УправлениеГоссектор

Курс на открытость

Алексей Комов | 24.06.2015

Курс на открытость

На конец прошлого года 35% населения Вологодской области использовало электронные госуслуги.

О том, как информационные технологии помогают государственным органам стать более открытыми и сблизиться с жителями региона, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области Андрей Никуличев.

Как вы пришли в сферу информатизации и информационных технологий?

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но, признаюсь честно, я не думал, что когда-нибудь займу нынешний пост. Вообще по основному образованию я педагог – учитель информатики, и моя трудовая деятельность начиналась с преподавания в средней школе и затем в училище. Позднее я попал в информационно-вычислительный центр департамента образования – с этого момента началась мой трудовой путь в качестве управленца. Затем работал в городской администрации, на муниципальном предприятии и, наконец, был назначен на должность председателя Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области. В первую очередь этому поспособствовали те задачи, которые мне приходилось решать на своем трудовом пути. На этом посту я работаю уже почти три года, а информационными технологиями занимаюсь с 1996 года.

Какие из намеченных на прошлый год планов по информатизации Вологодской области удалось воплотить в жизнь?

Наши потребности, как и запросы областных органов власти, в прошлом году были значительно выше, чем те бюджеты, которые нам в итоге удалось защитить. Однако все мероприятия, включенные в государственную программу, выполнены нами в соответствии с прошлогодним планом. И даже с превышением плана, благодаря тому, что в прошлом году мы одержали победу в конкурсе на федеральную субсидию Минкомсвязи РФ и получили дополнительно 30 миллионов рублей к нашему областному бюджету. Это стало большим подспорьем прежде всего в части реализации проектов, связанных с электронными услугами регионального и муниципального уровня. В частности, мы модернизировали региональный портал государственных и муниципальных услуг и запустили проект «Электронный гражданин Вологодской области», направленный на обучение возрастных людей основам работы с современными интернет-сервисами.

Как вы оцениваете промежуточные результаты реализации этого проекта и какое влияние он оказывает на потребление жителями госуслуг в электронном виде?

Люди, принимающие участие в этом 40-часовом курсе обучения, как и их преподаватели, отзываются о нем очень позитивно. А некоторые выпускники даже посвящают этому проекту стихи в социальных сетях. Многие пожилые люди в отзывах заявляют, что благодаря пройденному обучению они теперь могут на одном языке разговаривать с внуками. В ходе обучения мы регистрируем всех участников проекта на нашем региональном портале госуслуг, и для завершения обучения они должны успешно воспользоваться хотя бы одним электронным сервисом. Пожилым людям это очень нравится, они рассказывают об этом своим друзьям и знакомым, и все это в целом очень позитивно сказывается на росте востребованности электронных госуслуг. По моим данным, обучение уже прошли более 7500 вологжан, при этом мы продолжаем развивать проект и подключаем к нему новых участников. Заинтересованность в участии проявляют как образовательные учреждения, так и некоторые представители ИТ-бизнеса, что позволяет нам реализовывать этот проект без привлечения федерального финансирования.

Как обстоят дела с интернетизацией Вологодской области – насколько, по вашей оценке, велика разница по уровню проникновения услуги интернет-доступа между областным центром и малыми населенными пунктами и как эта проблема решается на уровне органов власти региона?

Разница, конечно, есть. Населенные пункты численностью выше 50 тысяч жителей полностью обеспечены услугами связи. В поселениях численностью от одной тысячи граждан как проводная, так и мобильная связь тоже в общем-то доступна. А вот в менее населенных пунктах ситуация разная: где-то есть только проводной интернет-доступ, а где-то еще и мобильная передача данных по сетям 3G. На прошлогоднем экономическом форуме в Сочи мы первыми подписали соглашение с Минкомсвязи об участии в проекте по устранению «цифрового неравенства» и активно занимаемся его реализацией. В рамках проекта 156 населенных пунктов Вологодской области с населением от 250 до 500 человек должны быть обеспечены широкополосным интернет-доступом. Параллельно мы будем подключать к оптоволоконным интернет-каналам еще 200 населенных пунктов области, которые находятся в непосредственной близости от участвующих в проекте поселений. Это позволит нам закрыть большую часть проблем с интернет-доступом на территории области.

Какой способ получения госуслуг наиболее востребован в регионе?

Пока что большинство вологжан предпочитает получать услуги лично, приходя непосредственно в отвечающий за предоставление сервиса орган власти или в МФЦ. Однако процент услуг, получаемых в электронной форме, постоянно растет, и мы над этим много работаем. По данным наших исследований, на конец прошлого года 35% населения Вологодской области использовало электронные госуслуги. Большим спросом в нашей области пользуются МФЦ: до конца года мы планируем открыть их во всех муниципальных районах.

По итогам конкурсного отбора Минкомсвязи РФ Вологодская область попала в число регионов, получивших и в этом году субсидии из федерального бюджета на развитие информационного общества. Какова сумма этих субсидий и на что они будут направлены?

В этом году мы подали заявку на 21,9 миллиона рублей, что меньше в сравнении с прошлым годом. Направлений для расходования этих средств три. Первое – реализация регионального сегмента по подключению передачи данных в федеральную информационную систему «Контингент» обо всех обучающихся в области, включая дошкольное, школьное, дополнительное и высшее образование. Второе направление – реализация единой формы предоставления электронной услуги по выдаче охотничьего билета. И третье направление – реализация региональной транспортной информационной системы. Эту работу мы только начинаем: ведем переговоры с департаментом транспорта, определяем рамки проекта, а также ожидаем технических требований к нам со стороны Минкомсвязи.

В этом году в Вологодской области заработал механизм общественной экспертизы ИТ-проектов. Как он реализован и каковы первые результаты его работы?

Это наш новый проект, который мы, можно сказать, реализовали по требованию общественности. С моей точки зрения, информационные технологии – это такой же инструмент в управлении бизнес-процессом, как лопата, которая помогает копать землю. И очень важно не ошибиться не только при постановке ИТ-задачи и выборе решения, но и в процессе его внедрения. В общении и спорах на эту тему с коллегами из нашего профессионального ИТ-сообщества – регионального клуба ИТ-директоров – и родилась идея о создании общественной экпертизы ИТ-проектов. Первоначально мы хотели назвать проект «Открытые ИТ-закупки» – для информирования участников рынка о наших намерениях и получения обратной связи в виде комментариев, а возможно, и замечаний с конструктивной критикой. Но постепенно пришли к выводу, что эффективнее будет собрать экспертную комиссию, в обязанности которой будет входить осуществление аудита наших ИТ-проектов на стадии их проработки. Четверых экспертов из числа ИТ-профессионалов мы уже отобрали. Первый ИТ-проект по внедрению информационной системы госзакупок прошел их экспертизу в мае этого года. По итогам этого процесса мы получили в целом позитивные заключения с предложениями по незначительной корректировке технического задания. Но я предполагаю, что далеко не все наши техзадания будут оцениваться экспертами одинаково высоко, и очень рассчитываю на их помощь в аудите наших проектов. Для нас крайне важно, чтобы технические задания по проектам максимально корректировались до начала осуществления закупок. Мы создали специальный портал общественной экспертизы, на котором размещаем все сопутствующие материалы о проектах, а также информацию об экспертной комиссии. Там же кандидаты в состав комиссии могут оставлять свои заявки. Кроме того, на портале мы предоставляем возможность общественности оппонировать нашим экспертам.

Вологодская область участвует во всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «ПРОФ-ИТ». Какие проекты были отправлены на конкурс в этом году?

В первую очередь я бы хотел отметить прошлогодний проект «Мобильная Вологодчина», благодаря которому вологжане могут задавать вопросы губернатору в электронной общественной приемной посредством мобильных устройств. Кроме того, мы представили на конкурс еще один реализованный в прошлом году проект, получивший название «Архив уникальных документов», а также уже упоминавшийся мной «Электронный гражданин Вологодской области». Всего мы в этом году подали на конкурс 13 региональных ИТ-проектов.

Можно поподробнее о проекте «Мобильная Вологодчина»?

«Мобильная Вологодчина» – это зонтичное мобильное приложение, включающее в себя набор сервисов с информацией о Вологодской области: «Вопрос губернатору», «Информационные ресурсы органов власти», «Команда губернатора: ваша оценка», «Афиша» и «Региональный портал государственных услуг». Все эти сервисы разработаны правительством области и областными госучреждениями для повышения открытости своей деятельности, а также информирования населения о ключевых событиях региона. Их перечень пока не закрыт: у нас есть план по разработке еще нескольких мобильных сервисов для данного приложения.

Какие основные задачи и цели стоят перед вашим комитетом в нынешнем году?

Прошлый год был для нас очень продуктивен на подписание всевозможных соглашений с Минкомсвязи, «Почтой России» и рядом крупных игроков ИКТ-рынка. Поэтому в нынешнем году для нас крайне важно все эти соглашения выполнять. Все это не просто рамочные, а вполне конкретные договоры, которые несут в себе практический смысл для развития инфраструктуры всего региона. Например, совместно с «Почтой России» мы планируем оснастить все почтовые отделения POS-терминалами, чтобы даже в малых населенных пунктах области люди могли воспользоваться современными банковскими технологиями, например снять деньги с пластиковых карт или оплатить с их помощью какие-либо услуги. В прошлом году мы также приступили к реализации проекта создания мобильных отделений почтовой связи. Этот проект не имеет аналогов в стране, хотя по сути своей довольно прост. Дело в том, что «Почта России» тратит огромные средства на содержание и ремонт своих отделений. А у нас в Вологодской области есть предприятия, которые давно и профессионально занимаются производством зданий контейнерного типа. Поэтому мы предложили идею такого проекта, которая получила высокую оценку со стороны генерального директора «Почты России» Дмитрия Страшнова. Знаю что на такие решения у Почты России уже есть заявки от других регионов, представители которых приезжали к нам специально для того, чтобы познакомиться с ним поближе. С помощью такого контейнера стоимостью около 600 тысяч рублей можно быстро развернуть современное отапливаемое почтовое отделение, оснащенное всем необходимым для работы оборудованием и средствами связи, в любом населенном пункте по всей стране.

В течение этого и следующего года мы планируем установить в Вологодской области 10 таких отделений. При этом «Почта России» намерена запустить аналогичные пилотные проекты и в других регионах. Также я хотел бы отметить нашу образовательную инициативу. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда выпускники вузов, поступающие на работу, что-то знают, но ничего не умеют. И первые полгода у работодателей уходит только на то, чтобы научить их работать. Поэтому в прошлом году мы запустили проект «ИТ-полигон», в рамках которого заключили соглашения о сотрудничестве с Департаментом образования Вологодской области, советом ректоров областных вузов, Вологодским колледжем связи и информационных технологий, региональным клубом ИТ-директоров, советом Ассоциации муниципальных образований и Центром кластерного развития. В рамках этого проекта мы намерены очень плотно работать с образовательными учреждениями для формирования учебных программ и предоставления студентам возможности проходить качественную практику. Цель нашей инициативы заключается в том, чтобы выпускники выходили на рынок труда именно с тем багажом знаний и умений, с которым они там востребованы.

Электронные госуслуги Телекоммуникации

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021