Делиться и перенимать лучшее

Логотип компании
Делиться и перенимать лучшее

Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Еще несколько лет назад считалось, что органы государственной власти – это довольно консервативные структуры, на качество и оперативность работы которых почти невозможно повлиять. Но сегодня, благодаря глобальной информатизации ситуация изменилась.
Еще несколько лет назад считалось, что органы государственной власти – это довольно консервативные структуры, на качество и оперативность работы которых почти невозможно повлиять. Но сегодня, благодаря глобальной информатизации ситуация изменилась. Какими должны быть информационные технологии в государственном секторе? Как грамотно превратить их в удобный и эффективный инструмент для работы? В преддверии форума «IT диалог 2014» председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов рассказал о задачах, реализованных его ведомством за прошедший год, о кадровой стратегии, а также о плодотворном сотрудничестве с другими регионами в плане ИТ.

Какие ключевые проекты в области городской информатизации реализованы в прошлом году?

В течение прошлого года мы занимались двумя основными направлениями — развитием и эксплуатацией центра обработки данных, который был создан на базе архивного комитета, расположенного на Таврической улице. Это оказалось не такой простой задачей, как нам представлялось в начале. Прежде всего, сложности касались формирования гибкой и управляемой вычислительной инфраструктуры, включающей в себя оборудование разных вендоров, в том числе кластерные системы. А часть информационных ресурсов правительства города изначально создавались на базе решений конкретных производителей. Почти половина информационных ресурсов и систем ориентирована на использование СУБД Oracle, а потому понадобилось и специфичное «железо» Oracle, оптимизированное для этих целей. Также немалая часть ресурсов была рассчитана на применение продуктов компании IBM. Нам требовалось интегрировать между собой аппаратное обеспечение разных производителей, подвести его под единую среду управления ЦОД, освоить технологии виртуализации, обеспечить резервирование и резервное копирование информационных ресурсов, механизмы защиты, обеспечивающие бесперебойную работу этого объекта в масштабах всего города.

Словом, проект большой, его развитие мы продолжаем и в текущем году. Сегодня нами накоплен довольно солидный опыт по переносу и консолидации разрозненных информационных ресурсов в ЦОД, оперативному выделению виртуальных и реальных мощностей, резервированию и резервному копированию информационных ресурсов, действий в случае планового и аварийного отключения энергопитания. Мы уже знаем все «детские болезни» оборудования и программного обеспечения, которых используем. То есть проделан серьезный путь в части построения эффективной ИТ-инфраструктуры города. Сформирована команда специалистов, ее члены прошли все необходимые этапы обучения у вендоров. Стадии развития определены, стратегия написана, принципы установлены.

Второе направление деятельности Комитета и подведомственных учреждений — правильное развитие информационных ресурсов, которыми располагает город. Оптимизация информационных систем для размещение на базе ЦОД, переход на централизованную архитектуру, что подразумевает глубокую переработку кода, перевод систем на использование централизованных web-приложений для реализации пользовательских интерфейсов в Internet-браузере, на удаленное использование и администрирование — все это огромный блок работы, проделанной нами за год. Очень большое количество ресурсов у нас уже функционирует на базе ЦОД и обеспечивает Петербург необходимым функционалом.

Огромное достижение Комитета и СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» заключается и в переводе на централизованную архитектуру основной системы в городе, отвечающей за предоставление государственных услуг. Мы перевели на нее все МФЦ и производим отладку в процессе опытной эксплуатации. В ходе реализации проекта выявлено колоссальное количество ошибок, о которых вначале мы даже не подозревали, в основном – это борьба с нагрузочной устойчивостью. Но поскольку суть этого продукта состоит в интеграции значительного числа информационных систем, то создание структуры исполнения регламентов внутри информационного ядра основного ресурса — очень важный шаг. Насколько мне известно, это единственная система, обеспечивающая деятельность МФЦ по централизованной архитектуре и поддерживающая работу портала государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Это собственная разработка СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», созданная в двух вариантах. Первый — тяжелая и сложная, безопасная и защищенная, рассчитанная на многомиллионный город. Второй вариант — более простой, предназначенный для городов с населением до одного миллиона. Мы успешно внедрили эту систему в Чечне, на Алтае, а также во многих субъектах РФ. Так что мы не только делаем решения для Петербурга, но и продаем их другим регионам. Планируем охватить и Крым. Как вы знаете, Симферополь является побратимом Санкт-Петербурга, и мы собираемся предложить наше решение и в этом новом регионе России.

Несколько лет назад городские информационные системы Санкт-Петербурга представляли собой некий «зоопарк». Удалось ли что-то изменить в лучшую сторону?

Опыт работы с системами заставил нас полностью пересмотреть концепцию развития каждого информационного ресурса. Мы создали клубы разработчиков, которые собираются раз в месяц, делятся достижениями. Все это позволяет избежать дублирования работы по многим информационным ресурсам, дает понять, куда мы движемся по тому или иному направлению и как можно применить ту или иную информационную систему для решения задач городского хозяйства. Конечно, весь «зоопарк» мы пока не вычистили. Однако уже упорядочили ведение реестра информационных ресурсов. Раньше он представлял собой «доску объявлений», а сегодня — инструмент, жестко ограничивающий развитие той или иной системы органом исполнительной власти, если она не внесена в реестр. Для чего это нужно? Для того чтобы мы понимали блоки, связанные с архитектурой систем, с защитой информации, чтобы повсюду была идентичность и работали принципы взаимозаменяемости и интеграции. Все исходные коды, написанные для городских информационных ресурсов, находятся в специальном банке данных. Это необходимо для того, чтобы созданные наработки не пропадали, а сохранялись для последующего применения.

Какие трудности сегодня для вас являются наиболее серьезными?

Главная трудность, конечно, кадровый голод. Приглашенные «варяги» до сих пор присутствуют, но их доля снижается и составляет сегодня примерно 30%. Остальные 70% были приняты нами на низшие должности, но поднялись за счет внутреннего профессионального роста. На них мы и делаем ставку. Как показывает практика, самыми эффективными подразделениями являются именно те, которые создавались именно таким образом. СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» действует по той же модели, что и крупные ИТ-компании, специализирующиеся на офшорном программировании, у нас используется та же схема разделения труда, что и там.

Следите ли вы за событиями на ИТ-рынке России. Если да, то какие проекты и решения хотели реализовать в инфраструктуре города?

Было бы неправильно в развитии города и региона использовать лишь собственные наработки. Я категорический противник этого. Ядра и архитектура систем должны строиться близкими подведомственными организациями, осознающими существующую наследственность. Периферия, мобильные приложения, сайты, порталы — при развитии всего этого мы стараемся перенимать лучшие практики, привлекать талантливых разработчиков, достигших успеха в данном направлении. Это дает нам уверенность, что архитектура написана правильно и в соответствии с нуждами города, и мы используем лучшие практики, существующие в стране.

Видели ли что-то такое у коллег, что хотели бы внедрить в городе?

Умные идеи мы однозначно подхватываем везде, где только можно. Примерами для подражания лично для меня являются Тюмень, Татарстан. Очень многое я перенимаю и в Москве. Это нормальная практика, и ее надо использовать. К нам также приезжают представители субъектов РФ, мы им что-то продаем, а иногда и просто отдаем то, что не является предметом интеллектуальной собственности.

С какой целью вы организуете форум и кого хотели бы видеть в числе его гостей и участников?

Это мероприятие мы проводим в закрытом формате. Во-первых, я хотел бы пообщаться со своими коллегами из субъектов РФ. Во-вторых, важно скоординировать усилия по развитию ИТ-отрасли на примере лучших практик. Я бы хотел, чтобы при этих диалогах присутствовали представители Минкомсвязи, которые смогут увидеть, какая практика лучше, а какая хуже. Все это нужно упорядочивать на базе федерального центра и направлять в единое русло. Есть огромное количество вопросов, которые в различных регионах решаются по-разному. На мой взгляд, решения должны быть одинаковыми и централизованными. Правила должны быть ясными и понятными для всех. Все равно мы идем к глобализации и сейчас на примере Санкт-Петербурга осуществляем глобализацию в масштабах одного субъекта РФ. Сегодня мы должны строить свою работу таким образом, чтобы скоординированная политика касалась всех регионов. Это и есть та глобальная задача, которая стоит перед нашим форумом. Есть и личные проблемы, их я бы хотел в формате живой дискуссии обсудить с коллегами. Если вы посмотрите на тематику круглых столов и секций, то каждая из них посвящена проблеме, с которой мне пришлось столкнуться. К примеру, архивная часть в электронном документообороте — это совершенно не зарегулированная отрасль. Я пытаюсь попросить коллег из Минкомсвязи, чтобы они пригласили кого-то, кто занимается нормативной работой в данном направлении. Я готов запустить электронный документооборот во всех его проявлениях, но часть вещей, связанных с хранением ресурсов, мы не можем себе позволить реализовать в обстановке нормативного хаоса. Меня просто не поймут коллеги из Архивного комитета. Поэтому данный блок вопросов я бы хотел обсудить в живой дискуссии. Что, в какие сроки, когда и кем будет сделано, чтобы облегчить переход на электронный документооборот. Помимо этого, есть и множество узкоспециальных задач. Простой выпуск нормативного документа не решает глобальную задачу. Необходим правильный постепенный подход, чтобы достичь того или иного ресурса, решить ту или иную задачу. В одних регионах ее реализуют по одному принципу, в других — иначе. Мне интересно, как решили они, им интересно, как решили мы. Так что я жду именно живой дискуссии и привлечения внимания федерального центра. Безусловно, будет и подведение итогов студенческий соревнований OpenPiterMobile, проведенных нами среди молодых талантливых разработчиков. Нам интересны проекты, выполненные ими по нашим заданиям. Мы профилировали задания таким образом, чтобы использовать их результаты в повседневной деятельности. Поддержка поколения умных ребят, которых зачастую «воруют» за рубеж, — это очень важно. Министр связи и его заместители всячески поддерживают данное начинание. Это неотъемлемая часть работы любого ИТ-руководителя городского уровня.

Сегодня некоторые ИТ-руководители крупных компаний в своей работе обходятся без компьютера, координируя все с планшета. Может ли так произойти, что и вы откажетесь от компьютера и будете управлять городскими ИТ-ресурсами с мобильного устройства?

Мне большой компьютер нужен только потому, что он имеет большой экран. Все необходимые ресурсы у нас уже давно переведены на мобильные устройства.

This article has been produced with the financial assistance of the Estonia – Latvia – Russia Cross Border Cooperation Programme within European Neighborhood and Partnership Instrument 2007 – 2013 www.estlatrus.eu, http://ec.europa.eu/europeaid , www.balticict.net 
Делиться и перенимать лучшее. Рис. 1

Опубликовано 27.06.2014

Похожие статьи