Станислав Казарин: «Перевести более ста информационных систем на отечественные БД — грандиозная задача»

Логотип компании
Кто будет финансировать фундаментальные исследования? Как государство разрабатывает ИИ-решения?

Большое преимущество крупных мероприятий в том, что на них легко можно побеседовать с высокопоставленными чиновниками и лидерами отрасли, задать вопросы и получить комментарии.

Петербургский международный экономический форум в этом отношении — просто клондайк для СМИ. Сразу после секции, посвященной технологическим векторам России, мы побеседовали с вице-губернатором Санкт-Петербурга Станиславом Казариным. Расспросили его о сотрудничестве с ведущими российскими компаниями, вызовах, связанных с переводом государственных информационных систем на отечественные платформы, а также о взаимодействии государства, бизнеса и вузов для достижения технологического лидерства.

Станислав Валериевич, что нового представил Санкт-Петербург на ПМЭФ?

Очень много. Например, в этом году мы зафиксировали соглашение со Сбером о совместной работе по развитию генеративных моделей, лингвистических моделей искусственного интеллекта для наших государственных служб. Мы примерно полгода вместе с ними проверяли различные гипотезы, и часть из них доказала свою состоятельность. Теперь необходимо на более интенсивной и качественной основе продолжить работу по подготовке данных и обучению нейросетей. Соглашение подписано и поддержано губернатором Александром Бегловым и президентом, председателем правления ПАО «Сбербанк» Германом Грефом.  Мы рассчитываем, что к концу этого года - началу следующего увидим практический результат. В работе уже используются и GigaChat, и Kandinsky.

Сегодня на одной из секций обсуждали импортозамещение. В то же время наш известный производитель отечественного программного обеспечения говорит о том, что очень сложно преодолевать сопротивление пользователей при переводе зарубежных продуктов на российские: другая архитектура, другая мотивация, другие знания. Это касается бизнеса. Есть ли проблемы в госсекторе с этим или вы всё изначально строили на российских продуктах и таких проблем нет?

Никто изначально на российских продуктах не строил, потому что по некоторым направлениям до сих пор нет российских продуктов, и замещать нечем. По многим направлениям производительность российского оборудования и программного обеспечения пока не дотягивает до корпоративных размеров задач, которые стоят, в том числе, перед Правительством Санкт-Петербурга. Тем не менее, поскольку этот процесс начался несколько лет назад, мы более глубоко понимаем, как это делать, и успели подготовиться.

Другое дело, что переписать 108 государственных информационных систем на отечественную базу данных - это задача, требующая огромного программистского ресурса, времени и, естественно, финансовых затрат. Сделать это за год или два невозможно. Реализуются разработанные правительственные планы, проинвентаризирована вся имеющаяся инфраструктура - как аппаратная, так и программная, системное и прикладное ПО.

Мы прекрасно понимаем, в какой момент времени запланировали работу по переводу или полному переписыванию тех или иных государственных информационных систем. Эта работа не закончится даже в 2027 году.

Ещё один вопрос. На той же секции, где обсуждались технологические векторы, говорилось о таком триумвирате - государство - бизнес - вузы. Об очень плотном взаимодействии для того, чтобы идти вперед и от импортозамещения перейти к технологическому лидерству, потому что в ИТ пока мы отстаём. Губернатор Нижегородской области отмечал, что власти региона очень активно сотрудничают с вузами, инвестируют в научные разработки, в ИТ-разработки. А как у вас в Санкт-Петербурге?

У нас действует специальный фонд, который также поддерживает инициативы научного сообщества, в том числе молодых ученых, студентов, аспирантов. Главное, чтобы за этим стояла конкретная практическая задача и способ её решения. В том числе, есть механизмы для более фундаментальных исследований.

Но вообще, на мой взгляд, задача государства поддерживать инфраструктуру и фундаментальные исследования, с чем бизнесу самостоятельно справиться очень сложно. И когда на базе фундаментальных исследований появляются инфраструктуры, интерфейсы или платформы, их может использовать уже частный бизнес для разработки конкретных прикладных программных комплексов и технических решений, использовать их для коммерческой деятельности. И на этом этапе государство тоже начинает в своей деятельности использовать эти прикладные разработки.

Что сейчас происходит с искусственным интеллектом? Только государство и две крупные российские компании действительно серьезно вкладываются в развитие инфраструктуры искусственного интеллекта. Но тысячи и тысячи компаний используют ИИ для создания прикладного ПО. Государство покупает как сервис уже конкретное прикладное обеспечение, такое как системы анализа видеопотока, системы синтеза, анализа голоса, поддержки принятия параллельных решений. Государство покупает конкретный программный продукт и использует его в своей деятельности. Я считаю, что в этом ключе все сейчас работают весьма результативно.

Опубликовано 07.06.2024

Похожие статьи