Российскому госсектору могут запретить закупки западных технологических решений
В ответ на новые санкции США в отношении России, подразумевающие расширение санкционного списка, ряд депутатов Госдумы РФ разработали и внесли на рассмотрение законопроект, ограничивающий, в числе прочего, закупки ПО и «железа» из США и ряда западных стран, поддерживающих политику санкций в отношении нашей страны. Запрет на закупки должен коснуться государственных и муниципальных органов, а также ряда частных компаний.
Напомним, 6 апреля 2018 года США в очередной раз расширили санкционный список в отношении РФ. Теперь в него попали 14 крупных компаний и 24 гражданина России - политики и бизнесмены, в том числе глава Роскомнадзора Александр Жаров, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, совладелец компаний «Мегафон» и Mail.ru Group Андрей Скоч, совладелец оператора системы «Платон» Игорь Ротенберг, руководители госкорпораций Алексей Миллер и Андрей Костин.
Ответные меры, предложенные депутатами ГД РФ, содержат запреты или ограничения на закупки технологического оборудования и ПО производства США, на привлечение к работе западных специалистов, а также на импорт из штатов сельскохозяйственных продуктов, алкоголя, табака, лекарственных средств (последнее вызвало широкое возмущение общественности), продукции из редкоземельных металлов, и на въезд в Россию отдельных граждан. Предполагается сокращение сотрудничества с США в таких областях, как атомная энергетика, авиастроение и ракетостроение, исчерпание исключительного права на товарные знаки.
Авторами новой законодательной инициативы выступили Вячеслав Володин (председатель Госдумы РФ), Иван Мельников (первый зампред Госдумы РФ), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Сергей Неверов («Единая Россия») и Сергей Миронов («Справедливая Россия»).
Запрет на закупки американского ПО для государственных и муниципальных нужд не приведет к катастрофе, уверяет заместитель председателя Госдумы по информационный политике, информационным технологиям и связи Владимир Крупенников, которого цитирует РИА «Новости». Он отметил, что в России давно действует законодательно норма, которая не позволяет закупать импортное ПО в случае, если есть аналогичное российское.
Стоит отметить, что предложенные депутатами контрсанкции в сфере ИТ не вызвали бурной реакции среди участников отечественного рынка. Так, часть разработчиков ПО, представителей интеграторов и вендоров в принятие законопроекта попросту не верят. Некоторые респонденты считают, что он не будет эффективен.
Некоторые другие эксперты полагают, что введение предполагаемых ограничений не добавит ничего принципиально нового к уже существующим ограничениям на использование иностранного ПО. Надеяться на то, что это в какой-либо мере ускорит темпы перехода заказчиков на отечественные программные продукты, бесперспективно.
А вот специалисты компании Spirit верят, что введение подобных запретов может сыграть положительную роль для отечественного IT-рынка, хоть и не в ближайшее время. Они полагают, что учитывая, что жизненный цикл и у оборудования, и у ПО длится, как минимум, несколько лет, объем заказов у российских вендоров может вырасти только в долгосрочной перспективе.
Наиболее заметно от антисанкционных мер, полагают специалисты, может пострадать сегмент отечественного рынка видеоконференцсвязи. Именно в этой области объем закупок технологических устройств производства США является существенной статьей расходов российских госорганов.
Кроме того, существуют опасения, что предложенные депутатами меры противодействия могут усилить китайских производителей и снизить конкуренцию среди оставшихся вендоров, поскольку производство ряда американских компаний-поставщиков перенесено в Китай. Это обстоятельство даст возможность проигнорировать установленные запреты.
Законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных штатов Америки и (или) иных иностранных государств» будет рассмотрен в ГД РФ в первом чтении 15-го мая.
Однако, даже если новый закон и будет принят, это не означает, что все антисанкции, упомянутые в документе, будут введены полностью. Меры воздействия могут вводиться по мере их необходимости все вместе или по отдельности.