании ставят себе новые цели развития, в том числе связанные с экспансией в новые регионы. Как следствие, на рынке четко прослеживается увеличение запросов от крупных клиентов на разработку проектов для осуществления деятельности, которая не является для них основной.

На этом этапе заказчики, как правило, ищут аутсорс-подрядчиков. Типичная картина выглядит таким образом. Компания тестирует гипотезы и с точки зрения бизнеса решает, какой продукт ей нужно вывести на рынок, защищает бюджеты. Пока новый продукт находится на стадии первичной разработки и начального внедрения на рынок, заказчику легче вложиться в рамочный контракт с аутсорсером. Если решение не взлетело — контракт заканчивается. Если оно оказалось успешным, то, как правило, дальнейшая разработка переводится в инхаус.

Дальнейшее чередование двух подходов обусловливается управленческими решениями. Допустим, компания несколько лет работала с подрядчиками на аутсорсе, но накопилась критическая масса проблем, и было принято решение перевести разработку в инхаус. Еще через несколько лет появилась критическая масса сложностей с инхаусом, и компания возвратилась к работе с подрядчиками. Случается, что смена походов происходит в связи с кадровыми изменениями.

Бывает и компромиссный вариант: внутри компании заказчика формируются компетенции по управлению новым решением, доля инхауса увеличивается, но и аутсорс-подрядчику, если он устраивает клиента, остается часть работы по контракту.

Отрасли на стадии становления: преимущественно инхаус

Самая динамически развивающаяся отрасль в России — e-commerce. Ее специфика в том, что это онлайн-отрасль, где просто необходимо работать с большими данными, огромным количеством товаров, платежей и т. д. К тому же e-commerce — отрасль новая, она начала стремительно развиваться только с 2020 года, и здесь еще нет единых правил ведения разработки.

Именно потому что сформированных и устоявшихся подходов к процессам разработки в e-commerce пока нет, крупные игроки этой отрасли выбирают в основном инхаус. Каждый крупный участник e-commerce в своем развитии идет собственным путем, соответственно, хочет самостоятельно управлять процессом разработки и сохранять все наработанные компетенции у себя.

Можно предположить, что как только e-commerce встанет на определенные, единые для всех игроков этой отрасли рельсы развития, здесь начнут применяться те же подходы, что и в других высокотехнологичных отраслях.

Как быть с рисками потерять компетенции

Рискует ли компания, отдавая разработку на аутсорс, зависит от организации ее работы. Когда бизнес-процессы уже выстроены, вполне можно делегировать аутсорс-подрядчику разработку важных сервисов и программного обеспечения, которые потом интегрируются в общее пространство. Компании не боятся потерять компетенции, если они закрыты процессами, внутренними контурами, юридическими договорами.

Но есть и другие компании, где вопрос сохранения компетенций стоит остро. Это касается отраслей или отдельных организаций, только начинающих диджитализацию. В целом, чем меньше сам бизнес или его опыт диджитализации, тем больше он переживает за сохранение своих компетенций, и это совершенно обоснованно. Известны случаи, когда аутсорс-подрядчики поступали с такими клиентами крайне недобросовестно.

С другой стороны, вырастить ИТ-компетенции внутри, не прибегая к помощи аутсорсера, порой очень сложно. Например, сразу встает вопрос: как небольшой, недиджитализированной компании нанять хорошего ИТ-специалиста на проект?

Как заказчику выиграть кадровую конкуренцию

На рынке труда бизнес и аутсорс-подрядчики являются прямыми конкурентами за ресурсы. Они могут быть связаны договорами партнерства и в то же время искать одних и тех же специалистов на одних и тех же площадках. Это уникальное явление с точки зрения сотрудничества между отраслями.

Казалось бы, бизнесу достаточно сложно выйти здесь победителем. Джуниорам, например, гораздо интереснее идти на работу в компанию-аутсорсера, где лучше настроена менторская работа по его росту, плотно налажено взаимодействие с ИТ-вузами, есть собственные центры обучения. Бизнес редко занимается вопросами выращивания кадров.

Если же ИТ-специалист дорос до определенного уровня и уже наработал опыт, у него будет гораздо более высокий уровень ожиданий и по зарплате, и, что гораздо важнее, по содержанию и сложности самого проекта. Миддлам и тем более сеньорам, как правило, важнее всего, чтоб проект был для них интересен. И здесь бизнес и аутсорс-подрядчики оказываются на равных позициях. Если раньше на неординарные ИТ-проекты приглашались в основном аутсорсеры, то теперь такие проекты, случается, реализует и сам бизнес.

Однако есть еще один фактор, по которому не каждый бизнес может выиграть у аутсорс-подрядчика борьбу за кадры, — это корпоративная культура. Если бизнес не предлагает разработчикам привычные айтишникам корпоративные ценности, а ИТ-менеджер не находит способов замотивировать свою команду — она долго не просуществует. Нельзя забывать, что 99% ресурсов разработки — это люди, для которых комфортные условия труда очень важны.

Конечно, есть бизнесы, которые отлично выстраивают корпоративную часть для внутренних команд разработки. Именно такие компании показывают ошеломительный результат с инхаусом.

Что выгоднее с точки зрения финансов

Стоимость разработки — важный вопрос при принятии решения со стороны бизнеса. Стоимость эта складывается в основном из размера зарплат разработчиков и налогов. Теоретически, цифры должны быть идентичны у бизнеса и аутсорс-подрядчика. Но на практике это не совсем так.

Большую роль здесь играет наличие у аутсорс-подрядчика ИТ-льготы, что значительно снижает затраты по налогообложению на зарплаты специалистов. Стоимость услуг аккредитованного аутсорс-подрядчика будет интересна для клиента, но в какой именно степени — зависит от того, какую маржинальность хочет получить аутсорс-подрядчик.

Внутренняя разработка будет выгоднее, если у бизнеса есть свое юридическое лицо, аккредитованное как ИТ-компания. Многие заказчики идут этим путем и таким образом снижают свою собственную налоговую нагрузку. Однако здесь приходится отметить, что после 2022 года получить аккредитацию стало значительно сложнее.

***

Таким образом, на вопрос о том, что лучше выбрать — инхаус- или аутсорс-разработку, — нет однозначного ответа. Ни инхаус, ни аутсорс не несут критической массы положительных или отрицательных параметров. Как следствие, оба направления продолжат свое развитие и в России, и на мировом рынке.

Опубликовано 27.02.2024

Похожие статьи