Услуги Калуги

Логотип компании
Услуги Калуги
Согласно данным Росстата, в 2014 году электронными услугами воспользовалось более 34% жителей Калужской области.

Калужская область стала одним из первых российских регионов, осуществивших перевод наиболее востребованных региональных госуслуг в электронный вид. В интервью журналу IT-MANAGER опытом реализации этого и многих других проектов в сфере информатизации делится Дмитрий Разумовский, министр развития информационного общества Калужской области.

Каким образом вы попали в ИТ-сферу и что привело вас на государственную службу?

Признаюсь откровенно – я не ИТ-специалист, хотя и получил техническое образование в МГТУ имени Баумана. На государственной службе нахожусь с 2004 года: работал в различных ведомствах, в том числе пять лет в Москве, в управлении финансово-экономического обеспечения Федерального агентства по недропользованию. Одним из направлений моей работы было внедрение информационных систем, связанных с финансовой деятельностью нашей организации. Позднее я продолжил госслужбу в Калуге, и в 2011 году мне предложили работать в министерстве – тогда оно называлось Министерство развития информационного общества и инноваций – в должности заместителя министра, начальника управления «электронного правительства». В тот период, как и сейчас, в министерстве было два управления: одно отвечало за информатизацию и развитие ИКТ-инфраструктуры, а второе, которое возглавил я, занималось методологией информатизации, разработкой проектов нормативных правовых актов, координаций мероприятий по внедрению электронного правительства. После трех лет работы обстоятельства сложились так, что руководитель нашего министерства пошел на повышение и перебрался в одно из министерств федерального уровня, а мне предложили занять его место. К тому времени я приобрел необходимые навыки и у меня сложилось понимание проблематики развития «электронного правительства», поэтому я согласился.

Как вы оцениваете итоги развития информационного общества Калужской области за прошедший год? Какие качественные и количественные показатели вы можете привести?

За прошлый год мы полностью завершили работу по переводу наиболее востребованных услуг в электронный вид. Таким образом, в части их развития перед нами теперь стоят лишь задачи совершенствования и оптимизации. Также в конце прошлого года мы запустили новую версию регионального портала госуслуг под брендом «Услуги Калуги» с поддержкой ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Теперь на нем намного проще размещать региональные услуги, не требующие вывода на федеральный портал, а также внедрять всевозможные дополнительные электронные сервисы. В частности, сейчас мы занимаемся выводом на наш портал услуги по рассмотрению и отработке обращений граждан по вопросам ЖКХ.. Это очень востребованный сервис, который мы оказываем на базе колл-центра, но параллельно хотим обеспечить возможность электронного обращения через региональный портал. В будущем планируем таким же образом реализовать электронную запись в различные кружки и секции, а также доступ к информации о культурных мероприятиях региона с возможностью онлайн-покупки билетов. Такими сервисами мы пытаемся привлечь внимание жителей области к посещению и использованию регионального портала госуслуг. На нем уже доступно более 50 региональных и муниципальных услуг, включая социальную сферу, земельно-имущественные отношения и прочие обязательные сервисы, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Кроме того, в прошлом году мы успешно участвовали в ряде пилотных проектов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, в частности по регистрации в ЕСИА через автоматизированные рабочие места и упрощенной регистрации через API. Также мы сотрудничали с «Почтой России» в части предоставления услуг МФЦ на базе почтовых отделений. Важно отметить, что в прошлом году мы успешно прошли приемочные испытания первого этапа внедрения «Системы-112»: большая часть районов Калужской области уже подключены к этой системе, в городе создан центр обработки вызовов. Сейчас завершаются работы по охвату системой оставшейся части области, а также создаем резервный центр обработки вызовов во втором по размеру городе региона – Обнинске. Эти работы планируется завершить к осени текущего года. У нас в регионе «Система-112» интегрирована с «ЭРА-ГЛОНАСС», а в начале нынешнего года мы также интегрировали ее с колл-центром Государственной жилищной инспекции. Это вызвано тем, что более 60% звонков в рамках «Системы-112» в нашей области связаны с проблемами ЖКХ. Еще один важный для нас проект в области развития инфраструктуры: ко всем социально значимым объектам населенных пунктов области, таким как школы, больницы, сельские администрации и так далее, мы прокладываем оптические линии связи для интернет-подключения на скорости 10 Мбит/с. За два года реализации этого проекта мы подключили уже более 1300 объектов, а всего их 1542. На сегодняшний день сеть охватывает более 400 населенных пунктов области. А благодаря появлению в этих населенных пунктах магистральных участков сети граждане также получают возможность подключаться к ней. За прошлый год заявки на подключение при помощи компании «Ростелеком» уже реализовали более 3 тысяч домохозяйств.

Какие дополнительные социальные сервисы вы реализуете в рамках информатизации области?

В качестве примера могу привести очень интересный частно-государственный проект, не требующий затрат со стороны администрации области, но при этом имеющий положительный отклик у граждан, – так называемый «Мобильный гид», в рамках которого мы размещаем таблички с QR-кодом на объектах исторического и культурного наследия. С помощью этого кода можно через мобильное устройство получить доступ на портал «Калужский край», где размещается расширенная справка о каждом таком объекте. В дополнение к QR-коду на табличке указан короткий трехзначный телефонный номер, позвонив по которому, можно в автоматическом режиме прослушать аудиосправку об объекте. В прошлом году мы охватили этим проектом 10 объектов, в этом году, в рамках второй очереди, еще 25. Объекты выбираются не только в Калуге, но и по области путем голосования граждан. Еще один похожий социальный проект – электронные библиотеки, подразумевающий размещение на улице стендов с названиями книг и QR-кодом, с помощью которого можно получить доступ к их электронным версиям.

Каким образом осуществляется повышение технологической грамотности населения региона в рамках проекта «Электронный гражданин» и оказывает ли оно ощутимое влияние на объемы потребления электронных госуслуг в регионе?

С ноября прошлого года по май текущего мы обучили более 2500 граждан. Особенностью проекта является уникальная методика обучения, адаптированная для граждан, не имеющих опыта работы с компьютерами. Основная ее цель – обеспечить обучающихся доходчивой информацией о наиболее востребованных и интересных интернет-сервисах, таких как социальные сети, онлайн-заказ товаров и услуг и так далее. Разумеется, в ней предусмотрен блок, касающийся федеральных и региональных госуслуг. После окончания курса все обучающиеся в проходят регистрацию и получение учетной записи на портале госуслуг. В основном в проекте участвуют граждане пожилого возраста: 60–70 лет. Принимая участие во вручении дипломов по итогам завершения курса «Электронный гражданин» мы постоянно слышим положительные отзывы об этом проекте.. Прямой зависимости между числом успешно обучившихся граждан и ростом объема потребления электронных услуг пока нет, поскольку мы обучили еще не так много людей, но все еще впереди. Тем не менее, согласно данным Росстата, в 2014 году электронными услугами воспользовалось более 34% жителей Калужской области. А это придает нам уверенность в том, что к 2018 году мы сумеем достигнуть целевого показателя в 70%.

В конце 2014 года был дан старт пилотному проекту по предоставлению населению возможности оформления международного водительского удостоверения в МФЦ. На какой стадии находится проект, каковы его промежуточные результаты?

Наряду с некоторыми другими субъектами Российской Федерации мы участвуем в проекте Минэкономразвития по реализации нескольких госуслуг на базе МФЦ, в том числе оформлению международного водительского удостоверения. Для пилотной реализации были выбраны два МФЦ, и в них эта услуга успешно оказывается. Актуальность этого сервиса обусловлена тем, что для получения такого удостоверения традиционным способом ранее необходимо ехать в Калугу. А мы предоставляем гражданам возможность избежать этого и получить документ прямо на месте. Неудивительно, что количество заявок на получение этой услуги растет. Сейчас мы работаем над тем, чтобы по такой же схеме предоставлять возможность получения водительских прав российского образца. Итоги эксперимента Минэкономразвития России будее подводить в октябре нынешнего года.

Как в регионе решается задача подготовки кадров для МФЦ?

Это одна из самых серьезных задач. Формализованных методик пока не существует, при этом сеть у нас достаточно большая – по области уже работает 26 МФЦ и 48 территориально обособленных структурных подразделений, а к концу года их станет соответственно 33 и 60. Таким образом, МФЦ – это огромное территориально распределенное учреждение с большим штатом, суммарно по нашей области в нем работает уже более 400 сотрудников. В прошлом году была создана кадровую службу МФЦ, которая достаточно успешно работает. На сегодняшний день отлажена технология приема на работу операторов МФЦ и их адаптации. Если совсем упрощать, то она реализована следующим образом: при приеме соискатель проходит собеседование, кадровая служба анализирует его опыт и оценивает способность работать с людьми, после чего он отправляется на экспресс-стажировку в калужский МФЦ, где его наставляют уже опытные сотрудники. После этого проводится адресное обучение соискателя в конкретных органах власти – для этого используются различные модели. Кроме этого каждую неделю мы по видеоконференцсвязи проводим разбор и анализ сложных ситуаций по различным услугам совместно с органами власти, их оказывающими. Эта методика очень помогает нам в отсутствие учебных заведений, специализирующихся на подготовке сотрудников МФЦ.

В конце апреля вы приняли участие во всероссийской конференции «Информационная безопасность в условиях экономического кризиса». Какие вопросы и задачи обсуждались на этом мероприятии?

На этом мероприятии нам было интересно послушать из первых уст – например, представителей ФСТЭК – о грядущих изменениях в сфере информационной безопасности. В этом году мы организовали в рамках своего министерства структурное подразделение, курирующее это направление в части защиты ведомственных информационных систем. Кроме того, это подразделение координирует работу, связанную с защитой персональных данных. Также было крайне интересно послушать выступления представителей компаний, предлагающих современные продукты и услуги на российском рынке информационной безопасности .

Как Калужская область справляется с задачей по импортозамещению в сфере ИКТ-решений, провозглашенной государством в этом году?

Если говорить о прикладных информационных системах и приложениях, то уже сейчас значимая часть используемых в Калужской области являются отечественными разработками. Наибольшую сложность в решении задачи импортозамещения представляют операционные системы и СУБД. В этих сегментах переход на российские разработки в краткосрочной перспективе, по нашей оценке, затруднен, поскольку промышленных версий таких разработок пока нет. В этой области мы можем лишь отказаться от проприетарного ПО в пользу свободно распространяемого, но все равно это будет ПО зарубежной разработки. Несмотря на сложности, импортозамещение – очень правильный и необходимый вектор развития, который дает шанс реанимировать отечественную высокотехнологичную промышленность. Главное – отдавать себе отчет, что такие глобальные и важные задачи невозможно решать быстро. Как мне кажется, необходим консорциум разработчиков, который будет стремиться удовлетворить весь рынок в целом, а не только государственные органы и их весьма специфические потребности. Только тогда можно говорить об успешности этой инициативы.

У каждой работы, как и у медали, есть две стороны. Что для вас самое трудное в вашей повседневной деятельности, а от чего вы получаете максимальное удовольствие?

Самое трудное, пожалуй, это реализация проектов, которые не всегда можно довести до победного конца. В качестве примера можно привести историю с универсальной электронной картой. Очень перспективная, на мой взгляд, инициатива, но невозможность довести ее до успешного завершения вызывает негативные эмоции. Подобные ситуации в нашей работе очень сильно демотивируют. Тем не менее даже в таких проектах мы занимаемся очень интересной работой и у моих коллег, если так можно выразиться, горят глаза. А когда по результатам проделанной работы мы получаем положительную обратную связь от граждан – это для нас самая лучшая награда.

Какие задачи стоят перед вашим ведомством в нынешнем году?

В этом году мы намерены сконцентрироваться на повышении востребованности тех сервисов, которые уже действуют, и нашего регионального портала электронных госуслуг. А для этого нужно сделать их максимально удобными для граждан. Будут также проводиться работы по переводу инфраструктуры электронного правительства региона на СМЭВ 3.0. Помимо тех проектов, о которых я уже рассказал, мы продолжим развитие геоинформационных технологий. Наиболее интересным направлением здесь является мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с использованием актуальных данных космоснимков с целью выявления нецелевого использования. В этом году будет реализован ряд проектов в сфере мониторинга транспорта и логистики. Уже сейчас мы имеем успешно функционирующую региональную навигационно-информационную систему. Текущая задача – обеспечить подключение к этой инфраструктуре пассажирских перевозчиков и предоставить доступ гражданам. И еще один масштабный проект нынешнего года – перевод всех органов власти области на новую систему электронного документооборота. В настоящий момент мы завершаем ее внедрение в нашем ведомстве и планируем перейти к тиражированию на органы власти Калужской области.

Опубликовано 18.06.2015

Похожие статьи