«Система-112»: веселее вместе

Логотип компании
«Система-112»: веселее вместе
Петербург готов делиться своим опытом с другими субъектами РФ и при определенных договоренностях обеспечить совместное применение элементов инфраструктуры «Системы-112
12 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге на территории государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в Стрельне состоялось межрегиональное заседание «Система-112. Опыт регионов». Его организатором выступил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга при поддержке журнала IT-MANAGER. 

В мероприятии приняли участие руководители региональных профильных комитетов и министерств. Повестка включала обсуждение роли государственных органов в управлении техническим и системным проектированием инфраструктуры «Системы-112», а также обмен опытом интеграции системы с другими системами «умного города» (например, системами видеонаблюдения и безопасности). 

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 1

«Система-112» предназначена для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационной поддержки единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 реализуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы» («Программа-112»). Основным документом, определяющим назначение «Системы-112», является «Положение о системе-112», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958. Согласно данному документу «Система-112» предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

В угоду эффективности

Заседание «Система-112. Опыт регионов» открыл заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации Олег Логунов. Он напомнил собравшимся, что основной задачей развития «Системы-112» является увеличение количества спасенных в различных чрезвычайных ситуациях. «Забота о жизни и здоровье граждан, о сохранности имущества, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности диктуют нам задачи по повышению оперативности реагирования всех служб: пожарных и скорой помощи, спасателей, полиции, аварийной службы, газовой сети, антитеррористических подразделений», — подчеркнул в своем выступлении Олег Логунов. По его оценке, тестовое внедрение единого номера «112» позволило на 25% ускорить реагирование экстренных служб на вызовы граждан и на 9–10% сократить число пострадавших и размер ущерба в результате чрезвычайных ситуаций.

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 2
Олег Логунов

Для того чтобы последовательно сократить время оперативного реагирования ЭОС и  эффективно вести работу по оказанию помощи пострадавшим, требуется реализовать комплекс мер, включающих создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной структуры, системы приема и обработки вызовов, хранения баз данных, поддержки принятия решения, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов. По словам Олега Логунова, заседание позволяет обсудить опыт регионов, наиболее успешные инициативы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проблемы, связанные с реализацией федеральной целевой программы по созданию системы «112». «Уверен, что обмен опытом по развертыванию этой системы в Северо-Западном регионе будет крайне полезен для всей страны», — резюмировал Олег Логунов.

Объединяя ресурсы и усилия

В докладе, посвященным опыту развития «Системы-112» в Санкт-Петербурге Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов сделал акцент на возможность совместного использования объектов инфраструктуры данного проекта с целью экономии ресурсов, что, по его мнению, будет особенно актуально в 2015 году: в связи с изменением экономической ситуации, запланированные на развитие системы бюджеты будут уменьшены в среднем на 30%.

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 3
Иван Громов

По словам Ивана Громова, в Санкт-Петербурге накоплен опыт эксплуатации централизованных систем экстренного реагирования в масштабах города с населением несколько миллионов человек. Кроме того, в Петербурге высокий уровень информатизации взаимодействующих ЭОС, имеется общегородская выделенная защищенная сеть телефонии и передачи данных. В 2014 году в Северной столице завершено развертывание основного центра обработки вызовов «Системы-112», на базе которого в настоящее время тестируется система, а в следующем году планируется ввести ее в промышленную эксплуатацию. 
Иван Громов подчеркнул, что Петербург готов делиться своим опытом с другими субъектами РФ и при определенных договоренностях обеспечить совместное применение элементов инфраструктуры «Системы-112». «Мы предлагаем использовать существующую инфраструктуру Санкт-Петербурга в виде вычислительного и телекоммуникационного оборудования, а также информационных систем для реализации «Системы-112» в других регионах, которые могут подключаться ко всем этим ресурсам, и, тем самым, существенно экономить на развертывании системы. По нашей оценке, основной объем затрат при реализации «Системы-112» приходится именно на приобретение необходимого серверного оборудования и телекоммуникационной платформы. Ресурсов инфраструктуры, развернутой в Санкт-Петербурге, с лихвой хватит не только на обеспечение стабильной работы системы в городе, но и на аналогичные нужды других субъектов с меньшим населением. Мы готовы взять на себя блок, связанный с обеспечением телекоммуникационной платформы, блок интеграции узлов оперативных служб и центра обработки вызовов, а также поделиться ресурсами самой информационной системы. В частности, существующий в Петербурге центр обработки вызовов может управлять информационными ресурсами других субъектов страны. Кроме того, Петербург способен взять на себя нагрузку на узел межоператорского соединения со всеми операторами мобильной связи, а также управление центром обработки вызовов единой дежурно-диспетчерской службы», — пояснил Иван Громов.  

Первый заместитель начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Владимир Бирючков отметил в своем докладе, что планируемое в 2015 году сокращение бюджета во всех сферах и связанные с этим задержки в развертывании «Системы-112» в разных регионах страны, которые проявляются уже сейчас, вынуждают искать новые оптимальные способы реализации этого проекта. Он напомнил, что в 2014 году МЧС приняла решение о сокращении финансирования и изменении порядка выделения субсидий для реализации данного проекта. Согласно новому порядку, строить и реконструировать здания, необходимые для реализации «Системы-112», субъекты РФ должны за свой счет, тогда как нужное оборудование должно приобретаться в рамках федерального финансирования проекта. «Поэтому МЧС также заинтересована в том, чтобы обеспечить регионам совместное использование создаваемой инфраструктуры в той части, где это возможно. Это, помимо прочего, будет способствовать упрощению обслуживания системы», — считает Владимир Бирючков.  

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 4
Владимир Бирючков

В свою очередь директор Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Автоматическая телефонная станция Смольного» (СПб ГУП «АТС Смольного») Феликс Касаткин рассказал о роли предприятия в развитии «Системы-112». По его словам, она заключается в предоставлении ресурсов сети ведомственной связи, которую предприятие развивает в городе в интересах органов исполнительной власти как ее оператор. «Весь информационный обмен в рамках «Системы-112» и в части телефонии, и в части передачи данных осуществляется на базе нашей сети. Также СПб ГУП «АТС Смольного» отведена роль системного интегратора в рамках реализации системы в Санкт-Петербурге», — подчеркнул Феликс Касаткин. 

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 5
Феликс Касаткин

Он также рассказал о технических особенностях реализации проекта и подтвердил, что использованные в городе решения могут эффективно применяться и в других субъектах. Но при этом отметил, что для совместной эксплуатации инфраструктуры пока что отсутствует правовая база, определяющая и регулирующая подобного рода взаимодействие.

Сдержанный оптимизм

Участники заседания позитивно отреагировали на предложение петербургских коллег. В частности, председатель Комитета по информатизации и связи Ленинградской области Андрей Шорников отметил, что его ведомство занимается осуществлением «Системы-112» с 2013 года. «Проект мы реализуем по классической схеме, применяемой и в других регионах. Однако наша система только развивается, мы создаем пилотную зону, и поэтому нам крайне важен и полезен опыт коллег из других регионов», — пояснил Андрей Шорников. 

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 6
Андрей Шорников

Заместитель министра развития информационного общества Калужской области Андрей Проскурнин рассказал, что при реализации проекта в регионе ставка была сделана именно на максимальной экономии бюджетных средств. «В конце года мы намерены завершить испытания системы, а с января 2015-го перевести ее в режим промышленной эксплуатации. В ходе реализации системы мы выбирали интегратора на аукционе, в результате первоначальные планируемые затраты на реализацию инфраструктуры удалось снизить вдвое», — поделился опытом Андрей Проскурнин. 

По его словам, сэкономленные средства было решено потратить на резервный центр обработки вызовов, который будет введен эксплуатацию в следующем году, поэтому потребность в использовании инфраструктурных ресурсов из других регионов для Калужской области не столь актуальна, однако сама идея совместной эксплуатации отдельных элементов системы представляется ему очень здравой.

«Система-112»: веселее вместе. Рис. 7
Андрей Проскурнин

Участники дискуссии отметили, что некоторые регионы уже успели получить средства на создание инфраструктуры «Системы-112» и для них вопрос совместного использования ресурсов именно для развертывания системы не столь актуален. Но при этом такая модель применима для резервирования тех или иных ресурсов в регионе — например, для резервирования центра обработки вызовов. Технических проблем на пути осуществления такой модели нет, поскольку большинство регионов применяет похожий набор совместимых между собой решений. В частности, при выполнении проекта в различных субъектах РФ в качестве поставщика элементов инфраструктуры принимает активное участие российский производитель ИКТ-решений НТЦ «Протей».

Однако на пути реализации предложенной Санкт-Петербургом модели есть сугубо юридические препятствия. Участники заседания пришли к выводу, что регионам необходимо объединить усилия и инициировать создание нормативно-правовой базы правовой платформы, которая делала бы схемы взаимодействия в рамках совместного использования ресурсов легитимными.
  

Опубликовано 15.12.2014

Похожие статьи