Ксения Сухотина: Атомная цифра. Зачем «Росатому» «умные города»

Логотип компании
Мы живем в эпоху цифровых сервисов, которые не только помогают нам в повседневных бытовых вещах, но и регулируют более глобальные аспекты жизни современного человека: городские услуги, энергетику и ресурсоснабжение, дорожное движение и общественный транспорт. Все это повышает качество жизни, делает ее более комфортной, безопасной и предсказуемой, что актуально не только для мегаполисов, но и для небольших городов.

Компания «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в «Росатом») разрабатывает такие сервисы в нашей стране, решая задачи импортозамещения и укрепления цифрового суверенитета. О принципах и подходах к разработке нам рассказала генеральный директор компании Ксения Сухотина.

Вы входите в энергетическую корпорацию, при этом активно занимаетесь цифровизацией. Почему это важно, ведь вы все-таки не телеком-компания?

Есть два направления: внутренняя цифровизация и разработка продуктов для российского рынка. Что касается первого, «Росатом» — огромная корпорация с множеством различных процессов, и цифровизация деятельности вполне естественна. С одной стороны, важно не зависеть от внешних поставщиков, с другой — это экономически оправданно. Очевидно, что в случае таких инструментов, как «1С» или бухгалтерские программы, нет смысла изобретать что-то новое, поскольку они уже существуют и хорошо зарекомендовали себя на рынке. Однако в случае проектирования, 3D-моделирования, других задач, особенно учитывая закрытый характер некоторых проектов «Росатома», крайне важно иметь собственные решения.

С другой стороны, сейчас страна решает амбициозную задачу по обеспечению технологического суверенитета, созданию приоритетных классов отечественного ПО. Разумеется, мы стремимся внести свой вклад в достижение этих целей.

Внутри атомной отрасли наша компания работает над развитием технологий «Умного города». Предприятия «Росатома» являются градообразующими более чем в двадцати городах, в том числе закрытых. Мы заинтересованы обеспечить людям комфортное проживание, чтобы наши сотрудники, члены их семей имели такие же возможности, как в мегаполисах. Поэтому несколько лет назад мы в сотрудничестве с Минстроем России, который в то время как раз активно разрабатывал нормативные решения для «умных городов», начали реализацию собственного проекта.

Наша команда разработала цифровую платформу, которая первоначально была внедрена в закрытом городе Сарове. Решение оказалось успешным, в результате платформа внедрена во множестве городов, в том числе и там, где нет предприятий «Росатома». Это именно платформенное решение, состоящее более чем из 60 сервисов практически по всем направлениям стандарта «Умного города». В ней есть модули для ЖКХ, транспорта, туризма, госуправления. Важно, что все они имеют и необходимые интеграции как между собой, так и с платформой.

Что для вас имеет особое значение при выборе географической локации для вашего проекта «Умный город»?

Нам очень важно понимать, какой вклад мы можем внести в прямое развитие территории. Мы заинтересованы в том, чтобы люди пользовались нашими сервисами. Например, в Железноводске работает не только наша платформа «Умный город», но и цифровая туристическая инфраструктура. Благодаря этим инновациям город смог определить потенциальные точки развития в сфере туризма. Мы предоставили дополнительные сервисы, которые помогают гостям и жителям быстро планировать свое время и приобретать необходимые товары и услуги. Рады видеть, что решение развивается, приносит пользу и расширяется — платформа «Умный город» действует во всех городах Ставрополья.

В каких сферах ваши цифровые решения, ваши цифровые сервисы наиболее востребованы?

Наблюдается значительный спрос на системы для цифровизации предприятий, занимающихся ресурсоснабжением, энергетикой, водо- и теплоснабжением. В то же время энергетика и ЖКХ являются одними из самых консервативных отраслей. Многие предприятия, за исключением базовых программ бухучета и документооборота, до сих пор не приступили к цифровизации. Это общая проблема, а значит, потенциал данного рынка огромен. У нас есть позитивный опыт. Мы знаем электроэнергетику и РСО изнутри, понимаем, как развивается цифровизация в ЖКХ, какие есть эффекты и точки роста. Мы видим, что предприятия стали более активно использовать отечественные программные решения для цифровизации — по данным наших аналитиков, доля российского ПО в закупках предприятий сектора ресурсоснабжения выросла с 60 до 80%.

Кроме того, существен потенциал цифровизации в городской транспортной инфраструктуре, а также сфере общественной безопасности.

Как вы проектируете и тестируете свои цифровые продукты и насколько зрелым является ваш продуктовый процесс?

Процессы создания продукта и его выведения на рынок не сильно отличаются от подхода ИТ-компаний. Важнее то, что мы обкатываем наши решения у себя и постоянно работаем над улучшением технических составляющих своих продуктов: стабильности, безопасности, удобства для пользователей. Когда мы предлагаем нашим внешним заказчикам решение, оно уже проработано и протестировано в реальных условиях на наших собственных предприятиях.

Какие особенности в разработке цифровых сервисов вышли на первое место в свете санкций и оттока зарубежных ИТ-компаний из России? Раньше нередко случалось, что мы рассматриваем какой-либо российский программный продукт, а «под капотом» у него импортное решение или что-то подобное...

С точки зрения разработки программного обеспечения и создания решений у нас не возникло острых проблем, поскольку мы всегда ориентировались на использование собственных и отечественных разработок других компаний. Мы не только разработчик ПО, но и интегратор, предоставляем различные решения и оборудование. После ухода иностранных вендоров и поставщиков стало сложнее, но все же находим варианты и продолжаем сами развивать рынок.

Например, мы существенно расширили свои компетенции в сфере цифровизации транспортной инфраструктуры. В нашем контуре есть направление ИТС (интеллектуальные транспортные системы) с широким продуктовым портфелем, на текущий момент локализация компонентой базы в этих продуктах достигает 80%. При поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ведется проект по созданию отечественного программно-аппаратного комплекса фото- и видеофиксации. Параллельно разрабатывается отечественный мультисенсорный программно-аппаратный комплекс для построения интеллектуальной инфраструктуры «умных городов».

Вообще же в рамках транспортного направления мы развиваем несколько продуктов: ИТС, парковки, фотовидеофиксацию, весогабаритный контроль.

Какие актуальные продукты родились внутри, закрывали потребности компании, а сейчас оказались особенно востребованы на рынке?

В 2019 году для внутренних задач «Росатома» мы разработали инфраструктурную IoT-платформу. На тот момент компания уже долгое время применяла системы SCADA на своих объектах. Собственный продукт был нужен для того, чтобы снизить риски, связанные с использованием внешних программных продуктов и привлечением сторонних подрядчиков к критической информационной инфраструктуре, а также обезопасить бизнес-модель и сделать ее более эффективной с точки зрения возврата инвестиций.

«Росатом» — это сотни крупных производственных объектов. Помимо необходимости автоматизации в сфере управления производством, дочерние компании госкорпорации решают задачу автоматизации в сфере управления самими производственными комплексами. Это сложные структуры, они включают в себя системы безопасности, сигнализации, управления температурными режимами, освещенностью. Архитектура должна обеспечивать централизованный мониторинг, представляя собой гибкую, свободно программируемую распределенную систему. При этом количество устройств, датчиков, различных систем постоянно увеличивается, и одновременно растут требования как к глубине автоматизации инженерных систем, так и к функциональным возможностям.

Необходима была платформа, обеспечивающая быструю обработку данных, аналитику, прогнозирование. Система должна интегрироваться как с оборудованием, так и с другими информационными системами. Наличие платформы позволяет свести различные протоколы и форматы данных в один программный интерфейс, гарантируя точную передачу информации и взаимодействие со всеми устройствами. Фактически при создании такой системы автоматизации речь идет о формировании виртуального аналога реального объекта — цифрового двойника зданий.

Похожие продукты были представлены на рынке, но в основном они использовали зарубежное программное обеспечение и не могли эксплуатироваться на стратегических объектах, поэтому и возникла необходимость разработки собственной платформы.

Так было создано решение, которое с уходом тех самых зарубежных продуктов стало очень востребованным. В 2022 году мы провели пилотные внедрения на нескольких своих предприятиях. Там инфраструктурная IoT-платформа тестировалась вместе с другими системами автоматизации от признанных лидеров рынка. Задачей наших инженеров было провести нагрузочное тестирование таких продуктов, сопоставить скорость реакции, скорость обработки и хранения информации, вывода информации в оперативный доступ. Эти проекты показали, что наш продукт не уступает конкурентам, и сейчас он выведен на рынок.

Опубликовано 03.11.2023

Похожие статьи