Знал бы прикуп – жил бы в Сочи

Логотип компании
Знал бы прикуп – жил бы в Сочи
COVID наступил, а всеобщая цифровизация почему-то нет. Хотя, возможно, мы просто не осознаем тот масштаб изменений, который постепенно происходит вокруг нас.

Заголовок статьи относится к теме номера как некая метафора о невозможности знать будущее, и если кто-то его и знает, то вряд ли стал бы об этом рассказывать. В то же время мы, как айтишники, можем наблюдать текущие процессы, подмечать тенденции, анализировать и аппроксимировать на некоторый промежуток времени с допустимой вероятностью. Конечно, мало пару лет назад кто мог предсказать COVID и массовую истерию с (само)изоляцией, удалёнкой, масками и прочим.

Только по большому счету COVID ничего не изменил – он просто явился катализатором уже происходящих процессов. Да, туризм, авиасообщение, рестораны и некоторые другие отрасли так не считают, но если не произойдет чего-то еще худшего, они скоро восстановятся и обретут тот же вид, что и до 2020-го. Мир в целом, конечно, изменился и будет продолжать меняться, но он менялся давно, вернее всегда - просто сейчас его изменение несколько ускорилось. Интересно рассмотреть несколько областей, изменения в которых мы почувствуем в самом ближайшем будущем – может, даже уже в году.

(Не)возврат в офисы. Бум коворкингов и фри-спейсов

В психологии есть классическая схема «принятия неизбежного». Зачастую ее применяют в управлении изменениями для объяснения процесса в организации.

Что-то похожее, но в мировом масштабе произошло весной 2020-го, когда первый раз объявили о нерабочей неделе, самоизоляции, карантине, удаленной работе и прочих вещах, немыслимых в 2019-м.

Сначала появилось массовое отрицание ситуации, потом «гнев», выраженный через шутки и мемы. Потом «торг» о том, как долго это продлится, возможность выхода в офис для «удаленщиков» и тому подобное. «Депрессия», как мне кажется, продолжается до сих пор и, скорее всего, будет длиться до лета. С осени по весну не только эпидемиологически опасный, но и традиционно депрессивный период. А летом придет «принятие» того, что «как раньше» уже не будет. Интересно, что для понимания этого нам не хватило одного года.

Летом частично пройдет вакцинация, частично повлияет сезонное снижение заболеваемости, часть сотрудников уже переболеет - в целом будет повод вернуться в офисы тем, кто ждал этого возвращения. Возвращения, по моим ощущениям, ждут многие, хотя уже немало сотрудников полноценно вернулись в офисы и работают с некоторыми ограничениями, потому что «сколько можно ждать».

Однако прецедент показал, что удаленная работа возможна. Есть много нюансов, относящихся к управлению и эффективности на удалёнке и их осмысление и решение потребует некоторого времени. Пока все идет по накатанной – все будет как есть, но если понадобится сокращать издержки, то аренда офиса сейчас первый кандидат на сокращение. Да и при росте бизнеса вместо более просторного офиса теперь имеет смысл подумать об оптимизации текущего пространства и переоборудования его в открытое пространство со свободным размещением.

В нашем центральном офисе в Финляндии к этой идее пришли примерно два года назад, отказавшись от кабинетов и фиксированных мест и заменив их на свободные – кто первый пришел, то и занял удобное место. И менеджмент сидит рядом с трудовым коллективом так же за свободными местами. Это все было сделано за два года до пандемии для увеличения «вместимости» офиса. А может, они что-то знали?!?

Внутренние процессы и удаленная работа

Ну что же, массовая удаленная работа свершилась как данность, и как это обычно бывает, после формирования новой данности к ней пытаются приспособить законодательство.

Новый закон об удаленной работе вроде ничего особо нового не привнес, однако формализовал или легализовал некоторые процессы. Например, общение между компанией и сотрудниками теперь официально можно вести в электронном виде и по электронной почте.

Вот в эту сторону логично дальнейшее развитие взаимодействия: бумаги всегда были привычны и их использование объяснялось исторической данностью – «мы так всегда делали». Апрельская история заставила придумать новые «временные» бизнес-процессы, а после возвращения в офис будет выбор – или вернуться к историческим бумажным БП, или продолжать с временными, или пересмотреть и разработать новые процессы, соответствующие законодательству и сегодняшним цифровым реалиям.

Изменение бизнес-процессов – сложная и длительная операция, поэтому результаты будут видны не сразу, но, думаю, в горизонте двух лет мы заметим значительное снижение рынка потребления офисной бумаги и печатной техники.

Группа «Мется» была известным производителем офисной бумаги и одним из лидеров этого рынка. Но курс на цифровизацию мы заметили довольно давно и в 2016-м продали последний завод, выпускавший офисную бумагу. Опять знали?!?

Автоматизация и роботизация процессов

Одним из следствий карантина и невозможности сотрудника попасть в офис для выполнения своей работы будет развитие автоматизации и роботизации процессов.

Так, при выборе системы автоматизации бизнес всегда сравнивал стоимость владения системой со стоимостью рабочей силы, которую она замещает, ну еще учитывал повышение качества выпускаемой продукции. Да, еще был аргумент, что роботы не болеют и не ходят в отпуск, но тогда требовалось просто резервировать людские ресурсы на эти случаи. Теперь добавляется новый аргумент в пользу автоматизированных систем – они могут работать автономно или практически без людей.

Читайте также
IT-World разбирался, возможно ли создать фандом в специфичной и многим до сих пор непонятной ИТ-отрасли?

Текущая ситуация с карантином – первая в нашей истории, но, скорее всего, не последняя. Есть разные конспирологические теории насчет происхождения и целей спецоперации «всемирный карантин». Мы пока не знаем, чем она кончится, но уже понятно, что значительная часть компаний адаптировалась и минимизировала количество офисных сотрудников. Кому-то это стоило меньших затрат и усилий, кому-то – больших, а кто-то не смог адаптироваться и понес значительные убытки.

Теперь бизнес должен быть больше заинтересован в вопросах автоматизации ручного труда. Мелкий и средний бизнес раньше не интересовались возможностью автоматизировать или роботизировать процессы, которые выполняются одним или несколькими сотрудниками и не позволяют кого-то из них сократить. Теперь для этого есть обоснование – снижение риска прекращения или снижения скорости/качества бизнес-процесса в результате подобных нынешнему карантинов.

О главном. Зарплата

Когда мы говорим о будущем, скорее всего, всех интересует, как это все повлияет лично на них, например на уровень заработной платы. На первый взгляд все плохо – развивается кризис, уже затронувший отдельные сектора экономики, которые обязательно проявят отложенный эффект на другие отрасли: смежные, зависимые и зависящие. Тут еще и Америка с Китаем не дают друг другу развернуться, снижая общемировой спрос.

Зато вот какой интересный эффект может дать удаленная работа – выравнивание заработной платы по регионам, а возможно, и странам. Ни для кого не секрет, что за одну и ту же профессию в разных регионах России платят по-разному. А на Западе такая разница еще заметнее, особенно по сравнению с Россией и другими развивающимися странами. Здесь есть логические, экономические и прочие объяснения, но это своего рода «дискриминация». А в развитых странах сейчас очень модно бороться с различными дискриминациями.

Не касаясь того, почему сейчас уровень заработной платы зависит от местоположения, просто допустим, что удаленная работа вводится массово в какой-то отрасли. Тогда, если сотрудник все равно работает удаленно, насколько важно, как далеко он находится – на другом конце города или на другом конце страны? «А если нет разницы, зачем платить больше»? Вероятнее всего, мы не сразу перейдем на удаленную работу, а будет смешанный цикл, например три дня на удалёнке, два – в офисе, или четыре плюс один. Даже в этом случае сотрудник может жить значительно дальше от места работы, так как ездить на нее придется реже и, соответственно, на дорогу можно тратить меньше времени или денег. А это ведет к усреднению заработных плат в более широких регионах.

Мировой рынок развитых стран давно пытается с разным успехом вывести часть функций в страны с более дешевой рабочей силой. Однако количество таких функций раньше было сильно ограничено, в основном касаясь мира ИТ – программисты, администраторы и техническая поддержка. Теперь бизнес заставили попробовать работать с удаленными сотрудниками – возможно, кому-то понравилось и еще какая-то специализация «уйдет в онлайн». Первые смогут на этом значительно экономить, постепенно уравнивая рынок заработных плат. Учите английский (или китайский) – скоро это может быть очень востребовано вне зависимости от региона проживания.

Цифровизация всего и вся

Тренд на всеобщую цифровизацию начал звучать из всех динамиков в 2017году. На эту тему написано много статей, сделано немало презентаций и на самом деле реализовано множество хороших и интересных проектов, которые так или иначе можно отнести к цифровизации. Сейчас на дворе уже 2021 год. COVID наступил, а всеобщая цифровизация почему-то нет. Хотя, возможно, мы просто не осознаем тот масштаб изменений, который постепенно происходит вокруг нас.

Говорят, если лягушку поместить в холодную воду и медленно ее нагревать, то лягушка не выпрыгнет из воды, пока заживо не сварится. Находясь внутри изменяющейся системы, очень сложно осознать масштаб ее изменения с точки зрения внешнего наблюдателя.

С другой стороны, технологические изменения даже в наш скоротечный век все-таки размазаны во времени. Все основные примеры цифровизации, такие как booking.com, Airbnb.com, uber.com, блокчеин и «Интернет вещей»,– все это уже работает более 10 лет. UBER был основан в 2009-м, Airbnb в 2008-м, BlockChain и BitCoin в 2008-м, а booking.com вообще в 1996-м – 25 лет назад!! Наверняка сейчас есть множество стартапов, которые в будущем станут восприниматься как примеры успешной цифровизации – Tesla, BostonDynamics, DeepBlue, UIPath … а может, кто-то другой. Мало придумать хорошую технологию, надо ее еще успешно внедрить и заставить ей пользоваться.

После бума дот-комов мы переживаем бум стартапов. Стартап в области ИТ может создать любой желающий – ниш очень много и не быть занятым в каком-либо стартапе уже считается чуть ли не моветоном для студентов ИТ-вузов. Хотя по современной статистике, менее одного процента стартапов добиваются значимого успеха, а мир меняют вообще единицы. 99% стартапов не выживают, но пока находятся желающие инвестировать, будут и желающие сорвать этот куш.

Информационные технологии постоянно ускоряют цифровизацию и снижают порог вхождения для создания стартапа и легкость его масштабирования. А это сделает возможным бум стартапов не только в ИТ, но и в любых отраслях. Поэтому будущее нас ждет очень захватывающее.

Опубликовано 01.02.2021

Похожие статьи