Новые вызовы для вузов

Логотип компании
Новые вызовы для вузов
Третий год в середине мая в рамках форума «Университет будущего» проходит круглый стол с участием представителей Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, высших учебных заведений и бизнес-структур
Третий год в середине мая в рамках форума «Университет будущего» проходит круглый стол с участием представителей Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, высших учебных заведений и бизнес-структур. Основной темой нынешнего круглого стола стала «Информатизация образования: новые вызовы для вузов».

Новые вызовы для вузов. Рис. 1
Андрей Лихолетов


Традиционно открыл мероприятия Комитет по информатизации и связи. Андрей Лихолетов, начальник отдела Комитета поприветствовал собравшихся и подчеркнул, что в постоянно меняющихся условиях рынка и законодательства только скоординированными усилиями можно добиться эффективности: «Результат может дать только совместная работа. Мы готовы к сотрудничеству прямо сейчас».

Новые вызовы для вузов. Рис. 2
Юрий Шойдин


Энергичный тон дискуссии продолжил модератор круглого стола, сопредседатель Российского союза ИТ-Директоров Юрий Шойдин. Он обратился с конкретными вопросами к участникам: «Как изменилось за последний год взаимодействие вузов с бизнесом? Есть ли сдвиги в подготовке кадров? Какое количество студентов устраиваются по специальности?»

Новые вызовы для вузов. Рис. 3
Виктор Малышев


Виктор Малышев заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) сказал, что у вуза есть много договоров с коммерческим сектором: «Это не просто цифры на бумаге. Это реальное сотрудничество. Более 90% наших студентов не имеют проблем с трудоустройством». 

Новые вызовы для вузов. Рис. 4
Дмитрий Трутнев


По словам Дмитрия Трутнева директора центра технологий электронного правительств ИТМО, в прошлом году трудоустроено 98%, а по специальности – 78% выпускников самого известного «вуза программистов». 

Новые вызовы для вузов. Рис. 5
Виктор Гулящев


Виктор Гулящев, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета (ФИНЭК) согласен с коллегой: «На бирже труда наших выпускников нет». Две трети студентов вуза телекоммуникаций, по слова декана Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича Владимира Коротина, иногородние: «Они приезжают целенаправленно, чтобы получить соответствующее образование. Поэтому 95% устраиваются по специальности». 

Новые вызовы для вузов. Рис. 6
Владимир Коротин


Но если с трудоустройством проблем нет, то с пониманием профессии дело обстоит иначе. Юрий Шойдин рассказал, что из разговоров со студентами он сделал вывод, что студент сейчас плохо представляет направленность своей будущей работы, чем он будет заниматься. Дмитрий Трутнев согласен лишь отчасти: «Если говорить о бакалавриате, то для многих будущая работа – это сюрприз. В отличие от них, 9 из 10 магистрантов уже работают и хорошо представляют себе сферу своей деятельности». При этом Дмитрий Трутнев считает, что система профориентации должна быть построена на государственном уровне. Виктор Малышев (ЛЭТИ) уверен, что их выпускники готовы к реальной работе потому, что с третьего курса в обязательном порядке студенты ЛЭТИ проходят практику в компаниях и 70% выпускных работы написаны на предприятиях. 

Новые вызовы для вузов. Рис. 7
Вячеслав Нестеров
 
Другой позиции придерживается Вячеслав Нестеров, глава представительства компании ЕМС в Санкт-Петербурге. Он считает, что нельзя рассматривать студентов как некую однородную массу, так как уровень подготовки у них разный: «Сильные студенты востребованы буквально с третьего курса, за них идет борьба между ИТ-компаниями. А у случайно попавших на факультет молодых людей – другая ситуация». Вячеслав Нестеров убежден, что вузы не дают всей совокупности знаний для работы. Если у студента есть желание развиваться, он будет заниматься самообразованием, получать навыки во время практики и работы. 

Новые вызовы для вузов. Рис. 8
Юрий Панов и Александр Мороз
 
Затем настал черед представителей бизнеса обозначить свою позицию. Юрий Панов, менеджер компании Cisco сказал: «Мы рассматриваем студента как ресурс для решения конкретных задач. И первое, что нас интересует, насколько этот ресурс готов их решать». В ответ на это Юрий Шойдин задал присутствующим руководителям ИТ-компаний вопрос: «Чего не хватает тем выпускникам, которые к вам приходят?» По словам Александра Мороза, начальника отдела по работе с государственными учреждениями компании Cisco, молодого специалиста нужно учить многому. Как работать в команде. Как распределять ответственность. Как организовать процесс разработки софта. И другим задачам. 

Новые вызовы для вузов. Рис. 9
Олег Вайнберг
 
В свою очередь, Олег Вайнберг, тьютор факультета менеджмента Открытого Университета Британии подтвердил, что при хорошей технической подготовке нынешнему выпускнику вуза не хватает компетенций в менеджменте: «Они не готовы управлять людьми, не готовы делегировать полномочия». По мнению Андрея Лихолетова (Комитет по информатизации и связи) ситуация с молодыми кадрами в госорганах схожая. «Нам нужны специалисты в сфере создания информационных систем и в области связи. Мы очень заинтересованы в новых кадрах. Но приходящие молодые специалисты часто не только далеки от реальной жизни, но к сожалению даже не могут ясно излагать свои мысли. Им явно не хватает навыков грамотной коммуникации». Другие участники круглого стола согласны, что такая проблема есть. И что ее надо решать совместными усилиями. 

Далее дискуссия пошла в сторону изменений, которые в последние годы коснулись как процесса обучения так и научной деятельности вузов. Вузы активно внедряют дистанционное обучение. В частности, в Университете телекоммуникаций им. проф.Бонч Бруевича онлайн-технологии помогают получить образование учащимся с ограниченными возможностями по здоровью, что решает большую социальную задачу. Научные инновации вузов заслуживают отдельного внимания. В первую очередь, они должны быть востребованы бизнесом. 

Новые вызовы для вузов. Рис. 10
Валерий Трофимов


Валерий Трофимов, заведующий кафедрой информатики Санкт-Петербургского государственного экономического университета считает, что здесь существует несколько направлений: «Первое – то, что требуется предприятию. Второе связано с переподготовкой сотрудников. Крупные корпорации, например, такие как Газпром или Росатом часто обращаются к вузам за помощью. Вуз становится ключом генерации знаний и инноваций».

Участники круглого стола обсудили проблемы малых инновационных предприятий, государственно-частное партнерство в ИТ/Телекоме, место, которое может занять в этой связке высшая школа, задачи ИОГВ в подготовке кадров и инновации в госорганах. 

Завершая разговор, Андрей Лихолетов подчеркнул, что администрация города готова помогать вузам в нынешнее непростое время: «Мы вас очень ценим и любим, так как мы все вышли из вашей среды. Мы заинтересованы в поиске точек соприкосновения, которых пока не так много. И мы открыты к диалогу». 

По завершению круглого стола одни участники продолжили общение в кулуарах, а другие переместились на секции форума «Университет будущего», где было представлено немало интересных инноваций. 
Что касается нашей дискуссии, участники сошлись во мнениях, что такие встречи необходимы чтобы развиваться и вузам и бизнесу, узнавать о потребностях друг друга. Итогом встречи часто становятся новые партнерские взаимоотношения, появляются новые курсы в высшей школе, а выпускники находят свою компанию.

Опубликовано 27.05.2015