Подходы и технологии для интеграции AIaaS с существующими системами и процессами бизнеса

Логотип компании
Подходы и технологии для интеграции AIaaS с существующими системами и процессами бизнеса

Изображение: ShutterstockAI

Какие подходы можно использовать для адаптации ИИ-решений к изменениям в бизнесе? Какие бизнес-процессы могут больше всего выиграть от интеграции AIaaS? Как оценить готовность ИТ-инфраструктуры компании к интеграции с решениями на основе искусственного интеллекта? Какие основные проблемы возникают при интеграции AIaaS с существующими бизнес-процессами и системами?

AIaaS, или искусственный интеллект как услуга, представляет собой набор возможностей для бизнеса по использованию технологий ИИ. Как правило, подразумевается, что услуги оказываются из облака, если под ними понимать частные, гибридные и публичные облака. Виды оказываемых услуг могут быть различными: ИИ-инфраструктура как сервис, когда мы говорим об аренде вычислительных мощностей; ИИ-платформа как сервис, когда речь идет о решениях MLOps и рабочих местах ИИ-специалистов; ИИ-услуги как сервис, что подразумевает возможность использования API.

Если говорить об ИИ-услугах как сервисе, то обычно речь идет о специализированных ИИ-решениях: компьютерное зрение, распознавание речи и речевая аналитика, перевод, анализ текстов и генеративные модели и сервисы.

ИИ-платформа предполагает возможность разработки собственных моделей и управление их жизненным циклом в облаке, но, вероятно, в будущем появятся и более прикладные ИИ-платформы, объединяющие группы решений под определенные задачи или отрасли.

ИИ-инфраструктура как сервис наиболее востребована заказчиками, которые не хотят инвестировать в собственные мощности из-за их высокой стоимости и энергопотребления.

Сценарий интеграции сAIaaS зависит от типа существующих систем. Если мы говорим о монолитной системе, которую заказчик использует много лет, то она возможна в том объеме, насколько позволяет система и какими интерфейсами для взаимодействия с внешними системами она обладает. Например, если система принимает на вход данные или инструкции в определенном формате, то можно настроить инструменты распознавания речи и генеративные модели таким образом, чтобы необходимая информация формировалась в ответ на общение с человеком на естественном языке. Как вариант, формирование заявки на выдачу канцелярии. В каких-то случаях устранить проблему помогают инструменты RPA, которые решают вопросы интеграции ИИ и монолитных систем через роботизацию.

Если же система построена на основе микросервисов, то, как правило, ее гораздо проще интегрировать, ведь большинство ИИ-сервисов также построено на микросервисной архитектуре.

Когда мы говорим о процессах бизнеса, важно понимать уровень их автоматизации. Это может быть роботизированный, частично автоматизированный или ручной процесс. Интеграция ИИ-услуг как сервисов в ручные процессы может быть реализована в виде предоставления сотрудникам доступа к инструментам генеративного ИИ. Например, при написании этого текста я не использую YandexGPT и GigaChat, но мог бы это делать, что, скорее всего, ускорило бы процесс. Частично автоматизированные процессы имеют узкие места, которые можно было бы закрыть с помощью ИИ. При вводе нового наименования товара или позиции провести расширенный поиск по номенклатуре с целью обнаружить не только очевидные дубли, но и неявные повторения. При интеграции ИИ в роботизированные процессы нужно исходить из того, какие элементы можно заменить более интеллектуальными и повысить общую скорость отработки запроса.

Безопасность данных и соответствие нормативным требованиям при интеграции

В части безопасности данных и соответствия нормативным требованиям при интеграции необходимо следовать рекомендациям облачных провайдеров. Существующие правила при хранении, передаче и обработке данных в облаке, включая защиту данных при хранении, и защищенные каналы передачи информации распространяются в значительной степени на AIaaS. Отдельно можно отметить функционал конфиденциальных вычислений, который позволяет обеспечить безопасность при обработке данных на графических процессорах.

Адаптация ИИ-решений к изменениям в бизнесе

К адаптации ИИ-решений к изменениям в бизнесе можно подойти с разных сторон. С одной стороны, использование систем MLOps позволяет отслеживать качество моделей и при необходимости их переобучать или заменять на новые, более эффективные. С другой —важно сохранить возможность участия человека в принятии решений по изменениям процессов в будущем, то есть искусственный интеллект должен дополнять возможности людей. Особенно актуально это в ходе трансформации бизнеса, которая происходит при появлении новых технологий, бизнес-моделей и подходов к решению задач.

При формировании стратегии ИИ-трансформации бизнеса важно оценивать текущий уровень зрелости, определять цели и задачи, а также формулировать человекоцентричную модель применения ИИ в организации. Все большая роль ИИ должна быть сбалансирована целеполаганием, формируемым людьми. Стоит также отметить набирающую популярность полупродуктов AI — предоставление обученных моделей для встраивания в функциональность предприятия, а также предоставление возможности дообучения собственных моделей предприятия на данных из другой отрасли или направления

Поддержка после внедрения

Поддержка ИИ-решений после их внедрения предполагает распознавание одного типа товара, постоянное его развитие со стороны производителя, в том числе за счет опыта использования, и предоставление расширенной поддержки, которая должна включать рекомендации по развитию функционала систем заказчика с применением возможностей ИИ-решения — например, не только к обработке заявок, но и в целом к документообороту клиента.

Какие бизнес-процессы могут наиболее выиграть от интеграции AIaaS?

Для определения бизнес-процессов, которые могут максимально выиграть от интеграции AIaaS в рамках разработки ИИ-стратегии или отдельно, проводится бизнес-обследование. Собираются возможные кейсы применения ИИ, оценивается наличие и доступность данных, готовность моделей и бизнеса, потенциальный эффект, а затем формируется дорожная карта внедрения ИИ. Наиболее выигрышными, как правило становятся те процессы, где есть значительная экономия или возможность нарастить продажи, при этом имеются данные и модели для решения задачи, а бизнес-подразделения заинтересованы в изменениях. Это могут быть процессы, связанные с взаимодействием с клиентами и со скоростью вывода продуктов на рынок, а также операции с высокой долей ручного труда.

Как оценить готовность ИТ-инфраструктуры компании к интеграции с решениями на основе искусственного интеллекта?

Оценка зрелости компании по управлению данными и внедрению ИИ позволяет оценить не только бизнес-составляющую, но в том числе и определить уровень готовности ИТ-инфраструктуры. Если организация обладает хранилищем данных, в ней выстроены организационная структура и процессы и используются инструменты управления данными, то можно говорить о том, что есть фундамент для развития ИИ. Следующие факторы оценки: наличие ИИ-платформы, которая включала бы в себя типовые рабочие места ИИ-специалистов и конвейер MLOPs. Далее необходимо оценить ИТ-инфраструктуру в этих разрезах, в том числе и непосредственно наличие графических процессоров или возможность доступа к ним в облачной среде. Вся эта информация сводится в единый отчет, что позволяет определить узкие места и запланировать развитие.

Основные вызовы при интеграции AIaaS с существующими бизнес-процессами и системами

Вызовы, с которыми сталкиваются заказчики, в значительной степени зависят от уровня зрелости организации. На начальном этапе с учетом доступности ряда услуг из облака можно говорить о том, что бизнес любого размера может начать свой путь к применению AIaaS уже сейчас. Основным вызовом часто становится готовность и поддержка руководства. По мере насыщения рынка ИИ-решениями постепенно возникает избыточное предложение в определенных областях применения и снижаются возможности по повышению эффективности и производительности труда, становится сложнее найти быстрые одиночные решения, приходится больше думать о внедрении нескольких решений в рамках программы развития ИИ в организации и оценки кумулятивного эффекта. Но пока это растущий рынок, где появление новых технологий и решений опережает во многих случаях возможности по их массовому внедрению. Следует ожидать продолжительного роста ИИ-рынка и расширения сферы его применения в бизнесе разных размеров.

Опубликовано 29.05.2024

Похожие статьи