Юлия Смирнова: От приоритетов к достижениям. Цифровые тенденции Северной столицы

Логотип компании
Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-­Петербурга Юлия Смирнова рассказывает о том, что было сделано за год, и о стратегической роли импортозамещения в развитии региона.

Современный мир активно движется в направлении цифровизации, и крупные города, как культурные и экономические центры, становятся основными игроками в происходящем процессе. Санкт-Петербург демонстрирует образец успешной стратегии в этой сфере, активно поддерживая и развивая ИТ-индустрию в регионе и занимаясь интеграцией ИТ-новшеств в повседневную жизнь горожан.

В интервью журналу IT Manager председатель Комитета по информатизации и связи Санкт­-Петербурга Юлия Смирнова рассказывает о том, что было сделано за год, и о стратегической роли импортозамещения в развитии региона. Осознавая важность снижения зависимости от иностранных технологий, правительство города предоставляет всестороннюю поддержку местным ИТ-­компаниям: от налоговых льгот и аккредитации до грантов и включения в специализированные реестры. Такой подход стимулирует производство качественных российских ИТ-­продуктов и сервисов, делая город на Неве одним из лидеров импортозамещения в стране.

Юлия Леонидовна, в прошлом году вы поделились с нами планами и ожиданиями. Какие из них были успешно реализованы, а с какими возникли сложности?

Этот год стал очень активным и плодотворным. Продолжилась реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — совершенствовался электронный способ взаимодействия государства, граждан и бизнеса, вводились новые методы и правила предоставления электронных госуслуг, включая проактивный подход, жители вовлекались в обсуждение актуальных вопросов развития Санкт­Петербурга в рамках внедрения принципов клиентоцен­тричности.

На портале госуслуг Санкт-­Петербурга по ряду услуг жилищной сферы в этом году разработан механизм применения нескольких электронных подписей в рамках одного электронного заявления, это необходимо для случаев, когда требуется подпись нескольких членов семьи или собственников жилья. Созданы новые электронные услуги и сервисы. Ведется разработка проактивных инструментов, чтобы заранее уведомлять заявителей о необходимости подачи заявлений на возобновление ряда ежегодных социальных выплат и пособий. Будет также добавлена возможность подачи заявлений на эти услуги в электронном виде.

Проводилось развитие уже существующих решений для органов власти, что существенно экономит время сотрудников и упрощает процесс работы.

В части безопасности реализовано все задуманное. Количество камер в городской системе видео­наблюдения до конца года достигнет 90 тысяч. Кроме того, за девять месяцев установлено более 5000 камер на входе в парадные Петербурга в рамках проекта «Умный двор». Все это помогло снизить уровень преступности и вандализма в местах установки камер.

В рамках развития АПК «Безопасный город» начато несколько пилотных проектов по видеоаналитике. Установлены камеры с нейросетью на водном транспорте и детской площадке в Василеостровском районе. Искусственный интеллект помогает выявлять нарушения. На воде, например, видеоаналитика распознает мусор или разливы нефти, на детской площадке — незаконный выгул собак или неработающие фонари, а также многое другое. Основная задача, конечно, — выявлять противоправные действия в отношении юных граждан. В этом случае видеоаналитика распознает людей по лицам и по характерным атрибутам одежды.

Как вы оцениваете текущий уровень импортозамещения в сфере информационных технологий в государственных структурах? Где, на ваш взгляд, импортозамещение проходит наиболее успешно, а где еще предстоит провести большую работу?

В органах государственной власти успешно идет импортозамещение на рабочих местах: на текущий момент заменена уже половина. Это касается как программного обеспечения, операционных систем, офисного пакета, так и самой вычислительной техники. В течение последних трех лет закуплены десятки тысяч единиц техники, десятки тысяч лицензий. К 2025 году будет достигнуто 100%­-ное импортозамещение во всем городе.

Для государственных информационных систем требуется переписывание программного кода, поскольку код каждой государственной информационной системы оптимизирован под конкретный стек технологий, и простой заменой программного обеспечения, даже с условием переобучения пользователей, здесь не обойтись.

В новых сервисах, которые сейчас разрабатываются, либо в уже существующих, помимо создания нового функционала, происходит также переписывание кода под использование отечественного программного обеспечения.

Влияет ли стратегия импортозамещения на качество и надежность используемых ИТ-­решений?

Безусловно, влияет. Сам факт перехода на оте­чественное решение подразумевает повышение безопасности инфраструктуры. Импортные решения достаточно уязвимы, в том числе в части сбора данных пользователей. Также в импортных сервисах все острее становится проблема техобслуживания — перестают выходить обновления, начинаются сбои, которые некому устранить.

С помощью отечественных решений обеспечивается максимальный уровень сервиса, комфорт и удобство, минимальное время реакции на все обращения, потому что разработчики находятся в России, зачастую даже в Петербурге.

Также благодаря импортозамещению происходит обновление технологий на более передовые.

В прошлый раз вы говорили о том, что правительством города выбран курс на клиентоцентричность. Что уже сделано в этом направлении?

На портале госуслуг Санкт­-Петербурга разработана возможность «подгонки под себя» описания услуг — в зависимости от ситуации или цели заявителя описание услуги можно сократить до минимально требуемых документов и процедур. Постепенно осуществляется переход от предоставления отдельных услуг и сервисов к комплексному подходу, то есть к оказанию помощи заявителю в рамках конкретной жизненной ситуации. Для этого внедряются так называемые суперсервисы для жителей города и для бизнеса.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

Активно развивается экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург», в которой сейчас представлено 229 сервисов, 19 из них появились в текущем году. Также развивается флагманское мини­приложение «ВКонтакте» — «Я здесь живу», в нем запустились, в частности, сервисы «Уборка дорог», «Блокада Ленинграда», «Мой питомец», «Я родитель», «Детские сады» и другие.

Городские системы нацелены на конкретного пользователя — жителя или гостя Санкт-­Петербурга. Поэтому важно, чтобы пользователи давали обратную связь. Это позволит делать системы и сервисы еще лучше, еще качественнее, еще клиентоцентричнее.

В сентябре Cnews обнародовал рейтинг крупнейших российских поставщиков решений для импортозамещения ИТ­продуктов. В топ 100 за 2022 год вошли 12 компаний, головной офис которых базируется в Санкт-­Петербурге. Как город стимулирует развитие ИТ­-компаний и их продуктов, чтобы выходить на лидирующие позиции в российских рейтингах?

Правительство Санкт­-Петербурга оказывает ИТ­-компаниям все меры государственной поддержки, среди которых налоговые льготы, льготные кредиты и ипотека, гранты, аккредитация, включение в реестры и многие другие. Согласно постановлению Правительства России об импортозамещении, закупка оборудования осуществляется только у компаний, включенных в реестр российского программного обеспечения.

Взаимовыгодное сотрудничество государства с отечественными компаниями в среднесрочной перспективе предусматривает заключение договоров об обмене данными, размещении цифровых сервисов на платформах. А в стратегическом масштабе предполагается подготовка специалистов ИТ-­отрасли, необходимых городу.

С учетом глобальных тенденций какую роль, на ваш взгляд, будет играть искусственный интеллект в стратегии информатизации города на ближайшие годы?

Технологии искусственного интеллекта стремительно внедряются во всем мире, и Санкт­-Петербург не исключение. Планируется использовать ИИ для повышения удобства и клиентоцентричности государственных информационных систем и цифровых сервисов. ИИ позволяет избавиться от рутинных операций и при грамотном применении обеспечит эффективную поддержку в принятии решений, предоставит пользователю рекомендации по его потребностям. Он будет помощником, но не заменит живых людей в принятии решений.

Искусственный интеллект значительно оптимизирует процессы в сфере здравоохранения. Например, в рамках поддержки принятия врачебных решений, голосового ввода информации, диагностике пациентов. На ближайшее время намечена реализация нескольких проектов с использованием ИИ.

В текущем году продолжено успешное применение искусственного интеллекта в Службе «122». Например, внедрено онлайн-­консультирование голосовым помощником «Виктория» по компенсациям на оплату ЖКУ и порядку их оформления. Голосовой помощник самостоятельно отвечает на вопросы по 18 основным тематикам справочной службы по выплатам и компенсациям: как происходит расчет выплат; какой размер компенсации положен той или иной льготной категории; что нужно сделать для оформления компенсации; куда обратиться для смены реквизитов, и т. д.

Одновременно со стартом транспортной реформы реализован проект по обработке входящих звонков граждан об изменениях работы наземного общественного транспорта. Голосовой помощник распознает 52 тематики, а самостоятельно, без помощи оператора, может ответить по 29 тематикам справочной службы: маршруты и их изменения, расчетное время прибытия, расписание, баланс, срок действия и условия активации «Подорожника», и т. д.

Опубликовано 01.11.2023

Похожие статьи