Юлия Смирнова: От приоритетов к достижениям. Цифровые тенденции Северной столицы

Логотип компании
Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-­Петербурга Юлия Смирнова рассказывает о том, что было сделано за год, и о стратегической роли импортозамещения в развитии региона.

Современный мир активно движется в направлении цифровизации, и крупные города, как культурные и экономические центры, становятся основными игроками в происходящем процессе. Санкт-Петербург демонстрирует образец успешной стратегии в этой сфере, активно поддерживая и развивая ИТ-индустрию в регионе и занимаясь интеграцией ИТ-новшеств в повседневную жизнь горожан.

В интервью журналу IT Manager председатель Комитета по информатизации и связи Санкт­-Петербурга Юлия Смирнова рассказывает о том, что было сделано за год, и о стратегической роли импортозамещения в развитии региона. Осознавая важность снижения зависимости от иностранных технологий, правительство города предоставляет всестороннюю поддержку местным ИТ-­компаниям: от налоговых льгот и аккредитации до грантов и включения в специализированные реестры. Такой подход стимулирует производство качественных российских ИТ-­продуктов и сервисов, делая город на Неве одним из лидеров импортозамещения в стране.

Юлия Леонидовна, в прошлом году вы поделились с нами планами и ожиданиями. Какие из них были успешно реализованы, а с какими возникли сложности?

Этот год стал очень активным и плодотворным. Продолжилась реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — совершенствовался электронный способ взаимодействия государства, граждан и бизнеса, вводились новые методы и правила предоставления электронных госуслуг, включая проактивный подход, жители вовлекались в обсуждение актуальных вопросов развития Санкт­Петербурга в рамках внедрения принципов клиентоцен­тричности.

На портале госуслуг Санкт-­Петербурга по ряду услуг жилищной сферы в этом году разработан механизм применения нескольких электронных подписей в рамках одного электронного заявления, это необходимо для случаев, когда требуется подпись нескольких членов семьи или собственников жилья. Созданы новые электронные услуги и сервисы. Ведется разработка проактивных инструментов, чтобы заранее уведомлять заявителей о необходимости подачи заявлений на возобновление ряда ежегодных социальных выплат и пособий. Будет также добавлена возможность подачи заявлений на эти услуги в электронном виде.

Проводилось развитие уже существующих решений для органов власти, что существенно экономит время сотрудников и упрощает процесс работы.

В части безопасности реализовано все задуманное. Количество камер в городской системе видео­наблюдения до конца года достигнет 90 тысяч. Кроме того, за девять месяцев установлено более 5000 камер на входе в парадные Петербурга в рамках проекта «Умный двор». Все это помогло снизить уровень преступности и вандализма в местах установки камер.

В рамках развития АПК «Безопасный город» начато несколько пилотных проектов по видеоаналитике. Установлены камеры с нейросетью на водном транспорте и детской площадке в Василеостровском районе. Искусственный интеллект помогает выявлять нарушения. На воде, например, видеоаналитика распознает мусор или разливы нефти, на детской площадке — незаконный выгул собак или неработающие фонари, а также многое другое. Основная задача, конечно, — выявлять противоправные действия в отношении юных граждан. В этом случае видеоаналитика распознает людей по лицам и по характерным атрибутам одежды.

Как вы оцениваете текущий уровень импортозамещения в сфере информационных технологий в государственных структурах? Где, на ваш взгляд, импортозамещение проходит наиболее успешно, а где еще предстоит провести большую работу?

В органах государственной власти успешно идет импортозамещение на рабочих местах: на текущий момент заменена уже половина. Это касается как программного обеспечения, операционных систем, офисного пакета, так и самой вычислительной техники. В течение последних трех лет закуплены десятки тысяч единиц техники, десятки тысяч лицензий. К 2025 году будет достигнуто 100%­-ное импортозамещение во всем городе.

Для государственных информационных систем требуется переписывание программного кода, поскольку код каждой государственной информационной системы оптимизирован под конкретный стек технологий, и простой заменой программного обеспечения, даже с условием переобучения пользователей, здесь не обойтись.

В новых сервисах, которые сейчас разрабатываются, либо в уже существующих, помимо создания нового функционала, происходит также переписывание кода под использование отечественного программного обеспечения.

Влияет ли стратегия импортозамещения на качество и надежность используемых ИТ-­решений?

Безусловно, влияет. Сам факт перехода на оте­чественное решение подразумевает повышение безопасности инфраструктуры. Импортные решения достаточно уязвимы, в том числе в части сбора данных пользователей. Также в импортных сервисах все острее становится проблема техобслуживания — перестают выходить обновления, начинаются сбои, которые некому устранить.

С помощью отечественных решений обеспечивается максимальный уровень сервиса, комфорт и удобство, минимальное время реакции на все обращения, потому что разработчики находятся в России, зачастую даже в Петербурге.

Также благодаря импортозамещению происходит обновление технологий на более передовые.

В прошлый раз вы говорили о том, что правительством города выбран курс на клиентоцентричность. Что уже сделано в этом направлении?

На портале госуслуг Санкт­-Петербурга разработана возможность «подгонки под себя» описания услуг — в зависимости от ситуации или цели заявителя описание услуги можно сократить до минимально требуемых документов и процедур. Постепенно осуществляется переход от предоставления отдельных услуг и сервисов к комплексному подходу, то есть к оказанию помощи заявителю в рамках конкретной жизненной ситуации. Для этого внедряются так называемые суперсервисы для жителей города и для бизнеса.

Активно развивается экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург», в которой сейчас представлено 229 сервисов, 19 из них появились в текущем году. Также развивается флагманское мини­приложение «ВКонтакте» — «Я здесь живу», в нем запустились, в частности, сервисы «Уборка дорог», «Блокада Ленинграда», «Мой питомец», «Я родитель», «Детские сады» и другие.

Городские системы нацелены на конкретного пользователя — жителя или гостя Санкт-­Петербурга. Поэтому важно, чтобы пользователи давали обратную связь. Это позволит делать системы и сервисы еще лучше, еще качественнее, еще клиентоцентричнее.

В сентябре Cnews обнародовал рейтинг крупнейших российских поставщиков решений для импортозамещения ИТ­продуктов. В топ 100 за 2022 год вошли 12 компаний, головной офис которых базируется в Санкт-­Петербурге. Как город стимулирует развитие ИТ­-компаний и их продуктов, чтобы выходить на лидирующие позиции в российских рейтингах?

Правительство Санкт­-Петербурга оказывает ИТ­-компаниям все меры государственной поддержки, среди которых налоговые льготы, льготные кредиты и ипотека, гранты, аккредитация, включение в реестры и многие другие. Согласно постановлению Правительства России об импортозамещении, закупка оборудования осуществляется только у компаний, включенных в реестр российского программного обеспечения.

Взаимовыгодное сотрудничество государства с отечественными компаниями в среднесрочной перспективе предусматривает заключение договоров об обмене данными, размещении цифровых сервисов на платформах. А в стратегическом масштабе предполагается подготовка специалистов ИТ-­отрасли, необходимых городу.

С учетом глобальных тенденций какую роль, на ваш взгляд, будет играть искусственный интеллект в стратегии информатизации города на ближайшие годы?

Технологии искусственного интеллекта стремительно внедряются во всем мире, и Санкт­-Петербург не исключение. Планируется использовать ИИ для повышения удобства и клиентоцентричности государственных информационных систем и цифровых сервисов. ИИ позволяет избавиться от рутинных операций и при грамотном применении обеспечит эффективную поддержку в принятии решений, предоставит пользователю рекомендации по его потребностям. Он будет помощником, но не заменит живых людей в принятии решений.

Искусственный интеллект значительно оптимизирует процессы в сфере здравоохранения. Например, в рамках поддержки принятия врачебных решений, голосового ввода информации, диагностике пациентов. На ближайшее время намечена реализация нескольких проектов с использованием ИИ.

В текущем году продолжено успешное применение искусственного интеллекта в Службе «122». Например, внедрено онлайн-­консультирование голосовым помощником «Виктория» по компенсациям на оплату ЖКУ и порядку их оформления. Голосовой помощник самостоятельно отвечает на вопросы по 18 основным тематикам справочной службы по выплатам и компенсациям: как происходит расчет выплат; какой размер компенсации положен той или иной льготной категории; что нужно сделать для оформления компенсации; куда обратиться для смены реквизитов, и т. д.

Одновременно со стартом транспортной реформы реализован проект по обработке входящих звонков граждан об изменениях работы наземного общественного транспорта. Голосовой помощник распознает 52 тематики, а самостоятельно, без помощи оператора, может ответить по 29 тематикам справочной службы: маршруты и их изменения, расчетное время прибытия, расписание, баланс, срок действия и условия активации «Подорожника», и т. д.

Опубликовано 01.11.2023

Похожие статьи