Глобальный. Разумный. Гуманный

Логотип компании
Глобальный. Разумный. Гуманный

Александр Говорунов

«Петербург дал зеленый свет технологическим сервисам, которые способствуют повышению уровня комфорта и безопасности граждан»...

Сразу два петербургских проекта стали финалистами конкурса WSIS-2018, итоги которого были подведены в марте на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве. Высшую оценку международных экспертов получили Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и ГИС «Архивы Санкт-Петербурга». Эти проекты – малая толика большой работы по информатизации Северной столицы. О приоритетах и перспективах читателям журнала IT Manager рассказал вице-губернатор – руководитель Администрации губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов.

Александр Николаевич, развитие каких городских технологических сервисов для бизнеса и граждан самые важные и приоритетные в Петербурге?

«Глобальный. Разумный. Гуманный» – такой образ Петербурга определен в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга – 2030. В этом документе сделан новый акцент на функциях города. Сегодня Петербург – это историко-культурный центр мирового уровня, образовательный, научный, интеллектуальный центр. Но наша сверхзадача – сделать его в первую очередь городом комфортным для жизни, где развиваются высокотехнологичная промышленность, креативные индустрии, деловая среда и все другие сферы. Во главе угла, подчеркну, – обеспечение высокого качества жизни петербуржцев.

Важнейшим инструментом достижения этой цели является опережающее внедрение информационных технологий в приоритетные сферы жизнедеятельности Петербурга. Город дал зеленый свет технологическим сервисам, которые способствуют повышению уровня комфорта и безопасности граждан, полноценному и комплексному развитию технологий в транспортной сфере, образовании и здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергосбережении. Мы развиваем сервисы, которые позволяют обеспечить интенсивное и качественное взаимодействие граждан, представителей бизнеса и органов власти. Более того, город взял курс на снижение зависимости отрасли от импорта электронно-вычислительной техники и программного обеспечения. За последние годы в Петербурге воплощен целый ряд масштабных автоматизированных информационных проектов, выполненных российскими разработчиками. Более трехсот отдельных подсистем и программных комплексов в информационных системах Санкт-Петербурга – это отечественные продукты.

Недавно в Петербурге открыт Региональный инжиниринговый центр кибербезопасности и квантовых коммуникаций «СейфНэт». Он создан на площадке Технопарка в рамках одного из направлений Национальной технологической инициативы. Здесь для ИТ-компаний есть все условия для тестирования программных разработок, которые будут применяться в российской экономике, а также экспортироваться за рубеж, в том числе в Латинскую Америку, Индию, Китай. В Центре планируется проводить подготовку специалистов для быстро развивающейся отрасли информационных технологий. На его базе будет развернута единая система управления всеми процессами мегаполиса «Умный город».

Ваш прогноз: когда Санкт-Петербург станет «умным городом»?

Петербург с момента основания был и остается «умным городом». С берегов Невы начался опыт великой российский модернизации, осуществленной Петром Первым. Модернизации весьма успешной, в результате которой Россия встала в ряд ведущих европейских и мировых держав.

Сегодня в Северной столице более 300 научных организаций, 160 вузов и учреждений профессионального образования. Это тот мощный ресурс, который помогает городу развиваться и «смотреть за горизонт». Кстати, сам проект «Умный город» в Петербурге инициировали руководство и студенты Университета ИТМО. Это предложение полностью отвечает тем задачам, которые решает городское правительство. Поэтому год назад в Санкт-Петербурге был создан специализированный проектный офис «Умный город Санкт-Петербург», и губернатор Георгий Полтавченко лично возглавил его работу. Сегодня создана концепция, определены механизмы отбора проектов для реестра «Умного города». При этом отмечу, что мы начинаем не с нуля. В Санкт-Петербурге реализуется множество проектов с разной степенью автоматизации процессов.

Что нужно сделать городским властям для создания «Умного города» и как в этом вопросе может помочь бизнес?

Я считаю, что освоение технологий «умного города» – приоритет для бизнеса. Городская власть должна снижать административные барьеры, сокращать процессуальные и регламентные издержки – создавать такие условия, чтобы бизнес-структуры участвовали в комплексных проектах не только с очевидным экономическим эффектом, но и в социально значимых сферах.

Хотя, конечно, не все проекты являются экономически выгодными и инвестиционно привлекательными. А потому ряд инициатив реализуется за счет средств городского бюджета. Это касается в первую очередь таких проектов, как «Электронное здравоохранение», создание комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом, инженерно-энергетическим комплексом.

Крупные ИТ-корпорации нередко берут на себя полную реализацию проекта по внедрению решений Smart City в каком-либо городе. Какие преимущества и недостатки у подобного подхода применительно к Петербургу?

Воплощение в жизнь таких масштабных проектов возможно в рамках государственно-частного партнерства либо посредством концессии. Преимущество подобного подхода в том, что он реализуется на единой технологической основе и не требует интеграции различных систем независимых производителей. Но при этом велика вероятность формирования монополиста, что со временем может привести к увеличению стоимости сервисов. Тем не менее такая модель взаимодействия властей с единым интегратором для реализации потребностей города, тем более мегаполиса, оправдала себя во многих странах. Не учитывать зарубежный опыт было бы не разумно.

Для внедрения технологий «умного города» необходима соответствующая инфраструктура связи, в том числе сети передачи данных для обмена значительными объемами данными. Как вы оцениваете подготовленность города в этом аспекте?

Управление ресурсами в Петербурге на 70–80% уже ведется в электронном формате. Дистанционные системы управления, анализа и мониторинга внедрены во всех сферах обеспечения жизнедеятельности мегаполиса. У нас создана Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть органов власти, позволяющая создать оптимальные условия межведомственного обмена данными в защищенном сегменте. С ее помощью предоставляются услуги связи, госуслуги. В составе ЕМТС объединены компоненты аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Ресурсы ЕМТС уже сегодня позволяют технически осуществлять безбумажный обмен для качественного предоставления государственных услуг. Перед нами стоит задача интеграции, сквозного, прозрачного обмена данными государственных информационных систем. Это очень важно для «умного города» и цифровой экономики в целом.

Можете ли назвать такие явления, которые раньше было невозможно или слишком сложно контролировать, но с реализацией сервисов «умного города» такая возможность появится?

Я упомянул Единый центр АПК «Безопасный город». Он открыт в мае 2017 года и объединил весь комплекс информационных систем и технических средств, которые обеспечивают безопасность жителей и города. В одном здании расположились Центр управления кризисными ситуациями МЧС, Центр обработки вызовов системы «112», Центр управления транспортом, Дежурная служба аппарата губернатора Санкт-Петербурга, городская система видеонаблюдения, система обеспечения безопасности социальных объектов. Особенность построения АПК «Безопасный город» в том, что максимально использована инфраструктура региона и на ее основе теперь создаются новые автоматизированные системы.

Что дал городу такой Единый центр? Во-первых, мы получили автоматизированную систему прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений при происшествиях. Безусловно, это снижает риски, связанные с человеческим фактором. Во-вторых, автоматизированы процессы управления транспортной инфраструктурой во время массовых мероприятий в Петербурге, а также в случае различных инцидентов на городской транспортной сети. В период проведения Кубка конфедераций, в соответствии с требованиями ФИФА, городской Центр управления транспортом работал как Региональный центр управления пассажирскими перевозками и хорошо себя зарекомендовал. Здесь определялись маршруты различных клиентских групп. Этот опыт будет использован и во время чемпионата мира по футболу.

Кроме того, в Едином центре мы создаем специальную автоматизированную систему оперативного управления информационной безопасностью. Его задача – повысить степень защиты информации государственных органов, а также обеспечить антивирусную защиту государственных информационных ресурсов и систем Санкт-Петербурга.

Хочу подчеркнуть, что в Петербурге создана вся базовая инфраструктура: каналы передачи данных, центры обработки данных, где размещены все государственные ресурсы. Мы серьезно работаем над новыми инструментами и ресурсами, их интеграцией, защитой информации, регламентацией процессов. Возможностей для реализации «умных решений» у нас сейчас на порядок больше, чем раньше.

Глобальный. Разумный. Гуманный. Рис. 1

Госсектор должен руководствоваться принципом импортозамещения ПО при реализации ИТ-проектов. Есть ли на российском рынке в достаточном количестве такие продукты?

Все программное обеспечение и аппаратные средства для защиты информации всех государственных информационных систем Санкт-Петербурга – российского производства. Кстати, большая их часть сделана нашими петербургскими компаниями. Это результат политики создания и развития информационных систем в Санкт-Петербурге.

Что касается офисных программ и операционных систем, надо признать, что российские разработки пока далеки от совершенства. Мы постоянно проводим тестирование решений. Да, на них допустимо выполнение многих типовых задач. Однако, когда речь заходит об использовании криптозащиты, электронно-цифровой подписи, очевидно, что отечественные программные продукты являются очень конкурентными и используются в госсекторе на 100%.

Минстрой России предлагает сделать проект «Умный город» частью госпрограммы «Цифровая экономика». Как вы оцениваете это предложение?

Новые тенденции «цифровизации» всех сторон социально значимых отраслей позволяют оценить автоматизацию и внутреннюю интеграцию всех систем управления городскими ресурсами. То есть сам по себе «умный город» – одно из направлений цифровой экономики. Урегулирование нормативной базы на федеральном уровне для запуска и продвижения цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности упростит реализацию таких проектов в регионах.

Опубликовано 16.04.2018