УправлениеГоссектор

«Система-112»: веселее вместе

Алексей Комов | 15.12.2014

«Система-112»: веселее вместе

Петербург готов делиться своим опытом с другими субъектами РФ и при определенных договоренностях обеспечить совместное применение элементов инфраструктуры «Системы-112
12 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге на территории государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в Стрельне состоялось межрегиональное заседание «Система-112. Опыт регионов». Его организатором выступил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга при поддержке журнала IT-MANAGER. 

В мероприятии приняли участие руководители региональных профильных комитетов и министерств. Повестка включала обсуждение роли государственных органов в управлении техническим и системным проектированием инфраструктуры «Системы-112», а также обмен опытом интеграции системы с другими системами «умного города» (например, системами видеонаблюдения и безопасности). 

img

«Система-112» предназначена для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационной поддержки единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 реализуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы» («Программа-112»). Основным документом, определяющим назначение «Системы-112», является «Положение о системе-112», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958. Согласно данному документу «Система-112» предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

В угоду эффективности

Заседание «Система-112. Опыт регионов» открыл заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации Олег Логунов. Он напомнил собравшимся, что основной задачей развития «Системы-112» является увеличение количества спасенных в различных чрезвычайных ситуациях. «Забота о жизни и здоровье граждан, о сохранности имущества, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности диктуют нам задачи по повышению оперативности реагирования всех служб: пожарных и скорой помощи, спасателей, полиции, аварийной службы, газовой сети, антитеррористических подразделений», — подчеркнул в своем выступлении Олег Логунов. По его оценке, тестовое внедрение единого номера «112» позволило на 25% ускорить реагирование экстренных служб на вызовы граждан и на 9–10% сократить число пострадавших и размер ущерба в результате чрезвычайных ситуаций.

img
Олег Логунов

Для того чтобы последовательно сократить время оперативного реагирования ЭОС и  эффективно вести работу по оказанию помощи пострадавшим, требуется реализовать комплекс мер, включающих создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной структуры, системы приема и обработки вызовов, хранения баз данных, поддержки принятия решения, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов. По словам Олега Логунова, заседание позволяет обсудить опыт регионов, наиболее успешные инициативы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проблемы, связанные с реализацией федеральной целевой программы по созданию системы «112». «Уверен, что обмен опытом по развертыванию этой системы в Северо-Западном регионе будет крайне полезен для всей страны», — резюмировал Олег Логунов.

Объединяя ресурсы и усилия

В докладе, посвященным опыту развития «Системы-112» в Санкт-Петербурге Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов сделал акцент на возможность совместного использования объектов инфраструктуры данного проекта с целью экономии ресурсов, что, по его мнению, будет особенно актуально в 2015 году: в связи с изменением экономической ситуации, запланированные на развитие системы бюджеты будут уменьшены в среднем на 30%.

img
Иван Громов

По словам Ивана Громова, в Санкт-Петербурге накоплен опыт эксплуатации централизованных систем экстренного реагирования в масштабах города с населением несколько миллионов человек. Кроме того, в Петербурге высокий уровень информатизации взаимодействующих ЭОС, имеется общегородская выделенная защищенная сеть телефонии и передачи данных. В 2014 году в Северной столице завершено развертывание основного центра обработки вызовов «Системы-112», на базе которого в настоящее время тестируется система, а в следующем году планируется ввести ее в промышленную эксплуатацию. 
Иван Громов подчеркнул, что Петербург готов делиться своим опытом с другими субъектами РФ и при определенных договоренностях обеспечить совместное применение элементов инфраструктуры «Системы-112». «Мы предлагаем использовать существующую инфраструктуру Санкт-Петербурга в виде вычислительного и телекоммуникационного оборудования, а также информационных систем для реализации «Системы-112» в других регионах, которые могут подключаться ко всем этим ресурсам, и, тем самым, существенно экономить на развертывании системы. По нашей оценке, основной объем затрат при реализации «Системы-112» приходится именно на приобретение необходимого серверного оборудования и телекоммуникационной платформы. Ресурсов инфраструктуры, развернутой в Санкт-Петербурге, с лихвой хватит не только на обеспечение стабильной работы системы в городе, но и на аналогичные нужды других субъектов с меньшим населением. Мы готовы взять на себя блок, связанный с обеспечением телекоммуникационной платформы, блок интеграции узлов оперативных служб и центра обработки вызовов, а также поделиться ресурсами самой информационной системы. В частности, существующий в Петербурге центр обработки вызовов может управлять информационными ресурсами других субъектов страны. Кроме того, Петербург способен взять на себя нагрузку на узел межоператорского соединения со всеми операторами мобильной связи, а также управление центром обработки вызовов единой дежурно-диспетчерской службы», — пояснил Иван Громов.  

Первый заместитель начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Владимир Бирючков отметил в своем докладе, что планируемое в 2015 году сокращение бюджета во всех сферах и связанные с этим задержки в развертывании «Системы-112» в разных регионах страны, которые проявляются уже сейчас, вынуждают искать новые оптимальные способы реализации этого проекта. Он напомнил, что в 2014 году МЧС приняла решение о сокращении финансирования и изменении порядка выделения субсидий для реализации данного проекта. Согласно новому порядку, строить и реконструировать здания, необходимые для реализации «Системы-112», субъекты РФ должны за свой счет, тогда как нужное оборудование должно приобретаться в рамках федерального финансирования проекта. «Поэтому МЧС также заинтересована в том, чтобы обеспечить регионам совместное использование создаваемой инфраструктуры в той части, где это возможно. Это, помимо прочего, будет способствовать упрощению обслуживания системы», — считает Владимир Бирючков.  

img
Владимир Бирючков

В свою очередь директор Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Автоматическая телефонная станция Смольного» (СПб ГУП «АТС Смольного») Феликс Касаткин рассказал о роли предприятия в развитии «Системы-112». По его словам, она заключается в предоставлении ресурсов сети ведомственной связи, которую предприятие развивает в городе в интересах органов исполнительной власти как ее оператор. «Весь информационный обмен в рамках «Системы-112» и в части телефонии, и в части передачи данных осуществляется на базе нашей сети. Также СПб ГУП «АТС Смольного» отведена роль системного интегратора в рамках реализации системы в Санкт-Петербурге», — подчеркнул Феликс Касаткин. 

img
Феликс Касаткин

Он также рассказал о технических особенностях реализации проекта и подтвердил, что использованные в городе решения могут эффективно применяться и в других субъектах. Но при этом отметил, что для совместной эксплуатации инфраструктуры пока что отсутствует правовая база, определяющая и регулирующая подобного рода взаимодействие.

Сдержанный оптимизм

Участники заседания позитивно отреагировали на предложение петербургских коллег. В частности, председатель Комитета по информатизации и связи Ленинградской области Андрей Шорников отметил, что его ведомство занимается осуществлением «Системы-112» с 2013 года. «Проект мы реализуем по классической схеме, применяемой и в других регионах. Однако наша система только развивается, мы создаем пилотную зону, и поэтому нам крайне важен и полезен опыт коллег из других регионов», — пояснил Андрей Шорников. 

img
Андрей Шорников

Заместитель министра развития информационного общества Калужской области Андрей Проскурнин рассказал, что при реализации проекта в регионе ставка была сделана именно на максимальной экономии бюджетных средств. «В конце года мы намерены завершить испытания системы, а с января 2015-го перевести ее в режим промышленной эксплуатации. В ходе реализации системы мы выбирали интегратора на аукционе, в результате первоначальные планируемые затраты на реализацию инфраструктуры удалось снизить вдвое», — поделился опытом Андрей Проскурнин. 

По его словам, сэкономленные средства было решено потратить на резервный центр обработки вызовов, который будет введен эксплуатацию в следующем году, поэтому потребность в использовании инфраструктурных ресурсов из других регионов для Калужской области не столь актуальна, однако сама идея совместной эксплуатации отдельных элементов системы представляется ему очень здравой.

img
Андрей Проскурнин

Участники дискуссии отметили, что некоторые регионы уже успели получить средства на создание инфраструктуры «Системы-112» и для них вопрос совместного использования ресурсов именно для развертывания системы не столь актуален. Но при этом такая модель применима для резервирования тех или иных ресурсов в регионе — например, для резервирования центра обработки вызовов. Технических проблем на пути осуществления такой модели нет, поскольку большинство регионов применяет похожий набор совместимых между собой решений. В частности, при выполнении проекта в различных субъектах РФ в качестве поставщика элементов инфраструктуры принимает активное участие российский производитель ИКТ-решений НТЦ «Протей».

Однако на пути реализации предложенной Санкт-Петербургом модели есть сугубо юридические препятствия. Участники заседания пришли к выводу, что регионам необходимо объединить усилия и инициировать создание нормативно-правовой базы правовой платформы, которая делала бы схемы взаимодействия в рамках совместного использования ресурсов легитимными.
  

Телекоммуникации

Фоторепортаж: «Система 112. Опыт регионов»

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021