Электронное воспитание

Логотип компании
Электронное воспитание
Как повысить популярность электронных госуслуг путем создания дополнительных социальных сервисов на региональном портале, рассказывает Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.

О том, как повысить популярность электронных госуслуг путем создания дополнительных социальных сервисов на региональном портале, а также посредством повышения ИТ-грамотности их пользователей, в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.

Как вы оцениваете уровень информатизации Нижегородской области в целом и областных органов государственной власти в частности? Каковы, на ваш взгляд, наиболее узкие места?

С точки зрения отраслевого министерства в нашем регионе можно было бы автоматизировать очень многое, но я вынужден сослаться на то, что желания и возможности не всегда совпадают, особенно в текущей экономической ситуации. В нынешнем году ресурсов не просто меньше, чем необходимо, – их даже меньше, чем мы закладывали на развитие в предыдущие годы. В частности, бюджет на информатизацию у нас был снижен в два раза по сравнению с прошлым годом. Поэтому мы вынуждены решать с его помощью лишь приоритетные задачи, поставленные перед нами федеральным руководством. К проектам, которые не просто находятся у нас в приоритете, а являются обязательными к исполнению, относятся развитие госуслуг в электронном виде, поддержка СМЭВ – системы межведомственного электронного взаимодействия, сохранение инфраструктуры, аренда каналов связи, обновление самых необходимых лицензий на ПО, а также защита информации и отказ от привычных зарубежных решений в рамках заданного государством курса на импортозамещение.. Еще мы стараемся сохранить уже традиционный и хорошо зарекомендовавший себя в России ежегодный форум информационных технологий.Помимо этого в текущем году перед нами стоят такие задачи, как продолжение работы по развертыванию «Системы-112», а также развитие всех систем, которые попадают под концепцию АПК «Безопасный город».

Какие из уже реализованных проектов Нижегородской области в сфере информатизации за прошлый год вы можете выделить?

Прежде всего довольно хорошо известный в России проект по созданию сегмента безопасного города, в части видеофиксации правонарушений. Оговорюсь сразу, что это проект не нашего министерства, он реализован нашими коллегами из Минтранса области. Многие регионы уже реализовали подобные проекты, но наш принципиально отличается тем, что это инвестиционный проект, выполненный без использования бюджетных средств. Его реализация стала возможным благодаря тесному сотрудничеству с «Ростелекомом». Теперь мы по аналогичной схеме совместно развиваем и другие проекты в области видеонаблюдения. Также в прошлом году в Нижегородской области было завершено создание сети многофункциональных центров. Мы позже других регионов включились в этот процесс, но при этом обогнали многих как по срокам завершения проекта – осенью 2014 года, так и по количеству МФЦ – у нас в области их насчитывается 63. Это большой шаг вперед по повышению доступности оказания муниципальных сервисов в регионе.

А какой способ получения электронных госуслуг наиболее популярен в регионе?

На сегодняшний день это, конечно, портал госуслуг. Потому что в МФЦ люди все-таки идут за госуслугами вообще, а уже сами сотрудники многофункциональных центров реализуют их разными способами, в том числе и электронными, в случае если это возможно. Наш областной портал госуслуг является одним из самых посещаемых среди всех регионов, причем, что удивительно, к нему довольно часто обращаются жители других регионов за всевозможной нормативно-правовой информацией.

Какие электронные услуги наиболее востребованы на региональном портале?

Наибольшим спросом пользуются социальные госуслуги, а также некоторые федеральные сервисы, поскольку мы при создании портала ориентировались на то, что с его помощью у граждан должен быть доступ к госуслугам любого уровня, как высокого, так и более низкого, без необходимости поиска каких-то дополнительных интернет-ресурсов. То есть мы создавали ту самую единую точку входа, о которой сейчас говорят наши коллеги из Минкомсвязи РФ. Пользователи, уже привыкшие к нашему ресурсу, заходят к нам, находят интересующую их услугу, открывают ее описание и по ссылкам переходят на ведомственные ресурсы или единый портал федеральных госуслуг, где и получают необходимый им сервис. Тем более что у нас уже реализован единый личный кабинет, который позволяет однажды авторизоваться на нашем портале и после этого продолжать спокойно работать с любыми другими ресурсами, оказывающими госуслуги. По статистике посещений нашего портала мы видим, что многие граждане так и делают. Кроме того, у нас очень востребованы дополнительные сервисы по поиску какой-либо информации или обращению в какие-либо органы власти. В частности, большой популярностью пользуются сервисы, которые позволяют человеку найти государственные или муниципальные учреждения, находящиеся поблизости от него, а также сервис «Узнай размер своих социальных пособий», позволяющий выявить все социальные платежи, положенные конкретному гражданину. Еще у нас очень востребованы сервисы, с помощью которых можно обратиться в обслуживающие организации – например, сервис «Сообщи о проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве». То есть если у человека возникла дома проблема, например прорвало трубу, он заполняет форму на сайте и его запрос уходит не только в соответствующую аварийную службу, но и попадает на контроль в дирекцию Министерства жилищно-коммунального хозяйства, которое координирует работу всех диспетчеров. Кроме того, и сам гражданин может в режиме онлайн отслеживать статус исполнения заявки по специальному коду, который он получает после заполнения формы. Такие сервисы, с одной стороны, совсем недорогие в реализации, а с другой стороны, они привлекают дополнительное внимание к нашему порталу и приучают людей пользоваться электронным госуслугами.

Для того чтобы пользоваться подобными сервисами, граждане должны обладать хотя бы элементарными навыками работы за компьютером. Как в Нижегородской области решаются задачи повышения ИТ-грамотности населения?

У нас есть несколько проектов в этой сфере, которые отпочковались от проекта «Электронный гражданин». Поначалу мы обучали людей в Нижнем Новгороде на площадках нашего министерства либо в нескольких школах и вузах на базе собственных обучающих материалов, но в 2012 году поняли, что этого недостаточно. Тогда мы решили воспользоваться сетью наших коллег из Министерства социальной политики: у них в каждом районе свои подразделения, в которых выделено по несколько рабочих мест с компьютерами. Мы обучили их сотрудников нашей 40-часовой программе, а они, в свою очередь, стали заниматься с теми социальными категориями граждан, с которыми работают. Это дало поистине взрывной эффект: спрос на обучение вырос многократно, а желающие стали буквально выстраиваться в очереди. Коллеги сделали новую программу обучения, сделав ее сокращенный, 20-часовой вариант, ориентированный прежде всего на развитие навыков работы с базовыми интернет-сервисами. Тогда же, два года назад, был выпущен учебник совместно с компанией Google, во многом ориентированный на ее онлайн-сервисы. Однако впоследствии учебник был перевыпущен его уже совместно с «Ростелекомом», ориентировав курс обучения на сервисы этого оператора или каких-либо других российских компаний. Сейчас эта программа обучения реализуется на базе Управлений социальной защиты и называется «Понятный Интернет». Ориентирована она прежде всего на людей старшего возраста и пользуется достаточно большой популярностью. А проект «Электронный гражданин» с более углубленной программой обучения развивается параллельно. В 2013 году мы заключили соглашение с 10 вузами Нижегородской области, в рамках которого передаем им учебные материалы и обучаем их педагогов, а они предоставляют свои площадки для обучения всех желающих. При этом мы с Министерством социальной политики распределяем граждан между двумя программами обучения в зависимости от их потребностей. Также в 2013 году мы первыми среди всех регионов реализовали еще один интересный проект – сняли 60-серийный обучающий фильм, который периодически демонстрируется на наших региональных телеканалах и пользуется огромной популярностью. Еще он доступен в Интернете на портале «Электронный гражданин» Нижегородской области, а кроме того, мы записали его на DVD и распространили по всем библиотекам области. А в прошлом году дополнили этот фильм субтитрами, закрыв потребности еще одной категории населения – глухих и слабослышащих.

Информационные технологии – быстро изменяющаяся область, постоянно требующая пополнения багажа знаний. Как вы решаете эту задачу в рамках существующих программ обучения населения?

Конечно, наши программы обучения требуют динамического изменения в соответствии с новыми веяниями времени, но на сегодняшний день у региона нет ресурсов на их переделку. Поэтому мы ищем альтернативные пути их развития, в частности – стараемся привлечь к данному процессу всевозможные общественные организации.

Государственная программа «Информационное общество Нижегородской области» на 2014–2017 годы включает в себя план внедрения спутниковых и навигационных технологий в интересах социально-экономического и инновационного развития региона. Какие именно проекты предусмотрены этим планом?

Мы участвуем в проекте Министерства транспорта России по созданию региональных информационно-навигационных систем на транспортном коридоре «Запад – Восток». В этот проект попали около 30 регионов РФ, включая Нижегородскую область. То есть мы являемся получателями федеральных субсидий, которые потрачены на данный проект вместе с привлечением региональных средств. На сегодняшний день в Нижегородской области созданы региональный навигационно-информационный центр и акционерное общество с одноименным названием. Оно обслуживает соответствующую информационную систему, которая предоставляет услуги государственному сектору. Система находится в стадии развертывания и покрывает потребности наблюдения за школьными автобусами, мониторинга медицинского транспорта, а также обеспечивает контроль строительного и общественного транспорта, коммунальной техники и перевозки опасных грузов. При этом она предполагает дополнительное развитие на перспективу, что позволит использовать ее в интересах любых организаций коммерческого сектора. Также мы планируем развивать ГЛОНАСС вместе с системой высокоточного позиционирования в сфере сельского хозяйства и строительства. Но это уже планы на перспективу в несколько последующих лет.

Насколько мне известно, с 2014 года ЦОД правительства Нижегородской области в сочетании с ведомственной сетью передачи данных используются для организации общероссийского дня приема граждан, что обеспечивает существенную экономию областного бюджета. За счет чего именно она достигается?

Изначально, когда планировалась организация общероссийского дня приема граждан, предполагалось, что субъекты и муниципалитеты должны будут подключаться к системе этого мероприятия через защищенный VPN-канал. Это требовало приобретения соответствующих лицензий и установки дополнительного оборудования там, где его еще нет. Тогда мы предложили, на наш взгляд, довольно очевидную схему, которая позволяла кратно уменьшить сопутствующие затраты. Органы власти регионального уровня и муниципальные администрации Нижегородской области уже работают в рамках защищенной ведомственной сети, которая курируется нашим министерством. При этом обработка информации осуществляется на базе дата-центра правительства области, который также находится в ведении министерства. И мы предложили не пытаться организовывать защищенный доступ с каждого рабочего места, а организовать единую точку входа в нашу ведомственную сеть и защитить эту точку в соответствии с требованиями Федеральной службы охраны РФ. Следом за нами эту схему переняли многие другие регионы, и в итоге опыт проведения общероссийского дня приема граждан доказал ее работоспособность и эффективность.

Какое место в перечне задач министерства занимает информационная безопасность?

Мы являемся головным подразделением правительства Нижегородской области по защите информации, не отнесенной к государственной тайне. У нас в министерстве есть отдельная структура, которая курирует эту область и отвечает за безопасность данных в ведомственной сети, а также за контроль соблюдения требований по защите информации в органах власти – начиная от проведения выездных проверок и консультаций на местах и заканчивая непосредственной помощью по установке и настройке сопутствующего оборудования и ПО. Кроме того, в нашем министерстве проходят обучение по защите информации сотрудники органов власти и местного самоуправления.

Используют ли органы власти Нижегородской области в своей работе свободно распространяемые программные продукты и ПО с открытым кодом?

Безусловно, хотя и делаем это не в столь грандиозных масштабах, как некоторые наши коллеги. Исторически сложилось так, что мы очень сильно завязаны на форматы проприетарного ПО от Microsoft. Многие уже внедренные в органах власти системы электронного документооборота заточены под эти форматы. Мы рассматривали варианты свободно распространяемых офисных приложений, но в итоге отказались от их внедрения, поскольку используемая нами СЭД «Кодекс: Документооборот» некорректно работает с документами в поддерживаемых этими приложениями форматах.

Каковы основные планы вашего министерства в области информатизации региона на текущий год?

Часть наших планов связана с реализацией концепции региональной информатизации до 2018 года. Также мы намерены продолжать развивать все информационные системы, упоминавшиеся в нашей беседе. Есть планы по внедрению некоторых вспомогательных систем не только в министерстве, но и в органах исполнительной власти, по аналогии с системой управления проектами: в прошлом году мы внедрили ее у себя, а затем постепенно подключили к ней большую часть правительственных органов области. Кроме того, мы вместе с общественным советом при нашем министерстве разработали проект концепции развития ИТ-отрасли в Нижегородской области, который уже проходит процедуру согласования в правительстве. Надеюсь, что в ближайшее время мы выйдем на утверждение этого документа. Наконец, мы активно участвуем в инфраструктурной поддержке ИТ-отрасли путем тесной работы с министерствами, отвечающими за создание бизнес-инкубаторов и технопарка «Анкудиновка», который уже открыт для приема первых резидентов.

Опубликовано 19.06.2015

Похожие статьи